13 октября 2006
В. П. Юрченко В сентябре 2006 года военно-политическая обстановка в Ираке продолжала осложняться. Высокой степенью напряженности характеризовалась ситуация в сфере безопасности. Не снижается уровень противоборства между политическими силами, выражающими интересы различных религиозных и этнических общин страны. В первую очередь, это относится к расширяющемуся конфликту между арабами-суннитами и шиитами. Все это делает внутриполитическую ситуацию в Ираке очень нестабильной. Внешнеполитическая деятельность нынешнего руководства страны, как и прежде, была в основном ориентирована на упрочение позиций Ирака в регионе Ближнего и Среднего Востока, получение Багдадом необходимой политической поддержки и материальной помощи со стороны международного сообщества. Негативное развитие ситуации в сфере безопасности не позволяет говорить о скорой общей стабилизации положения дел в Ираке. В стране неуклонно растет число жертв насилия. В сентябре число погибших мирных иракских граждан на 42% превысило показатель августа. В условиях нестабильной и напряженной обстановки в стране власти ежемесячно (с ноября 2004 г.) продлевают режим чрезвычайного положения, который действует на всей территории Ирака, за исключением провинций, входящих в состав курдской автономии. Американское военное командование и иракские власти продолжали концентрировать свои усилия на улучшении положения дел в Багдаде и его окрестностях, считая наведение порядка в столичном мегаполисе ключом к общему улучшению обстановки в стране. По периметру вокруг столицы (ок. 96 км) начато создание системы заградительных сооружений с тем, чтобы воспрепятствовать проникновению боевиков в город. В частности, сооружаются хорошо укрепленные КПП, роются рвы и траншеи, устанавливаются различные заграждения и насыпаются земляные валы. Планируется значительно усилить охрану ключевых транспортных артерий, ведущих к Багдаду, улучшить качество контроля на въезде и выезде из столицы. Также намечено провести тщательную перепись горожан с последующей выдачей специальных удостоверений личности, которые жители будут обязаны постоянно иметь при себе. В тоже время американское командование подчеркивает, что проведение мероприятий по наведению порядка в Багдаде затрудняется нехваткой сил, особенно иракских военнослужащих. Так, для усиления столичного гарнизона командование ВС США потребовало направить дополнительно 4 тыс. иракских солдат и офицеров. Однако многие из них не желают покидать родные места и служить в других регионах, включая столицу. В результате в Багдад удалось направить лишь ок. 1000 человек. В настоящее время в городе дислоцировано 15 тыс. военнослужащих ВС США, 9 тыс. иракских солдат и офицеров, также здесь действуют 34 тыс. иракских полицейских (12 тыс. чел. из состава сил центрального подчинения МВД и 22 тыс. чел. - городская полиция). Определенные успехи в наведении порядка в Багдаде у американо-иракских сил имеются. В частности, 26 сентября завешена «зачистка» двух населенных шиитами районов столицы. Это мероприятие было проведено с целью снижения противостояния между шиитами и суннитами. В ходе проверки, проводившейся методом «дом за домом», было осмотрено свыше 36 тыс. зданий, в т. ч. 23 мечети. По заявлению командира американской 172-й бригады «Страйкер», ситуацию в этих районах удалось улучшить и, хотя антиамериканские выступления продолжают иметь место, число преступлений на почве межрелигиозной розни удалось уменьшить. Однако проверенные районы являются лишь небольшой частью двухмиллионной шиитской части Багдада, т. н. Садр-Сити, куда еще по-настоящему и не ступала нога американского и иракского солдата. В целом же американо-иракская операция «Вперед вместе!» по «зачистке» Багдада желаемых результатов пока не приносит. Скорее наоборот. По признанию командования ВС США, со времени ее начала число нападений на американские войска и местные силы безопасности увеличилось с 36 до 42 в сутки. При этом в каждом шестом случае нападение боевиков приводит к потерям среди американских военных в личном составе или технике. Как и прежде, наибольшее число вооруженных нападений, терактов и других насильственных действий имели место в городах (и прилегающих к ним районах) в центре, на севере и западе Ирака: Рамади, Эль-Фаллуджа, Киркук, Баакуба, Мосул, Байджи, Тикрит, Балад, Самарра, Эль-Микдадия, Талль-Афар, Синджар, Эль-Хафиджа, Эш-Шаркат и в ряде других мест. Не снижается активность боевых и террористических акций иностранных боевиков и местных повстанцев в западной провинции Анбар (г. Рамади). По оценке разведки морской пехоты США, перспективы достижения мира в этом районе Ирака «выглядят весьма туманными», а ситуация здесь вряд ли стабилизируется в ближайшее время. В провинции во многом не действуют официальные органы государственной власти, а образовавшийся вакуум заполняют экстремисты – сторонники иракского филиала «Аль-Каиды». Именно в Анбаре американские военные несут наиболее серьезные потери. Численность войск США в провинции Анбар составляет ок. 30 тыс. человек, что, по мнению командования, явно недостаточно для эффективного противодействия иностранным боевикам и местным повстанцам. К борьбе с иностранными боевиками командование ВС США и иракские власти стремятся все более активно привлекать влиятельных вождей местных суннитских племен, многие из которых идут на это, видя в экстремистах своих противников и конкурентов в удержании влияния на население. А пока сторонники «Аль-Каиды» продолжают контролировать многие города и сельские населенные пункты в долине реки Евфрат на протяжении ок. 250 км от Эль-Фаллуджи до границы с Сирией. Очень сложная обстановка сложилась в провинции Дияла (г. Баакуба) на востоке страны, севернее Багдада. Она оценивается военными США как «предштормовая». В этой провинции проживают сунниты, шииты и курды, которые имеют собственные вооруженные формирования. По сообщению командования ВС Ирака, в сентябре в провинции был раскрыт заговор с целью создания «суннитского эмирата». В Баакубе проведены многочисленные аресты лиц, подозреваемых в причастности к террористической и антиправительственной деятельности. Тенденцию к обострению имеет обстановка в крупнейших городах иракского севера Мосуле и Киркуке, где накаляются отношения между арабским и курдским населением. Еженедельно здесь на почве межнациональной розни погибают от 40 до 50 человек. На высоком уровне сохраняется интенсивность боевой и террористической деятельности повстанцев и боевиков в т. н. «треугольнике смерти» южнее Багдада, особенно в районе городов Эль-Махмудийя, Эль-Латифийя, Эль-Мусайиб, Эль-Искандерийя. Все большее число вооруженных и террористических акций происходит в различных районах иракского юга. Сложной и напряженной остается обстановка в крупнейшем городе региона – Басре. Полиция и органы власти в городе в значительной степени контролируются представителями шиитских радикальных организаций и выдвиженцами криминальных структур. 27 сентября британские и иракские войска начали в Басре специальную операцию с целью выявления и удаления из городской полиции сторонников и членов шиитских радикальных вооруженных формирований, а также агентуры местных криминальных структур. В операции под кодовым названием «Синбад» участвуют 1000 британских и 2300 иракских военнослужащих. На первом этапе (в течение месяца) в штата каждого полицейского участка в городе будут введены 8-10 офицеров британской военной полиции с тем, чтобы на месте разобраться как иракские полицейские выполняют свои служебные обязанности. Причем британские офицеры получили право увольнять со службы сотрудников иракской полиции. Операция продлится до февраля 2007 года. Она проводится в рамках подготовки передачи полного контроля над Басрой иракским властям. В сентябре на юге Ирака теракты, вооруженные нападения и другие насильственные действия имели место также в городах (и прилегающих к ним районах): Хилла, Эн-Наджаф, Эль-Кут, Кербела, Эс-Самава, Эн-Нуумания и в некоторых других местах. Обстановка в Иракском Курдистане в сентябре в основном сохранялась стабильной. В сентябре 2006 года противоборство между арабами-суннитами и шиитами в Ираке еще больше усилилось, что способствовало общему росту насилия в стране. Постоянный характер приобрели вооруженные столкновения между приверженцами двух общин, которые зачастую носят ожесточенный характер, убийства и похищения людей. В различных районах Ирака ежедневно продолжают находить десятки тел погибших суннитов и шиитов, многие из которых умерли от жестоких пыток. При этом наибольшее число трупов обнаруживают в Багдаде и прилегающих к нему районах. Не прекращаются убийства бывших функционеров правившей при режиме С. Хусейна партии Баас, а это в подавляющем большинстве сунниты. Как сообщается, т. н. «эскадроны смерти» (шиитские и суннитские) имеют специально составленные списки потенциальных жертв. Причем во многих случаях эти списки предварительно одобряются религиозными деятелями, которые тем самым фактически дают санкции на убийства. Растет число лиц, вынужденных покинуть места постоянного проживания из-за усиливающегося межрелигиозного насилия. Число только официально зарегистрированных беженцев такого рода достигло уже 250 тыс. человек (ок. 40 тыс. семей). В различных районах страны совершаются многочисленные нападения на суннитские и шиитские мечети. В сентябре отмечено также несколько случаев нападений на христианские храмы. Одним из главных источников нестабильности и насилия в Ираке остается активная деятельность вооруженных формирований шиитских политико-религиозных организаций. Наибольшую обеспокоенность у командования ВС США вызывает «Армия Махди», которой руководит радикальный шиитский лидер имам Моктада ас-Садр. Американские военные сообщили, что членами шиитских эскадронов смерти» во многих случаях являются именно боевики «Армии Махди». Также утверждается, что «эскадроны смерти» очень часто связаны с крупными криминальными группировками, которые снабжают их деньгами и оружием. Вместе с тем глава правительства Нури аль-Малики не решается пойти на принятие решительных мер в отношении вооруженных милиций шиитских радикальных группировок, опасаясь потерять доверие партнеров по правящей коалиции. Как шиитские, так и суннитские боевики в своих действиях против войск США все более активно используют детей, причем, по заявлениям американских военных, даже совсем маленьких – шести – семилетнего возраста. Последние кидают в солдат США камни, провоцируя их на ответные действия. В багдадском Садр-Сити дети и подростки действуют в составе больших групп, численностью до 100 и более человек. Суннитские боевики используют детей для разведки расположения американских войск, их блокпостов, для предупреждения о приближении патрулей и т. п. В целом военные США стали рассматривать участие детей на стороне сил сопротивления в качестве все более серьезной угрозы. Несмотря на значительные усилия, прилагаемые вооруженными силами США и местными властями, в Ираке не происходит заметного снижения активности боевиков иракского филиала «Аль-Каиды». Экстремисты хотя и несут серьезные потери (по заявлению их руководства, в Ираке после войны 2003 года погибло свыше 4000 иностранных боевиков), но сохраняют способность к проведению многочисленных террористических и боевых акций. Главарь иракского филиала «Аль-Каиды» Абу Хамза аль-Мухаджир (аль-Масри) призвал начать биологическую войну против американских оккупационных войск на иракской территории. Командование ВС США в стране вынуждено признать, что число нападений на американских военнослужащих со стороны иностранных боевиков в сентябре существенным образом возросло, что во многом связывают с соответствующим специальным обращением руководителя местного филиала «Аль-Каиды» в начале месяца. При этом многие нападения совершаются террористами-смертниками. В целом количество террористических актов, совершаемых в Ираке смертниками на автомобилях, начиненных взрывчаткой, составляет 7% от общего числа терактов, однако именно эти акции считаются наиболее смертоносными – на них приходится четверть жертв терроризма. Всего в Ираке в послевоенный период было совершено 343 террористических акта с использованием водителей-смертников. По оценке руководства внешней разведки Германии (БНД), политика США в отношении Ирака повысила террористическую угрозу в мире. Глава БНД Эрнст Урлау заявил: «С точки зрения борьбы против терроризма я считаю войну в Ираке ошибкой». В докладе американских спецслужб «Тенденции глобального терроризма: значение для Соединенных Штатов», фрагменты из которого администрация Дж. Буша была вынуждена рассекретить, также говориться о том, что война в Ираке способствовала росту глобальной террористической угрозы, возникновению новой волны исламского радикализма, появлению нового поколения исламских террористов. Наиболее часто иракские повстанцы и иностранные боевики совершают различного рода нападения и другие насильственные действия в отношении местных политических деятелей, чиновников различных рангов, военнослужащих правительственной армии, сотрудников правоохранительных органов, иракцев, работающих на иностранные (преимущественно американские) войска, иностранцев, работающих в Ираке, местных и зарубежных журналистов. Нападения совершаются на административные здания в столице и провинции, полицейские участки, пункты записи добровольцев в армию и полицию, офисы местных и иностранных фирм. Не уменьшается число нападений партизан и боевиков на автодорогах как с использованием различного рода взрывных устройств, так и путем огневого поражения транспортных средств и военной техники. Диверсии на нефтепроводах и других объектах нефтяной отрасли (преимущественно на севере страны) продолжают причинять серьезный ущерб национальной экономике и вынуждают правительство постоянно наращивать численность военнослужащих и полицейских в нефтедобывающих районах Северного Ирака. По утверждению американской военной разведки, иракские повстанцы и зарубежные боевики используют в боевых операциях различные виды противотанкового оружия российских, китайских и иранских образцов, поступающие из Ирана. В частности, в руки американских военных попали российские РПГ-29, изготовленные в Иране. По оценке международных экспертов, ситуация с обеспечением прав человека в Ираке в настоящее время, по всей вероятности, даже хуже, чем была при режиме С. Хусейна. Эксперты ООН заявляют, что «есть весьма достоверные свидетельства того, что иракские правительственные войска при попустительстве коалиционных сил применяют жестокие пытки в отношении задержанных и заключенных во временных центрах содержания». Повсеместно на территории Ирака продолжаются массовые похищения людей, главным образом с целью получения выкупа, стоимость которого в среднем составляет 50 тыс. долларов. В случае же отказа от выплаты требуемой суммы, бандиты в большинстве случаев убивают похищенных ими людей. Также имеют место многочисленные случаи захвата в заложники как по политическим причинам, так и с корыстным интересом. Напряженной сохранялась обстановка на границах Ирака с соседними государствами. В Багдаде продолжают считать, что страны, граничащие с Ираком, не принимают должных мер по закрытию своих границ для проникновения боевиков и террористов на иракскую территорию. Правительство Саудовской Аравии приняло решение соорудить на всем протяжении границы с Ираком (814 км) «стену безопасности», оснащенную электронными средствами слежения, с целью пресечения перемещения боевиков через саудовско-иракскую границу. Стоимость «стены» оценивается в 12 млрд долларов. По утверждению саудовских властей, с иракской стороны границу вообще никто не охраняет и не контролирует. По заявлению властей Кувейта, иракские боевики в сентябре неоднократно пытались произвести разрушения пограничных заграждений, разделяющих две страны. Турецкие войска в сентябре неоднократно обстреливали базы сепаратистской Курдской рабочей партии (КРП), расположенные в приграничных районах Северного Ирака. В саудовском городе Джидда в сентябре состоялось третье совещание глав МВД Бахрейна, Египта, Иордании, Ирака, Ирана, Кувейта. Саудовской Аравии, Сирии и Турции, на котором обсуждались вопросы совместных действий в борьбе против терроризма, незаконного пересечения границы и контрабанды. Принято решение об открытии в Багдаде координационного бюро по согласованию действии между правоохранительными органами стран, участвовавших в совещании. По состоянию на 1 октября 2006 года в силовых структурах Ирака числилось ок. 300 тыс. человек (в вооруженных силах – 128 тыс. чел., в полиции и других формированиях МВД – 172 тыс. чел.). К концу текущего года численность национальных силовых структур намечено довести до 325 тыс. человек. 8 сентября американское военное командование в Ираке официально передало контроль над иракскими вооруженными силами премьер-министру страны Н. аль-Малики. В подчинение главы правительства перешли 8-я дивизия сухопутных войск (дислоцирована на юге Ирака), ВВС и ВМС. В ближайшие месяцы по мере завершения формирования в подчинение иракского правительства перейдут еще девять дивизий сухопутных войск. Здесь же отметим, что батальоны в составе дивизий формируются во многих случаях по «географическому» принципу, т. е. выходцами из какой-либо одной местности. И, как уже говорилось, военнослужащие зачастую не желают покидать родные места и проходить службу в других районах страны. На сегодняшний день вооруженные силы Ирака, несмотря на ряд позитивных изменений все еще не представляют собой реально боеспособной силы, которая в состоянии самостоятельно решать задачи по борьбе с повстанцами и иностранными боевиками. Так, при проведении боевых операций иракские военные вынуждены каждый раз обращаться за помощью к коалиционному командованию с просьбой обеспечить содействие боевой авиацией, т. к. собственной боевой авиации иракские ВС не имеют, а ее создание в ближайшее время не планируется. Против этого категорически возражают американцы. По оценке как американских, так и иракских военных, вооруженным силам Ирака «потребуется еще немало времени, чтобы полностью перейти на самообеспечение», т. е. иметь собственный (независимый от ВС США) эффективно работающий тыл. А сегодня войска испытывают серьезные трудности в вопросах снабжения и медицинского обеспечения, не хватает складов и т. д. Продолжается передача под контроль иракских военных все новых провинций страны. 20 сентября американское командование передало 4-й дивизии армии Ирака ответственность за обеспечение безопасности в провинции Салах-эд-Дин (г. Самара) севернее Багдада, а 21 сентября итальянское командование передало иракским военным контроль над южной провинцией Ди-Кар (г. Эн-Насирия). Объем американской помощи для иракской армии и сил безопасности составил на июнь 2006 года сумму в 13,7 млрд долларов. Багдадские власти просят американцев дополнительно поставить 10 тыс. пистолетов, более 50 тыс. автоматических винтовок М16А2, 1200 приборов ночного видения, 600 легких БТР и даже 20 российских вертолетов Ми-17. В ближайшие два года США планируют поставить Ираку вооружение и военную технику на сумму в 750 млн долларов, включая вертолеты, автомобили, стрелковое оружие и вспомогательную технику. Польская фирма «Буммер» ведет переговоры с иракским правительством о строительстве завода по ремонту танков на севере страны. Стоимость проекта оценивается в 80 млн долларов. Эта фирма также предлагает поставить иракцам 375 единиц бронетехники и 600 автомобилей. Американское руководство предупредило иракские власти, что может пойти на значительное сокращение финансирования программ по развитию местной полиции по причине серьезных нарушений в вопросах соблюдения прав человека, имеющих место в органах МВД Ирака. При этом в Вашингтоне ссылаются на соответствующие положения в американском законодательстве. В сентябре продолжалось наращивание группировки вооруженных сил США в Ираке. По состоянию на 1 октября 2006 года она насчитывала свыше 140 тыс. человек, т. е. за месяц увеличилась на 5 тыс. военнослужащих. Потери личного состава ВС США в Ираке в сентябре 2006 года возросли по сравнению с предыдущим месяцем, составив убитыми 75 и ранеными 776 человек. Таким образом, общие потери американских вооруженных сил со времени начала иракской компании в марте 2003 года по 30 сентября 2006 года достигли, по уточненным данным, убитыми 2897 человек и ранеными ок. 20730 человек. Потери среди военнослужащих других стран-участниц международной коалиции составили в сентябре убитыми 5 (Великобритания, Дания, Италия) и ранеными 10 человек (Великобритания, Дания). Президент США Дж. Буш в сентябре неоднократно заявлял, что Америка не уйдет из Ирака до тех пор, пока эта страна не сможет самостоятельно защищать себя. Глава Объединенного центрального командования ВС США генерал Дж. Абизайд сообщил, что нынешняя численность американских войск в Ираке сохранится, по крайней мере, до середины следующего года. Он назвал эту численность приемлемой для складывающейся в стране ситуации. Генерал подчеркнул, что в случае необходимости американцы могут послать в Ирак дополнительные войска. Наращивание американской военной группировки свидетельствует об осложнении обстановки в Ираке и неспособности местных силовиков надежно контролировать положение дел в стране. Последнее обстоятельство вынуждены признавать и сами иракские руководители, постоянно заявляющие о необходимости сохранения военного присутствия США в Ираке. В тоже время 65% иракцев в ходе проведенного опроса заявили, что немедленный вывод из страны иностранных войск сделает Ирак более безопасным и приведет к снижению уровня межрелигиозного противостояния. Палата представителей американского конгресса в сентябре одобрила запрет на строительство постоянных военных баз США в Ираке. Это решение было оформлено в виде поправки к законопроекту о расходах на военные нужды на 2007 год. С другой стороны, Пентагон по мере затягивания пребывания войск в Ираке тратит все больше денег на содержание военных баз на Ближнем и Среднем Востоке, которые используются для обеспечения деятельности, в т. ч. боевой, ВС США на иракской территории. Также непрерывно увеличиваются расходы на ремонт и замену техники, поврежденной или уничтоженной в боевых действиях или по другим причинам. Боевая авиация США совместно с подразделениями ВВС Великобритании и Австралии постоянно оказывали поддержку действиям наземных сил коалиции и иракской армии в различных районах Ирака. Наиболее часто удары с воздуха наносились в районах городов Багдад, Басра, Киркук, Эль-Мусаийб, Хилла, Тикрит, Эль-Махмудийя. В сентябре войска США в ряде случаев наносили ошибочные удары по различным объектам, что привело к жертвам среди мирного иракского населения. Общая численность войск других стран коалиции в Ираке (24) составляла на 1 октября 2006 года ок. 20 тыс. человек. Наиболее крупными контингентами располагали Великобритания (8,0 тыс. чел.) и Южная Корея (3,0 тыс. чел.). Кроме того, в Ираке находятся 150 военнослужащих из Фиджи, которые охраняют сотрудников миссии ООН в Багдаде и не входят в состав многонациональных сил. Для обеспечения безопасности сотрудников ООН в других городах Ирака задействованы подразделения из контингентов ВС Грузии, Румынии и Южной Кореи. 21 сентября официально закончилась итальянская военная миссия в Ираке, носившая название «Древний Вавилон». Итальянские войска завершат вывод из Ирака в декабре с. г. За время своего пребывание в стране они подготовили 13 тысяч иракских полицейских и 1300 военнослужащих. Словакия отзовет из Ирака на родину свой воинский контингент (100 чел.) в феврале 2007 года. В целом ситуация в сфере безопасности в Ираке продолжает ухудшаться. Иракские же власти не принимают надлежащих мер по улучшению обстановки и наведению порядка в стране, а во многих ситуациях и не в состоянии этого сделать. Внутриполитическая ситуация в Ираке в сентябре 2006 года оставалась очень сложной. Правительство Н. аль-Малики демонстрировало свою неспособность достичь национального единства, остановить религиозную междоусобицу суннитов и шиитов, сдержать сепаратистские тенденции в Иракском Курдистане и южных провинциях, разоружить военизированные формирования шиитских радикальных группировок. Все чаще в Ираке раздаются голоса политических и религиозных деятелей, призывающих к серьезным изменениям в персональном составе правительства или даже к его роспуску. Американские эксперты, входящие в авторитетную «Группу изучения Ирака» (Iraq Study Group) в своем докладе, представленном конгрессу США, утверждают, что «ближайшие три месяца являются критическими» для нынешнего иракского правительства. Для улучшения ситуации в стране ему, по мнению экспертов, требуется в первую очередь снизить уровень насилия и наладить снабжение населения такими продуктами жизнеобеспечения как электроэнергия, вода и топливо. Одним из основных вопросов, вокруг которого развернулась острая политическая борьба - это будущее государственное устройство Ирака. Проект федеративного устройства страны поддерживают курды и многие ведущие шиитские политики. Этот проект предусматривает помимо уже существующего Курдского автономного района создание в центре Ирака и на юге «от города Эль-Кут до кувейтской границы» еще двух автономий. Возможны и другие варианты автономизации страны. Против раздела Ирака по этническому и конфессиональному принципу решительно выступают суннитские политики, считающие, что «устройство в стране такого федерализма означает разжигание гражданской войны». Немаловажным обстоятельством является также опасение суннитов потерять доступ к доходам от нефти, главные месторождения которой расположены на юге Ирака и в северных районах, прилегающих к курдской автономии, а их курды требуют передать под их управление. В сентябре иракский парламент принял решение, откладывающее на 18 месяцев (т. е. до 2008 г.) формирование в стране автономных регионов. Это решение объясняется необходимостью снизить напряженность вокруг данного вопроса и предварительно стабилизировать обстановку в Ираке в целом. Также сформирован специальный парламентский комитет по принятию закона о новом федеративном устройстве страны в составе 27 человек, в который вошли представители шиитов, суннитов и курдов. 26 сентября новый закон был принят в первом чтении. В тоже время влиятельная суннитская Ассоциация исламских богословов выступила против законопроекта о федеративном устройстве, считая, что он направлен на раскол страны. Власти Иракского Курдистана продолжают всячески демонстрировать свою самостоятельность. Так, президент курдской автономии Масуд Барзани подписал в сентябре указ о повсеместной замене в регионе иракских государственных флагов на курдские, что вызвало резкий протест со стороны премьер-министра Ирака Н. аль-Малики (но не более того). Барзани также заявил, что «когда придет время, будет объявлена независимость» Иракского Курдистана. Распределение доходов от нефти стало причиной разгоревшегося в сентябре конфликта между региональным правительством Курдистана и центральными властями. Министр нефти Ирака Хусейн Шахристани заявил, что его министерство не намерено поддерживать инвестиционные контракты, подписанные региональным правительством Курдистана, и собирается пересмотреть их условия. Это заявление вызвало волну негодования в Иракском Курдистане. Представители регионального правительства обвинили Шахристани в нарушении иракской конституции, предоставляющей регионам «все права, которые не закреплены в исключительном ведении федерального правительства», а также в попытке «подорвать иностранные вложения в нефтяной сектор экономики Курдистана». «Нефть и газ не относятся к исключительному ведению федерального правительства», - отмечалось в заявлении курдского правительства. - Очень сложной остается экономическая ситуация в Ираке и положение дел в социальной сфере. Уровень инфляции в стране с июля 2005 года по июль 2006 года возрос на 69,5%. При этом статистика показывает, что инфляция все больше выходит из-под контроля. Цены на продукты питания, топливо, транспорт, медицинское обеспечение, недвижимость и др. постоянно растут. При этом самый большой рост цен происходит на бензин и электроэнергию – за год на 374%. Среди основных причин инфляции власти называют отсутствие должного управления, проблемы с обеспечением безопасности, действия сил сопротивления и иностранных террористов. До конца текущего года правительство выделило 800 млн долларов на импорт нефтепродуктов, что «позволит решить проблему дефицита горючего и создать его стратегический резерв». Закупки нефтепродуктов осуществляются в Иране, Турции, Кувейте и Сирии. А пока в Ираке ощущается нехватка бензина, керосина, бытового газа. Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы в Ад-Доре, Байджи и Аш-Шуэйбе работают лишь на половину мощности. С марта 2004 года по март 2006 года Ирак потерял на экспорте нефти 16 млрд долларов. Уровень безработицы в стране составляет в настоящее время 60% от трудоспособного населения (в провинции Анбар – 90%). Таким образом, внутриполитическая и социально-экономическая обстановка в Ираке продолжает ухудшаться и пока отсутствуют реальные перспективы ее стабилизации. Внешнеполитическая деятельность вокруг Ирака и внешняя политика иракского руководства в сентябре 2006 года характеризовались заметной активностью. Ирак остается одним из важных направлений американской внешней и военной политики. Соединенные Штаты продолжают оказывать разностороннюю помощь нынешнему иракскому правительству в деле стабилизации обстановки в стране, в борьбе с повстанческим движением и терроризмом, укреплении сил безопасности и восстановлении экономики. В тоже время в Вашингтоне, в т. ч. среди видных политиков и бывших высокопоставленных военных, все чаще можно слышать голоса, высказывающие недовольство иракской политикой Белого дома и Пентагона, пессимистически оценивающие нынешнее положение дел в Ираке и перспективы развития обстановки в этой стране. Между тем расходы США на иракскую кампанию достигли двух миллиардов долларов в неделю, что на 20% больше, чем в год назад. Премьер-министр Н. аль-Малики в ходе состоявшегося в сентябре визита в Тегеран получил от иранского руководства заверения в намерении ИРИ оказывать Ираку помощь в развитии экономики и укреплении безопасности. Иран также подтвердил свою позицию относительно необходимости вывода с иракской территории всех иностранных войск. Визит аль-Малики в Тегеран вызвал неудовольствие в Вашингтоне. Ирак призвал Сирию оказать ему содействие в обеспечении национальной безопасности и прекратить на территории САР деятельность приверженцев свергнутого режима С. Хусейна. Турция считает, что межэтнические и религиозные распри, «раздирающие Ирак, представляют опасность не только для его граждан, но и для всего мира». В Анкаре подтвердили свою приверженность сохранению территориальной целостности и политического единства иракского государства. Одной из наиболее сложных проблем в иракско-турецких отношениях остается вопрос о ликвидации баз и лагерей КРП на севере Ирака в Иракском Курдистане. В сентябре иракское правительство приняло решение о закрытии на всей территории страны офисов Курдской рабочей партии. Кувейт заявил, что продолжит оказывать Ираку содействие в «восстановлении стабильности и обуздании терроризма». Таким образом, военно-политическая обстановка в Ираке в сентябре 2006 года продолжала оставаться очень сложной и напряженной. Усиливающееся противоборство между арабами-суннитами и шиитами, осложняющаяся ситуация в сфере безопасности, сепаратизм в Курдистане и на юге, значительные трудности в экономике при слабости нынешнего политического руководства страны не позволяют говорить о возможном скором улучшении положения дел в Ираке.
Источник:
Институт Ближнего Востока
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий