Смогут ли новые санкции и угрозы поставить Иран на колени?

27 марта 2012
A A A


Вашингтон, продолжая более чем 30-летний курс конфронтации с Тегераном, стремится добиться максимальной международной политической, военной и финансово-экономической изоляции Ирана. Еще в 1996 году Конгресс США утвердил закон об ограничительных санкциях в отношении Ирана, в котором, помимо прочего, было указано, что компании, инвестировавшие в энергетику Ирана более 20 млн долл., будут также подвержены санкциям, среди которых: запрет на межбанковскую деятельность; аннулирование лицензий компаний-«нарушителей» на экспорт оборудования в США; запрет на кредиты более 10 миллионов долларов у американских банков; запрет американским компаниям инвестировать средства в компанию - «нарушитель»; запрет на покупку долговых обязательств американского правительства; запрет американским компаниям импортировать оборудование в указанное государство. Эти санкции запрещают американским компаниям проводить практически все финансово-экономические операции с Тегераном, в том числе, участвовать в разработке нефтегазовых месторождений. Под предлогом необходимости остановить ядерную программу Ирана Вашингтон инициировал введение антииранского санкционного режима в рамках ООН и ЕС. Как известно, в июне 2010 года Совет Безопасности ООН принял очередную, уже четвертую по счету, резолюцию об ужесточении санкций в отношении Ирана (№ 1929). О том, смогут ли новые санкции в отношении Ирана поставить его на колени, рассуждает Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Станислав Иванов. В январе 2012 года Евросоюз, в свою очередь, одобрил введение дополнительных всеобъемлющих и беспрецедентных санкций против Ирана. Они касаются импорта, торговли и транспортировки углеводородов, а также сопутствующих финансовых и страховых операций. Инвестирование в нефтехимические компании Ирана или создание совместных предприятий с ними больше не допускаются. По мнению лидеров ЕС, это эмбарго может нанести Тегерану чувствительный ущерб, поскольку углеводороды, топливо и сопутствующие продукты составляют более 90 % всего иранского экспорта в страны Евросоюза. Вторая по объему статья – продукция химической промышленности – составляет лишь 5,2 %, на третьем месте сельскохозяйственные продукты (2,6 %). Вместе с тем, страны ЕС потребляют менее четверти продаваемой Ираном нефти на сумму около 13 млрд долл. в год. Большую же часть своих углеводородов Тегеран экспортирует в Китай (20 %), Японию (18 %) и Индию (16 %). Ни одна из этих стран режим эмбарго пока не поддержала, хотя Япония и пытается снизить свою зависимость от иранской нефти. ЕС также заморозил активы иранского Центробанка, находящиеся в Европе, торговлю золотом, ценными металлами и алмазами с иранскими компаниями, правительственными учреждениями и Центральным банком. Запрещена и передача банкнот, номинированных в иранской валюте и монет иранскому Центробанку, а также продажа еще ряда товаров. Это стало очередным раундом мер, направленных на финансово-экономическое "удушение" Ирана. Для обоснования принимаемых в отношении Ирана довольно жестких ограничительных санкций, США, в дополнение к обвинениям Тегерана в стремлении заполучить ядерное оружие, навешивает на Иран ярлык главного спонсора терроризма в мире. В частности, иранские власти обвиняются в том, что через территорию Ирана, якобы, осуществляется транзит людских и финансовых потоков "Аль-Каиды" в Афганистан и Пакистан. "Изобличая секретные сделки Ирана с "Аль-Каидой", направленные на ее поддержку, мы еще раз хотим подчеркнуть, что Тегеран является крупнейшим в мире спонсором терроризма", - именно так оценил Иран заместитель министра финансов США по борьбе с терроризмом и финансовой разведке Дэвид Коэн. По сути, ничего нового в своих "дежурных" претензиях к "странам-изгоям" американская администрация и на этот раз не выдвигает. Все те же, дискредитировавшие себя в Ираке и Афганистане, аргументы: наличие оружия массового поражения и пособничество международному терроризму. При этом весьма прозрачным остается стремление Вашингтона во что бы то ни стало сменить неугодный Западу режим исламского фундаментализма в Тегеране. На фоне последних акций США и ЕС в отношении ИРИ, у ее противников в очередной раз появилась иллюзия: возможного краха правящего в Тегеране режима, который, якобы, может не выстоять под напором новых ограничительных санкций: экономику страны охватит хаос, финансовые институты лишатся последних международных связей, внешняя торговля будет парализована из-за отсутствия валютных средств, что, в конечном итоге, приведет к ухудшению социально-экономического положения страны и снижению уровня жизни большей части населения. Насколько такие предположения обоснованы? Не следует забывать, что Иран в своей новейшей истории уже не раз становился объектом экономических санкций, международного давления, военных угроз и, тем не менее, выстоял. Рост ВВП в Иране с учетом нефтяной промышленности в 2011 году составил 6,5%, а без ее учета – 7,3%. На долю добычи нефти и природного газа в ВВП Ирана приходится – 16,5%, то есть зависимость от экспорта углеводородов есть, но она не настолько критичная, чтобы предрекать коллапс всей иранской экономики. Тем более, что Тегеран, не дожидаясь наступления сроков введения новых санкций ЕС, приступил к активному поиску новых потребителей своих углеводородов на мировом рынке. Безусловно, отрицать полностью негативное воздействие все новых ограничительных санкций на экономику Ирана нельзя. Известно, что до 2011 года на дотации населению уходило до 30% бюджета страны. Сейчас, несмотря на повышенную активность в области госрегулирования внутреннего рынка и внешнеэкономической политики, Иран переживает довольно сложный период. Проблемы, вызванные международными санкциями, начинают всё заметнее отрицательно сказываться на хозяйственной деятельности страны, реализации правительственных программ и законов, направленных на преодоление как кризисных явлений в экономике, так и смягчение социальной напряженности. Правительство Ирана вынуждено принимать меры, которые не всегда популярны и поддерживаются населением. В конце января 2012 года произошло стремительное падение обменного курса иранского риала, что практически парализовало внутренний валютный рынок и вызвало панику среди населения. Резко возрос спрос на твердую валюту и драгметаллы, в первую очередь, на изделия из золота. В результате, иранский риал подешевел по отношению к доллару вдвое, что привело к серьезным финансовым потерям большей части населения страны и его естественному недовольству как действиями своих властей, так и новыми, дискриминационными по отношению к иранцам, санкциями Запада. Однако, внутриполитическая ситуация в Иране пока сохраняет стабильность. Парламентские выборы 2 марта 2012 года прошли в спокойной обстановке, организовано, с высокой явкой избирателей (65 %). Убедительную победу на них одержали консерваторы-сторонники духовного лидера ИРИ аятоллы Хаменеи. Правящему режиму удалось консолидировать общество перед лицом внешней угрозы. Каких-либо серьезных оснований предрекать коллапс иранской экономики или внутренних, народных волнений пока нет. Как впрочем, не следует ожидать, что под давлением санкций Иран откажется от своих ядерных исследований. Руководство Ирана не скрывает, что овладение ядерными технологиями является приоритетным национальным проектом. Глава законодательной власти Ирана Али Лариджани с уверенностью заявляет, что «санкции способствовали увеличению возможностей использования внутреннего потенциала Ирана». Министр нефти ИРИ Ростам Гасеми также уверен, что «даже в условиях санкций можно добиться прогресса и развития». Иранское руководство считает, что политика новых односторонних санкций со стороны ЕС, в свою очередь, нанесет сильный удар по экономике самой Европы. Посчитав, что среди европейских стран инициаторами нефтяного бойкота стали главные американские союзники, Великобритания и Франция, Тегеран прекратил экспорт нефти британским и французским компаниям, не дожидаясь 1 июля 2012 года - даты ввода санкций в действие. Несмотря на возникшие из-за ограничительных санкций объективные трудности с укреплением ВС Ирана, руководство страны не намерено отказываться от своих планов по повышению боеспособности армии и флота. Президент Ирана Ахмадинеджад внес на рассмотрение парламента проект бюджета страны на новый 1391 год по иранскому календарю (начался 20 марта 2012 года). Этот документ предусматривает увеличение расходов на военные нужды более чем в два раза - на 127%. Иранский парламент должен рассмотреть проект бюджета и внести свои поправки в течение 40 дней. По оценкам, в 2012 году расходы ИРИ на оборону могут превысить 20 млрд долл. США. Иран запланировал также увеличить расходы на финансирование своей ядерной программы. Министр обороны Ирана бригадный генерал Ахмад Вахиди назвал достижения Ирана в области обороны за минувший год «значительными». Особо отмечаются успехи в авиастроении, где сейчас создается новое поколение истребителей за счет основательной модернизации имеющегося самолетного парка. На прошедших недавно учениях приняли участие все имеющиеся в распоряжении ВВС Ирана типы самолетов, включая истребители F-4, F-5, Су-24, MиГ-29, а также истребитель отечественного производства "Сайеге", являющийся модифицированным аналогом американских F-5. Как успех в оборонной сфере, оценивается и то, что иранскими специалистами было освоено проектирование малых турбовентиляторных двигателей для различных типов модных сейчас беспилотных самолетов. Заместитель руководителя организации авиационной промышленности вооруженных сил ИРИ генерал Карим Бани-Торфи утверждает, что «санкции Запада практически никак не повлияли на научно-технический прогресс в Иране, и в настоящее время иранские специалисты переходят к проектированию и изготовлению больших турбовентиляторных двигателей». Иран не только создает свои БЛА, но и готовится к борьбе с беспилотниками противника. В ходе учений армии ИРИ под кодовым названием "Саралла", которые проходили в центре ПВО «Бушер» на юге Ирана, были успешно испытаны системы обнаружения и уничтожения на малых высотах малозаметных для радаров БЛА условного противника. Перехват осуществлялся на высотах до трех километров. В качестве средств ПВО использовались зенитные системы с плотным заградительным огнем, зенитно-ракетные комплексы малого радиуса действия и переносные ЗРК. На этих учениях также отрабатывались тактические приемы перехвата и уничтожения крылатых ракет. Иранские СМИ не без гордости сообщили, что при тестировании новых иранских современных радиолокационных систем ими были обнаружены объекты предполагаемого противника, обладающие способностью оставаться невидимыми для большинства существующих в мире радаров. Иран довольно успешно продолжает и дорогостоящую космическую программу, хотя запуск спутника «Фаджр», изначально планировавшийся на начало февраля 2012 году, по техническим причинам был отложен. Глава космического агентства ИРИ Хамид Фазели объявил, что «по завершении всех необходимых приготовлений отечественный спутник «Фаджр» будет запущен в ближайшие месяцы». Новый иранский спутник обладает возможностями зондирования и получения изображений, и при его запуске будут оценены подсистемы, использованные в предыдущих спутниках. В 2013 году Иран намерен также вывести на орбиту другой новый спутник на высоту 500 км, так как испытывает потребность космического присутствия на высоких орбитах. По оценкам иранского руководства, признаком могущества Исламской Республики Иран стало также прохождение группой боевых иранских кораблей, состоящей из фрегата «Харк» и эсминца «Накди», через Суэцкий канал в Средиземное море к берегам Сирии, охваченной внутренними беспорядками. Министр обороны ИРИ генерал Вахиди подчеркивал в те дни, что «присутствие кораблей ВМС Ирана в Средиземном море является естественным правом Тегерана и осуществляется в рамках внешней политики Ирана по закреплению своего военно-морского присутствия в международных водах». Заметим, что корабли ВМС Ирана начали выполнять свои миссии в международных водах с 2009 года, и за это время они не только сопровождали иранские торговые суда и нефтяные танкеры в Аденском заливе и акватории Индийского океана, но и часто приходили на помощь судам других государств. В общей сложности корабли ВМС Ирана обеспечили сопровождение 1400 торговых судов и танкеров. За это время иранские моряки в более чем ста случаях вступали в вооруженные столкновения с морскими пиратами. Информационное агентство «United Press» отмечает, что «иранские ВМС, защищая от морских пиратов иранские суда и суда других государств, демонстрируют военно-морское могущество своей страны», которое планируется наращивать и в новом иранском году. Тем не менее, в Вашингтоне утверждают, что ограничительные санкции против Ирана доказывают свою эффективность. Якобы, они сдержали развитие иранской ядерной программы и увеличили отрезок времени, необходимый Ирану для изготовления ядерной бомбы. На данный момент количество центрифуг IR-1, установленных на обогатительном предприятии в Натанзе, куда меньше, чем западные разведки предполагали шесть лет назад. Якобы, санкции замедлили переход на современные центрифуги (IR-2 и IR-4m), которые необходимы Ирану для качественного скачка вперед. Возможно также, что иранцы снизили темпы строительства реактора в Араке, который мог бы ускорить создание атомной бомбы. Могут ли санкции иметь достаточную силу, чтобы исключить полностью возможность создания Ираном ракетно-ядерного оружия? Американские эксперты считают, что в определенных условиях – да, то есть, санкции должны сопровождаться нарастающей военной угрозой. В Вашингтоне полагают, что только сочетание давления извне и изнутри (недовольство местного населения) может заставить иранских лидеров отказаться от своих «ядерных амбиций». Не случайно, в последнее время в заявлениях американских и израильских политиков и СМИ все чаще звучат угрозы прямого военного воздействия на Иран (ракетно-бомбовые удары по ядерным объектам и т.п.), называются даже примерные сроки военных операций. И все же, раздающиеся из Вашингтона и Иерусалима воинственные антииранские заявления можно расценивать лишь как пропагандистские выпады и попытку усиления внешнего давления на Тегеран. Наученные горьким опытом привнесения извне «западных моделей демократии» в Ираке, Афганистане, Ливии и других странах Ближнего и Среднего Востока, США вряд ли предпримут очередную военную авантюру с непредсказуемым результатом. Израиль также вынужден будет считаться с мнением своего «старшего брата» и реалиями сегодняшнего дня. Не следует также забывать, что в условиях продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса вооруженное нападение на крупнейшего поставщика нефти и газа на мировой рынок, одного из лидеров исламского мира может спровоцировать целую цепь негативных масштабных процессов политического и экономического характера. Тем более, что постоянные члены Совета Безопасности ООН Россия и Китай, а также большая часть мирового сообщества, категорически против каких-либо военных операций против Ирана. Скорее всего, Тегерану удастся адаптироваться к новым финансово-экономическим санкциям и к военным угрозам в свой адрес и ИРИ сохранит свой статус региональной державы. Не исключено, что санкции могут лишь ускорить возврат Тегерана к более тесному сотрудничеству с МАГАТЭ и «шестеркой» посредников по своей ядерной программе, чтобы не допустить дальнейшей изоляции страны на международной арене.
Станислав Иванов, <i>Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук </i>
Источник: Оружие России

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.