31 декабря 2006
Е.С. Мелкумян 12-13 декабря 2006 г. в Кувейте состоялось совещание представителей Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) и НАТО под девизом «Совместное отражение угроз на основе Стамбульской инициативы сотрудничества». Его результатом стало подписание Кувейтом и НАТО соглашения по обеспечению безопасности, которое предполагает, прежде всего, обмен информацией по связанным с этой проблемой вопросам. Совещание проходило под покровительством премьер-министра Кувейта шейха Насера Аль-Мухаммеда Аль-Ахмеда Ас-Сабаха. На нем присутствовал Генеральный секретарь НАТО и его заместители, а также официальные лица государств ССАГЗ и государств НАТО. Кувейт стал инициатором проведения совещания и способствовал его успеху. Традиционная роль Кувейта, который выступает пионером продвижения идей, имеющих отношение к будущему развитию государств Залива, их безопасности и стабильности была подтверждена им и на этот раз. Одной из задач совещания было воплощение идеи, заложенной в Стамбульской инициативе и направленной на развитие сотрудничества между обеими организациями и лучшее понимание ее содержания и целей. Совещание было призвано также укрепить узы сотрудничества между НАТО и государствами Совета сотрудничества для достижения прочной стабильности и упрочения безопасности в регионе Залива. В рамках усилий, направленных на ознакомление со Стамбульской инициативой сотрудничества и важностью укрепления связей между НАТО и государствами Совета сотрудничества Центр исследований Залива в Дубае и Институт дипломатических исследований министерства иностранных дел Саудовской Аравии, совместно с департаментом общей дипломатии НАТО, планируют провести конференцию под названием «Проблемы сотрудничества в области безопасности. Стамбульская инициатива сотрудничества и укрепление отношений между НАТО и государствами Залива». Конференция должна пройти в Эр-Рияде 20-21 января 2007 г. Как подчеркивалось во время совещания в Кувейте в середине декабря 2006 г., Саудовская Аравия, учитывая ее роль в регионе, должна взять на себя обязанность по разъяснению сущности Стамбульской инициативы и ее продвижению. Стамбульская инициатива сотрудничества (ICI) была выдвинута на саммите организации стран-членов Североатлантического альянса, которое проходило в Стамбуле 18-20 июня 2004 г. Она предполагает развитие двусторонних отношений, основанных на взаимных интересах между блоком НАТО и государствами, которые уже подключились к этой инициативе, среди них также некоторые государства-члены ССАГЗ. Целью Стамбульской инициативы сотрудничества является укрепление региональной безопасности и стабильности путем создания новых основ партнерских отношений с НАТО. Она предполагает активизацию различные аспектов сотрудничества между НАТО и заинтересованными государствами в таких областях, как безопасность, оборонные вопросы, проведение совместных учений, координация в вопросах военного сотрудничества. Инициатива предполагает совместные действия, направленные на борьбу с терроризмом, предотвращению угрозы распространения оружия массового поражения и незаконной контрабанды оружия, с целью повышения возможностей государств отражать новые виды угроз. Она также включает в себя расширение политического диалога между сторонами по вопросам, представляющим взаимный интерес. Среди государств-членов ССАГЗ Кувейт, Катар, ОАЭ и Бахрейн уже присоединились к этой инициативе, тогда как Саудовская Аравия и Оман приняли решение о более углубленном ее изучении. Не случайно, что именно малые государства, входящие в эту региональную группировку. первыми посчитали для себя полезным развивать отношения с НАТО.. Для них возникновение новых унроз региональной безопасности, в первую очередь, распространение ядерного оружия, особенно чувствительно. Они обеспокоены тем, что их безопасность никем не гарантирована, и ищут новые пути, как ее защиты, так и сохранения региональной стабильности. Стамбульская инициатива существует независимо от инициативы ближневосточного диалога (MD), которая была предложена НАТО в 1994 г. Эти две инициативы призваны дополнить друг друга. Сегодня обе они распространяются на регион Расширенного Ближнего Востока и Северной Африки, который включает в себя как арабские средиземноморские страны, так и государства региона Залива. В условиях появления новых угроз безопасности, затрагивающих интересы всех этих государств, а также стабильность и безопасность на международной арене, государства-члены НАТО и государства Ближнего Востока стремятся к углублению двустороннего взаимодействия. По мнению президента Центра научных исследований в Дубае Абдель Азиза бен Усмана бен Сакра, в этом процессе особую роль может сыграть Саудовская Аравия, являющаяся ведущей региональной державой, которая не только оказывает влияние на экономику, политику и культуру в глобальном масштабе, но и обладает современными вооруженными силами, имеющими опыт сотрудничества с международными силами во время оккупации Кувейта в 1990-1991 гг. По его мнению, страны НАТО заинтересованы в том, чтобы Саудовская Аравия поддержала Стамбульскую инициативу сотрудничества. Эта заинтересованность подкрепляется различными факторами. Среди них – положение, которое саудовское королевство занимает на глобальном и региональном уровнях, дающим ему возможность развивать отношения сотрудничества со многими странами. Саудовская внешняя политика строится на позитивном, сбалансированном, многостороннем и равноправном сотрудничестве, основанном на стремлении обеспечить собственную безопасность и способствовать региональной стабильности. Со своей стороны, НАТО установил отношения в области безопасности с 26 странами мира. Среди этих соглашений и те, которые формируются в рамках Стамбульской инициативы и Ближневосточного диалога и которые предполагает проведение совместных военных учений на суше и на море, направленных на предотвращение террористических актов, природных катастроф и всевозможных кризисов. Задачи НАТО в последние годы изменились. Сегодня это не только организация, занимающаяся военными вопросами. Сотрудничество на двусторонней и многосторонней основе, которое она развивает, охватывает различные сферы деятельности. Поэтому, как считает Абдель Азиза бен Усман бен Сакр, претворение в жизнь Стамбульской инициативы сотрудничества в рамках подписанных государствами-членами Совета сотрудничества соглашений, а также тех, которые будут подписаны, должны сыграть свою положительную роль. Главным содержанием сотрудничества, по его мнению, может стать борьба с терроризмом. НАТО может помочь в подготовке специализированных кадров, в проведении стажировок офицеров сил безопасности, в проведении совместных семинаров, посвященных проблеме терроризма, обмену информацией, разведывательными данными между специализированными ведомствами с обеих сторон. Кроме того, это сотрудничество способно содействовать странам-членам Совета сотрудничества в проведении реформ в оборонной области и в разработке оборонных стратегий в рамках программы «Сотрудничества во имя мира», которую осуществляет НАТО. Другим направлением сотрудничества, по мнению президента Центра научных исследований в Дубае, может стать борьба с распространением оружия массового поражения. Члены НАТО и их партнеры из региона Залива способны прилагать, прежде всего, совместные политические усилия, с тем, чтобы поставить преграду перед государствами, которые стремятся обладать подобным оружием и средствами его доставки. НАТО и государства-члены ССАГЗ могли бы обсудить эти проблемы на конференциях и семинарах, в которых бы участвовали политические и военные делегации на высоком уровне, представляющие обе стороны Для лучшего планирования действий в чрезвычайных ситуациях, угрожающих безопасности гражданского населения, Абдель Азиз бен Усман бен Сакр предлагает проведение совместных учений, специальных семинаров, организацию курсов по подготовке сержантского и офицерского состава сил, действующих в чрезвычайных ситуациях. Он считает необходимым осуществлять сотрудничество, как на чисто техническом уровне, а также на уровне сотрудничества офицеров связи, причем, как в практической области, так и в области стратегической. Он также предлагает усилить сотрудничество между представительствами военных ведомств, путем организации взаимных визитов, проведении конференций для их руководящего состава, и более широкого ознакомления с тем, как организована та или иная сфера оборонной деятельности в рамках НАТО, прежде всего, как действует система раннего предупреждения нападения с воздуха. Сегодня для стран-членов Совета сотрудничества защита от возможности ядерного нападения представляется вполне актуальной. Вместе с тем, рассматривая итоги совещания в Кувейте в середине декабря 2006 г., в Центре исследований Залива в Дубае считают, что Стамбульская инициатива сотрудничества откроет государствам ССАГЗ путь к повышению уровня подготовки местных кадров, занимающихся проблемами обороны и обеспечения безопасности. Кроме того, присоединение к этой инициативе позволит им познакомиться с методами действия, используемыми НАТО, совершенствовать существующие в странах ССАГЗ системы логистики, инженерного обеспечения и управления во всех подразделениях, занимающихся вопросами обороны и обеспечения безопасности. Иными словами, возникает впечатление, что поддержка идеи сотрудничества государств-членов ССАГЗ с НАТО представителями ведущего исследовательского центра ССАГЗ, а также научными кругами, собственно, этих стран означает, что состояние безопасности государств Залива вызывает тревогу не только широких кругов местной общественности, но и руководителей этих государств.
Источник:
Институт Ближнего Востока
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий