28 ноября 2006
С.Ю. Серёгичев Главный итог развития ситуации в Дарфуре в ноябре с.г. – масштабы «рукотворной катастрофы» (по выражению Яна Эгеланда, координатора гуманитарных операций ООН) на западе Судана продолжают расти, невзирая на все предпринимаемые мировым сообществом в лице ООН, ЛАГ и АС меры. «Камнем преткновения» на пути начала реального, то есть подкрепленного вооруженными силами ООН, процесса мирного урегулирования стоит решительный отказ официального Хартума допустить на свою территорию какие-либо другие миротворческие подразделения, кроме контингента миротворцев Африканского союза (АС). Войска АС целиком и полностью устраивают суданские власти, так как в силу низкой квалификации, недостаточной вооруженности, а главное, из-за отсутствия решительной политической воли правительств стран, отправивших эти силы в Дарфур, они на практике никак не вмешиваются в военно-политическое противостояние суданских правительственных и союзных им сил с Национальным фронтом освобождения (НФО). Хартум упорно сопротивляется попыткам размещения ооновских «голубых касок» в Дарфуре еще с конца августа текущего года. Тогда в Совете Безопасности ООН двенадцатью голосами из пятнадцати была принята резолюция № 1706 (при голосовании воздержались Китай, Россия и Катар), в соответствии с которой на западе Судана должны быть размещены миротворцы ООН. При этом в тексте резолюции делалась оговорка, что «голубые каски» ООН могут войти на территорию Судана лишь с согласия официального Хартума: «1. постановляет— без ущерба для ее нынешнего мандата и операций, предусмотренных в резолюции № 1590 (2005), и в целях оказания поддержки скорейшему и эффективному осуществлению мирного соглашения по Дарфуру, — что мандат МООНВС будет расширен в соответствии с пунктами 8, 9 и 12 ниже и что она будет развернута в Дарфуре, и в этой связи предлагает правительству национального единства дать согласие на это развертывание и настоятельно призывает государства-члены предоставить силы и средства для оперативного развертывания». Мнения в правительстве Судана по вопросу об отношении к данной резолюции с самого начала ее обсуждения разделились. Часть министров, получивших свои портфели по квоте Суданского народно-освободительного движения (СНОД), во главе с первым вице-президентом Сальвой Кииром поддержали решение СБ ООН. В то же время суданские военные и близкие к ним круги, которые вместе владеют «контрольным пакетом» акций правительства национального единства (в их руках ключевые министерства), сразу же перешли к яростным нападкам на резолюцию № 1706. Их позицию на международной арене постоянно отстаивает президент Судана Омар аль-Башир: Судан не даст себя оккупировать иностранным войскам и превратить во второй Ирак, даже если эти силы будут действовать под эгидой ООН. Эта позиция правительственного суданского большинства оставалась внешне неизменной до второй половины ноября. 16 ноября по итогам встреч делегации официального Хартума с представителями ООН (включая и СБ ООН) и АС в Аддис-Абебе в официальном коммюнике было записано: «Смешанная операция (в Дарфуре. – Автор) в общем и целом согласована вплоть до определения размера миротворческих сил, носящих преимущественно африканский характер, но получающих поддержку для своих технических, командных и контрольных структур со стороны ООН». Достигнутое согласие по вопросу о параметрах международной миротворческой операции в Дарфуре было оценено основными участниками данного процесса на должном уровне. Госсекретарь США Кондолиза Райс, находившаяся 17 ноября с рабочим визитом в Ханое на саммите АТЭС, в интервью Agency France Presse так прокомментировала достигнутый в Аддис-Абебе результат: «Это, безусловно, благоприятный шанс для разрешения этой экстремально-сложной проблемы… Я надеюсь, что суданское правительство примет это предложение, так как ситуация в Судане не улучшается». Источник в миссии АС в Судане заявил, что «это важный шаг, особенно для совета безопасности АС, так как является образцом для других подобных операций». Со словами одобрения достигнутого прогресса на переговорах по дарфурской проблеме выступил министр иностранных дел Египта Ахмед Абу аль-Гейт: «Встреча в Аддис-Абебе явила (миру. – Автор) рождение нового общего компромисса (по разрешению кризиса в Дарфуре. – Автор], который поддерживает и суданское правительство». Вместе с тем в высказываниях большинства высокопоставленных представителей официального Хартума особо подчеркивалось, что достигнутый в эфиопской столице компромисс отнюдь не означает согласия суданских властей на ввод миротворцев ООН в составе совместной миссии АС–ООН в Дарфур. Так, глава суданского МИДа Лам Аколь заявил: «Речь не идет о смешанных силах. Мы обсуждали этот вопрос и пришли к согласию о том, что силы Африканского союза будут поддерживаться Объединенными Нациями». Еще более образно на эту тему выступил представитель Судана в ООН Абд аль-Махмуд Абду Халеем: «Это новый план, который во многом устраивает Судан, и он отправил (резолюцию. – Автор) № 1706 на кладбище. (Резолюция. — Автор) № 1706 умерла». Однако комментарии, поступившие от Маджзуба аль-Халифы, старшего советника суданского президента, контрастировали с заявлениями, сделанными ранее хартумскими чиновниками. В интервью, данном Associated Press, аль-Халифа сказал, что не видит особой проблемы в участи ооновских миротворцев в совместной миссии АС–ООН в Дарфуре: «Концепция смешанных сил АС–ООН для Дарфура не проблема до тех пор, пока руководство этими силами будет африканским». Развивая свою мысль, он добавил: «Эти силы должны находиться под командованием и контролем АС, включая помощь, в том числе и техническую, от ООН». Многие наблюдатели расценили заявление аль-Халифы как фактическую уступку, на которую может пойти правительство аль-Башира в вопросе о размещение сил ООН на западе своей страны под нарастающим давлением мирового сообщества, желая при этом сохранить свое лицо в глазах рядовых суданцев. Стоит признать, что подобные выводы зарубежных экспертов не до конца учитывают реалии текущей суданской политики: любое крупное изменение внешней или внутриполитической линии в Судане неизбежно вызывает изменения в высших эшелонах суданской власти, даже если эти изменения и были санкционированы самой правящей верхушкой. Иными словами, если кабинет аль-Башира в той или иной форме даст свое согласие на размещение ооновских сил в Дарфуре, то это будет означать не просто отход от прежней политической линии, но и подтверждение справедливости требований, выдвигаемых либо конкурентами по правящей коалиции (южанами), либо различными оппозиционными силами (среди которых продолжает, пусть и не так явно, набирать силу традиционалистский блок: партии «Аль-Умма», ЮДП, дервишеские ордена «Аль-Ансар» и «Аль-Хатмийя»). В последнем случае у суданской политической оппозиции в лице традиционалистов вполне может появиться шанс вернуть себе утраченные после переворота 1989 г. позиции в высших эшелонах суданской власти. Поэтому в ответ на комментарии аль-Халифы в тот же день последовало выступление министра обороны Судана Абд ар-Рахима Мухаммеда Хусейна: «Дарфур станет кладбищем для оккупантов, если Совет Безопасности ООН попытается осуществить резолюцию № 1706». В заключение хотелось бы отметить, что помимо угрозы нарушения территориальной целостности Республики Судан официальный Хартум вполне закономерно опасается возможности организации международного трибунала по расследованию преступлений против человечности, совершенных силовыми структурами суданского государства в Дарфуре. Подобные опасения небеспочвенны: практика международных миротворческих операций показывает, что по итогам завершения указанных миссий всегда определяется круг виновных в произошедшем геноциде и в ряде случаев над выявленными подозреваемыми начинается судебный процесс в рамках трибунала ООН. Этого-то и боятся представители правящей суданской элиты, не желая повторения для себя участи С. Милошевича.
Источник:
Институт Ближнего Востока
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий