Постановочный кадр
06 августа 2006
Владимир Моторин Война на Ближнем Востоке вызвала ажиотаж в журналистском сообществе - в зоне конфликта оказались репортеры со всего мира. Они вывели противостояние между противоборствующими сторонами на принципиально иной уровень. То, что сейчас происходит на страницах газет и в эфире телеканалов, иначе как информационной войной и не назовешь. Если итоги войсковой операции израильских военных в Ливане пока подводить рано, то с медиаполей уже можно выносить первые жертвы. Повышенный интерес СМИ к войне на Ближнем Востоке легко объяснить - на время боевых действий телеканалы и газеты могут забыть о рейтингах. И это не все, что может дать война. Именно благодаря войсковой операции американской армии в Персидском заливе в 1990-м году никому неизвестный кабельный телеканал CNN стал тем, чем он является сейчас - эталоном новостной журналистики. Кстати сказать, в этот раз CNN отправил на Ближний Восток 100 своих сотрудников, из них 25 журналистов. Даже последствия цунами в Юго-Восточной Азии в конце 2004 года освещались на канале скромнее. Директор CNN International Крис Крамер (Chris Cramer) говорит, что последний арабо-израильский конфликт стал крупнейшим телепроектом с 2003 года, когда США ввели войска в Ирак. С самого начала конфликта Израиль и "Хизбалла" заняли по отношению к журналистам диаметрально противоположные позиции. Иерусалим выбрал позицию силы. ВВС Израиля неоднократно бомбили передатчики и штаб-квартиру контролируемого "Хизбаллой" телеканала "Аль-Манар". Израильские хакеры взламывали информационные сети ливанских радиостанций и того же "Аль-Манар" и ставили в эфире СМИ информационные сообщения, разоблачающие "Хизбаллу". На мобильные телефоны ливанцев приходили текстовые и голосовые сообщения, предупреждающие о том, что Израиль воюет только с экстремистами, но не мирным населением. Серьезные ограничения были наложены на работающих в Израиле иностранных журналистов. В конце июля агентство Associated Press распространило сообщение, в котором предупредило о том, что из-за существующей в Израиле цензуры было вынуждено поступиться некоторыми своими принципами. Как следует из сообщения AP, СМИ запрещено в реальном времени сообщать о точном месте падения ракет "Хизбаллы", потерях среди израильтян в том случае, если пострадал стратегический объект, о посещении высокопоставленными чиновниками линии фронта. Журналисты также не имеют права упоминать в своих статьях о том, когда граждане покидают бомбоубежища. В сообщении AP также цитировался главный военный цензор Израиля полковник Сима Вакнин, которая объяснила журналистам, какие последствия может иметь нарушение этих правил. "Я могу, например, издать приказ, которые запретит освещение военных действий. Я могу закрыть газету или канал. Я могу делать практически все", - пообещала Вакнин. Принципиально иная позиция у "Хизбаллы". Глава каирского бюро американского издательского концерна McClatchy Ханна Аллам говорит, что представители "Хизбаллы" охотно общаются с прессой и при этом не предъявляют журналистам никаких требований. О том же говорит Лиз Слай (Liz Sly) из Chicago Tribune: "Они не избегают общения с журналистами". Желание "Хизбаллы" использовать западные СМИ для донесения своей точки зрения позволило избежать серьезных потерь среди журналистов. Крис Крамер из CNN International говорит, что в Израиле и Ливане сотрудники телеканала чувствуют себя гораздо свободнее, чем в Ираке, где любой выезд съемочной группы осуществляется только с разрешения Атланты (в этом городе находится штаб-квартира CNN). В статье от 17 июля газета Jerusalem Post писала, что в первые дни израильское руководство было очень довольно тем, как иностранные журналисты освещали арабо-израильский конфликт. Газета цитировала советника Эхуда Ольмерта по вопросам СМИ Ассафа Шарива, который хвастался, что западные СМИ цитируют израильтян в несколько раз чаще, чем палестинцев и ливанцев. Шарив также упоминал опрос, проведенный среди зрителей Sky News: 80 процентов участников исследования заявили, что удары израильской армии по Ливану оправданы. Пресс-секретарь Министерства иностранных дел Израиля Гидеон Меир объяснял такое положение дел тем, что никогда ранее информационная машина страны не работала столь слажено. Однако уже к 20-м числам оптимизма у израильского руководства поубавилось. "Иностранное телевидение не показывает своим зрителям истинный масштаб и бесчеловечность действий "Хизбаллы"... жертва представлена как агрессор", - восклицал премьер-министр Эхуд Ольмерт. Предпочтения западных журналистов вызывают неподдельный интерес не только в Израиле и Ливане. Уже не первую неделю в Интернете кипят нешуточные страсти - блоггеры выясняют, какую позицию занимают ВВС, CNN, международные газеты. Особенно достается британской вещательной корпорации BBC News, которую критикуют сразу с двух сторон. Одним кажется, что телекомпания занимает произраильскую позицию, другим - что проарабскую. К единому мнению противоборствующие стороны прийти пока не могут. Однако совершенно очевидно, что доверия к известному бренду эта дискуссия не добавляет. За освещение войны достается и другим столпам международной журналистики. В начале августа на сайте Eureferendum.blogspot.com появилось сразу несколько сообщений, в которых приводились факты, свидетельствующие, по мнению редактирующего ресурс Ричарда Норта (Richard North), о том, что крупнейшие информагентства размещали на своих лентах постановочные снимки. В частности Норт обратил внимание на то, как американское агентство AP выкладывало на ленте фотографии одной и той же убитой девочки. На снимке, который появился на ленте AP в 07:21, ребенок был заснят в машине скорой помощи. В 10:21 была обнародована фотография, на которой было показано, как девочку кладут в машину "скорой помощи". И наконец, в 10:44 вышла фотография, которая показывала, как спасатель несет девочку. При этом поблизости не было никаких признаков "скорой помощи". Похожие нестыковки дотошный блоггер обнаружил в работе AFP и Reuters. Посты Норта процитировали некоторые американские СМИ, после чего новостным агентствам пришлось оправдываться. Reuters и AFP отвергли обвинения, а AP напомнило о том, что во время военных действий у репортеров не всегда есть возможность быстро отправить фотографии. Еще одной жертвой информационной войны стали США. Рассказывая о действиях израильских военных, арабские телеканалы всячески акцентируют внимание на том, что Израиль используют американскую технику - самолеты F-16, сделанные в США и на деньги американских налогоплательщиков бомбы. В общем, вопрос о том, при чем здесь Америка, у зрителей арабских телеканалов отпадает сам собой.
Источник:
Lenta.Ru
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий