Государства Персидского залива и иранская ядерная программа: анализ взаимосвязей

28 ноября 2006
A A A


А.А. Розов Как известно, в последние годы ситуация вокруг иранской ядерной программы служит главным фактором, определяющим политический климат вокруг непростых и подчас довольно напряженных взаимоотношений Тегерана со странами, входящими в состав Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). При этом следует учитывать комплексный характер данных взаимоотношений, поскольку ССАГПЗ представляет широкий круг государств, преследующих прежде всего собственные национальные интересы. Тем не менее важно понимать, что в отношении иранской ядерной проблематики и ее возможного влияния на ситуацию в регионе у стран — членов ССАГПЗ выработался коллективный подход. Его основной сигнал – неприемлемость ни при каких обстоятельствах возможности обретения Тегераном ядерного оружия. Анализ недавней истории отношений Ирана с ССАГПЗ показывает, что эти отношения никогда не были гладкими: долгое время со стороны стран совета выражалась серьезная обеспокоенность масштабными военными программами Тегерана вкупе с его внешнеполитической линией на «экспорт исламской революции». Некоторое потепление в отношениях наступило с приходом к власти в Иране президента С.М. Хатами, который начал проводить прагматичный внешнеполитический курс, направленный на диалог с соседями по региону, в том числе в ареале Персидского залива. Потеплению политического климата способствовали также ставшие регулярными саммиты в формате Иран – ССАГПЗ. Обострение ситуации вокруг иранской ядерной программы сразу после победы на президентских выборах М. Ахмадинежада осложнило отношения Ирана с ССАГПЗ. Выявился целый ряд застарелых проблем, имевшихся в отношениях между Ираном и арабскими государствами Персидского залива. В частности, вновь обострились отношения Ирана с ОАЭ по вопросу о трех спорных островах в Персидском заливе. Кроме того, в полной мере проявил себя фактор США: американцы, всегда негативно относящиеся к развитию взаимодействия между Ираном и ССАГПЗ, воспользовались ситуацией, чтобы усилить напряженность в регионе, используя в полной мере иранскую ядерную программу как «страшилку» для арабов. Играя на противоречиях сторон, Вашингтон приступил к дальнейшему наращиванию и без того массированного западного присутствия в Персидском заливе. Иран, реагируя на это, провел чуть ли не самые крупные свои учения в зоне Залива. Понимая всю сложность ситуации, складывающейся во взаимоотношениях с арабскими государствами Персидского залива, иранское руководство выступило с новыми инициативами, направленными на урегулирование ситуации и снятие напряженности вокруг иранской ядерной программы. В частности, недавно Тегеран выступил с инициативой о заключении своеобразного пакта о ненападении с арабскими странами Залива. В конкретном плане иранское руководство предложило государствам — членам ССАГПЗ заключить соглашение о совместной обороне, предусматривающее в том числе взаимный отказ от военной агрессии либо угроз в отношении друг друга. Предложение интересное, рассчитанное на долгосрочную перспективу и, как полагали в Тегеране, являющееся твердым гарантом мирной направленности иранских ядерных программ. Реакция стран — членов ССАГПЗ на данное предложение оказалась предсказуемой: арабские страны прокомментировали новую иранскую инициативу осторожно и дипломатично. Эту миссию взял на себя глава МИДа Омана, который заявил, что государства Персидского залива не видят в лице Тегерана угрозы их интересам. В то же время, судя по комментариям главы дипломатического ведомства Омана, страны Залива не видят необходимости в подписании с Ираном какого-либо акта о ненападении. Данную позицию представитель Омана объяснил следующими мотивами. Во-первых, среди государств Персидского залива отсутствует уверенность в том, что почва для подписания такого важного соглашения уже созрела. Очевидно, что данная идея требует тщательной проработки и согласования. Во-вторых, страны Залива не ожидают и не видят никакой возможности враждебных действий либо агрессии со стороны Тегерана. В данном контексте подписание предлагаемого Тегераном соглашения представляется бессмысленным. В-третьих, с точки зрения логики арабских государств Залива, нет необходимости заключать оборонительное соглашение против третьих стран, поскольку никаких реальных угроз со стороны третьих стран не просматривается. По словам главы МИДа Омана, сегодня главным вектором, определяющим отношения между Ираном и странами Персидского залива, является их добрососедский характер, обусловливающий необходимость тесного регионального взаимодействия. Не отвергая в категоричной форме иранское предложение, арабы дали понять, что время для такого соглашения еще не пришло. Признавая необходимость придания более упорядоченного характера данным отношениями с ССАГПЗ на двусторонней и многосторонней основе, арабские государства Залива не исключают вероятности подписания предложенного иранцами соглашения в более отдаленной перспективе (если сложится определенное понимание необходимости такого соглашения). И, тем не менее, отказ арабских государств от принятия иранского предложения о сотрудничестве – не что иное, как очередной сигнал Тегерану о том, что США намерены в полную силу использовать потенциал ССАГПЗ против иранской ядерной программы. Через страны ССАГПЗ американцы проводят свою озабоченность вероятностью создания в Иране и распространения во всем регионе ядерного оружия. Как итог такой политики – заявления ССАГПЗ по ядерной программе Ирана, которая, по мнению арабов, имеет под собой совсем другую основу, поскольку является глобальной проблемой. Защищая американцев, представитель ССАГПЗ поясняет, что действия США в отношении Ирана мотивируются нежеланием администрации США распространять ядерное оружие во всем мире. Представитель Омана, реагируя на предложение Ирана об оборонительном соглашении, признает, что существует определенный кризис доверия в отношениях между Ираном и Западом (США). Однако этот фактор не следует использовать в качестве «козырной карты» (дескать, если что, Иран готов применить ядерную бомбу против стран Залива), направленной на эскалацию и без того напряженных взаимоотношений по линии Иран – ССАГПЗ. О реальном отсутствии угрозы со стороны третьих стран (читаем: США), грозящей подорвать устойчивые связи между Ираном и ССАГПЗ, полагает глава МИДа Омана, свидетельствует тот факт, что, участвуя в совместной встрече министров иностранных дел стран ССАГПЗ, Египта и Иордании в Каире, госсекретарь США К. Райс не делала никаких упреждающих заявлений против Ирана, в том числе допускающих вероятность военной агрессии против этой страны. Очевидно, что одной из главных целей использования Вашингтоном иранской ядерной проблемы является попытка подорвать сложившиеся связи между Тегераном и ССАГПЗ, высветить комплекс нерешенных проблем в отношениях между ними. Чтобы убедить арабов в том, что наличие ядерного оружия в руках Тегерана создает угрозу миру и безопасности, США стремятся в максимальной мере надавить на иранское руководство. Арабы при этом занимают достаточно гибкие позиции: не отказываясь категорично от иранского предложения о военном сотрудничестве, страны Залива, тем не менее, частично разделяют обеспокоенность Запада, говоря о том, что наличие ядерного оружия (ЯО) у любого государства создает угрозу миру. В то же время фактическое отклонение странами ССАГПЗ предложения Тегерана о начале военного и военно-технического сотрудничества говорит о многом, в частности, о том, сложный период в их взаимоотношениях продолжает сохраняться. Очевидно, имеет место и факт политического недоверия сторон, отношения между которыми в силу ряда объективных обстоятельств оказались полностью сосредоточены на иранской ядерной проблематике, ставшей с подачи американцев главным фактором развития сотрудничества по линии Иран – ССАГПЗ в обозримой перспективе.
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.