Иранские реформаторы о перспективах государственного развития

М.Р. Хатами

16 августа 2006
A A A


А.М. Вартанян Одно из редких публичных выступлений лидера либерально-реформаторских сил М.Р. Хатами, посвященное перспективам государственного развития, тем более примечательно, что стало его последним официальным мероприятием в качестве председателя крупнейшей реформаторской партии последнего десятилетия – Партии партнерства исламского Ирана (ППИИ). По итогам девятого конгресса ППИИ новым председателем был избран другой видный реформатор, бывший председатель комиссии парламента по внешней политике и национальной безопасности М. Мирдамади. Ушедшие с политической арены после президентских выборов-2005 радикально-реформаторские силы не питают иллюзий по поводу скорого возвращения во власть. Внутренний раскол реформаторского лагеря сегодня получает свое продолжение, и каких-либо реальных перспектив объединения реформаторов в серьезную оппозиционную силу, способную достойно выступить на предстоящих в 2008 году парламентских выборах, пока не просматривается. Тем не менее реформаторская оппозиция по-прежнему имеет в Иране определенный вес и поддержку у ограниченной прослойки избирателей. А потому высказывания одного из наиболее радикальных реформаторских лидеров, брата бывшего президента ИРИ С.М. Хатами и теперь уже бывшего председателя ППИИ, представляют интерес. Недавнее выступление М.Р. Хатами на девятом конгрессе ППИИ стало одним из наиболее развернутых и откровенных за последние месяцы. Оно касалось стоящих перед государством актуальных задач и планов развития и было выдержано в духе позитивной критики. Ключевым тезисом выступления стала мысль о том, что государство должно воспользоваться представившимся «золотым шансом» и по назначению использовать огромные финансовые ресурсы, которые поступают в казну в последние годы вследствие благоприятной для Тегерана конъюнктуры на мировом нефтяном рынке. Именно сегодня власти должны в полной мере задействовать имеющийся потенциал для решения насущных задач стратегического значения. Главным инструментом преодоления возникших вокруг Ирана политических кризисов М.Р. Хатами считает реформы. По его мнению, необходимость кардинальных структурных преобразований в Иране окончательно назрела. Именно реформы, а также следование принципам логики и диалога способны сегодня преодолеть образовавшиеся сложности и препятствия. Путь реформ является длинным, а результаты могут быть получены лишь в долгосрочной перспективе, однако это наиболее верный путь, отмечает лидер иранских реформаторов. В оценке итогов первого года внутриполитической деятельности президента ИРИ М. Ахмадинежада М.Р. Хатами был неоднозначен. По его мнению, с приходом неоконсерваторов к власти в Иране впервые с исламской революции 1979 года был создан прецедент, когда власть в стране оказалась сосредоточена в руках одной политической силы. В этом контексте прецедент идет вразрез с установками иранских либералов, согласно которым демократия и многопартийность являются гарантией успешного и стабильного развития государства. С этой точки зрения приход М. Ахмадинежада и его команды во власть вызывает объективную тревогу в реформаторском лагере. С другой стороны, М.Р. Хатами рассматривает сегодняшний внутриполитический расклад как вынужденный, сложившийся вследствие «исключительных условий» и вызванный необходимостью концентрации власти в одних руках для решения стоящих перед государством «исторических задач». Другой особенностью деятельности нового правительства со знаком минус М.Р. Хатами считает завышенные обещания, которые сразу же вызвали широкий интерес среди избирателей. Важнейшие в числе этих обещаний, возведенные новым правительством в ранг национальных задач, – борьба с коррупцией и обеспечение справедливости. В иранское общество, важнейшими социальными понятиями которого, по мнению М.Р. Хатами, были «существование дискриминации и неравенства», данные обещания вселили надежду. Имеющийся потенциал и значительные финансовые ресурсы могут позволить правительству М. Ахмадинежада разрабатывать и последовательно реализовывать стратегические задачи, стоящие перед обществом. Одного года правления, тем более без каких-либо протестов и волнений со стороны бедных слоев населения, вполне достаточно для того, чтобы неоконсерваторы смогли поставить под свой контроль и влияние все важнейшие структуры и сконцентрировать в своих руках рычаги власти. Поэтому следует переходить к созидательной работе, направленной на реализацию предвыборных обещаний. Важным положительным индикатором деятельности нового правительства М.Р. Хатами считает меры, направленные на рост самосознания и самостоятельности гражданского общества в Иране, передачу инициативы в руки высшего руководящего звена госучреждений и структур. Рефреном в выступлении М.Р. Хатами звучала мысль о необходимости обеспечения многопартийности в иранской политической системе. Он негативно охарактеризовал действия правительства, направленные на возведение барьеров на пути деятельности политических партий различной окраски. По убеждению лидера реформаторов, деятельность политических партий ИРИ при М. Ахмадинежаде носит ограниченный характер, а деятельность независимых СМИ жестко блокируется. М.Р. Хатами полагает, что внутриполитическая трансформация является прямым следствием изменения внешнеполитического курса страны. Поэтому произошедшие за первый год правления М. Ахмадинежада изменения в области внешней политики объективно затронули и иранскую внутреннюю политику. А это значит, считает бывший председатель ППИИ, что возникшие на внешнем фронте угрозы и вызовы неизбежно коснулись иранского общества. Главным принципом деятельности предыдущего реформаторского правительства М.Р. Хатами называет «демократию в своем доме и мир во всем мире». Выполнение этой важнейшей задачи реформаторы рассматривали в качестве обязательного пункта своей программы. Такие принципы иранской внешней политики, как «международная разрядка», «диалог цивилизаций», «коалиция мира», самым эффективным образом использовались реформаторами для внутреннего обустройства страны. При этом демократические принципы внешнеполитической деятельности неизбежно формировали демократические основы внутри иранского общества, содействовали укреплению связей по линии государство-общество. В новом правительстве М. Ахмадинежада главной государственной заботой на внешних рубежах стала иранская ядерная проблема. Она соответствующим образом перенеслась и в сферу внутренней политики. Примечательно, что М.Р. Хатами всецело разделяет подходы неоконсервативного правительства к ядерной проблематике. Он интерпретирует этот вопрос так, что своим появлением «ядерное досье» во многом обязано политике мировых держав, которые рассматривают ее как средство лишить Тегеран возможностей «прогресса и развития». Все глобальные вопросы в мире, полагает иранский реформатор, решаются в пользу сильных мира сего – в иранском случае налицо попытка ограничить законные права независимого государства. Однако, предупреждает М.Р. Хатами, неверно было бы думать, что единственным пострадавшим будет Иран – если ситуация будет развиваться по непредсказуемому сценарию, урон будет нанесен всем сторонам. Именно поэтому иранец предупреждает о необходимости скорейшего выхода на мирное разрешение ядерного кризиса. Таким образом, считает М.Р. Хатами, на новое правительство М. Ахмадинежада, во многом в силу «объективных исторических обстоятельств», свалилась тяжелая ноша в виде «ядерного досье» со всеми вытекающими отсюда тяжелыми последствиями для внутреннего развития государства. Тем не менее перспективы государственного развития ИРИ представляются довольно оптимистическими в случае, если новое правительство сможет умело воспользоваться теми преимуществами, которыми оно обладает, в первую очередь в плане финансовых ресурсов, получаемых за счет экспорта нефти.
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.