Обсуждаем тактику США в отношениях с Ираном

23 ноября 2009
A A A


Проводя консультации с Россией и Китаем, а также другими возможными посредниками, в том числе с Турцией и ОАЭ с целью выяснения возможности достижения консенсуса по вопросу о том, какие действия предпринимать в отношении Ирана с учетом истекающего предельного срока, объявленного американцами, президент США Барак Обама (Barack Obama) в Пекине в ходе своего недельного турне по Азии обсуждал этот вопрос с председателем КНР Ху Цзиньтао (Hu Jintao). Однако все это может оказаться не таким легким, как ему представляется. Внутри американской администрации мнения значительно расходятся по вопросу о том, как вести дела с Ираном. Некоторые полагают, что сближение с Ираном должно содержать те элементы, которые представляют значительный интерес для этой страны – как США это сделали, например, в случае с Китаем. Представители этой группы утверждают, что Обама пока еще не предложил никаких новых идей для полномасштабного подхода, в рамках которого можно было бы рассматривать полный пересмотр американо-иранских отношений. Представители другой группы полагают, что Иран после президентских выборов находится в очень неустойчивом положении и поэтому Америка должна поддерживать «зеленое движение», хотя в краткосрочной перспективе его шансы и не выглядят убедительно. Боковой отросток этой группы настроен более агрессивно и занимает более произраильскую позицию, серьезно рассматривая при этом как принятие жестких санкций, так и нацеленный военный удар. Некоторые наблюдатели за политической машиной США рассматривают администрацию Обамы как «коалиционное правительство» и сомневаются в том, что можно будет достичь необходимого консенсуса относительно подхода к Ирану. Они считают, что внешнеполитическая группа Обамы – включая государственного секретаря Хилари Клинтон (Hilary Clinton) и спецпредставителя на Ближнем Востоке Денниса Росса (Dennis Ross) - не являются самыми приемлемыми игроками. Другие отмечают, что Конгресс США рассматривает Обаму в определенной мере как юношу, которого надо контролировать и которому нельзя позволить набрать слишком высокую скорость при его сближении с Ираном, так как это может представлять угрозу для национальной безопасности США. Но только этими различиями в правительствах США и Ирана дело не ограничивается. Не секрет, что нет консенсуса среди мировых держав, которые пытаются наладить отношения с Ираном. Россия и Китай имеют намного более хорошие политико-экономические отношения с Ираном и они не хотят ими рисковать. В течение последних нескольких месяцев на фоне ухудшающейся ситуации в Афганистане и очень призрачной вероятности достижения успехов в области мирного соглашения на Ближнем Востоке, для Запада становится все более важным найти какой-то вариант договоренности с Ираном. Здесь нужно искать совершенно новый подход, так как предыдущий оказался неудачным. Сделанное Обамой обещание относительно «творческой сделки», как представляется, не произвело сильного впечатления на Исламскую Республику. Один из возможных новых подходов может состоять в отделении ирано-американских переговоров от многосторонних переговоров по ядерному вопросу. Иран пока заявляет о том, что он будет рад начать переговоры, если будут сняты предварительные условия. Ядерная сделка продолжает оказывать давление на Иран с целью остановить процесс обогащения урана, но такой вариант Иран отвергает. Попытка запугать Иран и заставить его таким образом прекратить обогащение урана не сработала в прошлом, и Запад уже понял, что Иран нельзя принудить к заключению сделки. Поэтому должен быть налажен диалог для того, чтобы убедить Иран. Если бы переговоры проводились в первую очередь с США – отдельно от ядерного вопроса и без всяких предварительных условий, - то в таком случае можно было бы обсуждать такие представляющие взаимный интерес пункты как сотрудничество по Афганистану и Ираку или даже по Ближнему Востоку. Это было бы менее рискованно, чем изолировать Иран или нанести по нему военный удар. В то же самое время США могли бы потребовать через МАГАТЭ большую открытость в вопросе об израильском ядерном арсенале. За такой подход, хотя он никогда и не применялся, выступают некоторые страны, играющие роль посредников. Многих удивляет вопрос, почему международное сообщество никогда не делится информацией о ядерном потенциале Израиля? Это, как они считают, ставит под сомнение доверие к МАГАТЭ, и в связи с этим возникают представления о том, что в совете управляющих МАГАТЭ нет единства по этому вопросу. Многие из этих стран считают, что США должны работать с Ираном, используя смешанный пакет, состоящий из сдерживания и диалога. Многие опасаются, что давление со стороны воинственно настроенных фракций, а также израильского лобби препятствует проведению переговоров с Ираном и таким образом ставят под угрозу региональную и международную безопасность. ("The Guardian", Великобритания)
Источник: ИНОСМИ

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.