Ситуация в Турции (Май 2006 г.)

09 июня 2006
A A A


А.А. Гурьев Усилия политического и военного руководства Турции в мае в области внешней политики были сосредоточены в основном на процессе урегулирования проблемы ядерной программы Ирана, а также решении курдского вопроса. Что касается внутренней политики, то она привлекла внимание специалистов, прежде всего, двумя событиями: террористическим актом в центре Анкары в здании Государственного совета Турции и резким падением курса турецкой лиры по отношению к американскому доллару. Оба эти события обострили и без того напряженную ситуацию в отношениях между правительством с одной стороны и оппозицией, президентом страны и военными – с другой. Определенным катализатором напряженности в этих отношениях является также приближение всеобщих выборов в парламент и президента страны, которые, в соответствии с Конституцией Турции, должны состояться в 2007 году. В российско-турецких отношениях в мае имели место события, подтверждающие, несмотря на наличие некоторых сложных вопросов, заинтересованность обеих сторон в дальнейшем расширении двустороннего сотрудничества, повышении уровня доверия в политическом диалоге между Москвой и Анкарой. 9 мая состоялся рабочий визит в Турцию Генерального секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани. Ядерный министр Ирана, так его называют в Турции, провел в Анкаре переговоры со своим турецким коллегой генеральным секретарем Совета национальной безопасности Турции Йигитом Альпоганом, министром иностранных дел Абдуллахом Гюлем и главой правительства Реджепом Тайипом Эрдоганом. В повестке дня переговоров было два основных вопроса: ситуация вокруг иранской ядерной программы и совместные действия Турции и Ирана против курдских боевиков. По второму вопросу стороны достигли полного взаимопонимания, а именно договорились и далее наращивать взаимодействие по ликвидации баз и лагерей курдских боевиков, в т.ч. расположенных в приграничных районах Северного Ирака. Тегеран, в частности, в мае с.г. на основании обмена разведданными с Анкарой провел ряд успешных военных операций по уничтожению боевиков иранского филиала РПК, в т.ч. на территории Северного Ирака, выдал турецкой стороне несколько арестованных функционеров этой организации. Министр внутренних дел Ирана М. Пур Мухаммеди заявил в связи с этим, что Тегеран не допустит со своей территории никаких террористических действий в отношении Турции. Кроме этого, Лариджани предоставил турецкой стороне документальные данные о том, что представители США месяц тому назад вели переговоры с полевыми командирами РПК в городах Северного Ирака Мосуле и Киркуке. Эксперты обратили внимание, что именно в этот период в Турции произошла серия терактов в разных районах страны. По словам Генерального секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана, аналогичные переговоры американцы ведут и с представителями иранского крыла РПК – Партией свободной жизни (Ozgur Yasam Partisi), а также обучают их военным действиям в горах и подрывному делу. По мнению Лариджани, Вашингтон использует РПК против Ирана и Турции. Кстати, о подобных сепаратных переговорах ранее заявляли и турецкие представители, в частности, губернатор вилайета Элязиг Муаммер Мушмал и советник премьер министра Турции по вопросам внешней политики Джюнейт Запсу. По оценкам турецких экспертов, единство позиций Анкары и Тегерана по курдскому вопросу является определяющим фактором в продолжающемся процессе сближения двух стран. Что касается ситуации вокруг иранской ядерной программы, то Турция в ходе переговоров с Лариджани констатировала свою серьезную озабоченность обострением отношений Ирана с мировым сообществом и призвала Тегеран быть максимально прозрачным в своих отношениях с МАГАТЭ. Анкара заявила, что не желает иметь по соседству еще один кризис, подобный иракскому, а потому посоветовала Тегерану немедленно сделать позитивный шаг в ответ на требования стран «шестерки». Только после этого шага Анкара готова рассмотреть вопрос о своем посредничестве в ирано-американском противостоянии, которое в завуалированном виде Лариджани в ходе переговоров предложил турецкой стороне, отметив, что «Турция может сыграть очень важную роль в урегулировании кризиса вокруг ядерной программы Ирана». Напомним, что США от посреднических услуг Турции в этом вопросе отказываются. Важным моментом является тот факт, что после турецко-иранских переговоров в Анкаре в политических и дипломатических кругах турецкой столицы все чаще указывают на предложение России обогащать на ее территории уран для атомных станций Ирана как наиболее реальный сегодня способ урегулирования кризиса вокруг его ядерной программы. При этом здесь отмечают тот факт, что глава дипломатического ведомства Турции Абдуллах Гюль накануне визита в Анкару Али Лариджани имел продолжительный телефонный разговор с российским коллегой Сергеем Лавровым, в ходе которого обсуждалась проблема иранского ядерного досье. Лариджани после переговоров в Турции вылетел в Грецию, где по прибытию сделал заявление о том, что предложение России обогащать на ее территории уран для атомных станций Ирана остается возможным способом урегулирования кризиса. Тема иранской ядерной программы присутствовала и в ходе турецко-иранских переговоров на высшем уровне. Специалисты особо отмечают тот факт, что, несмотря на настоятельные предложения Анкаре со стороны Вашингтона прекратить контакты с Тегераном, глава турецкого правительства Эрдоган в мае дважды встречался с президентом Ирана Ахмадинежадом. Переговоры прошли в рамках двух международных форумов: саммитов Организации экономического сотрудничества (ОЭС) в Баку и стран-участниц исламской организации D-8 в Индонезии на острове Бали. При этом политологи обратили внимание, что именно Р. Эрдоган и М. Ахмадинежад сфотографировались вдвоем на торговой выставке, открытие которой состоялось 12 мая в рамках форума D-8, что позволило им сделать вывод об установившихся хороших личных отношениях двух руководителей. Важность и необходимость диалога с президентом Ирана глава турецкого правительства подчеркнул также и в ходе своего участия 20 мая во Всемирном экономическом форуме в Египте, посвященном проблемам развития Ближнего Востока. Проблема ядерного досье Ирана, констатировал глава турецкого правительства, должна быть решена дипломатическими усилиями в результате политического диалога. «И Анкара ведет такой диалог. Турция, если ей со стороны ООН, МАГАТЭ, других международных организаций будет предложена определенная роль в организации всестороннего диалога, готова взять на себя такую обязанность»,- подчеркнул турецкий премьер. В рамках египетского форума Р. Эрдоган дал также положительную оценку преобразованиям, происходящим в Сирии, и указал на важность продолжения диалога и с Дамаском. В связи с этим, глава турецкого правительства призвал отказаться в этом веке от политики, направленной на изоляцию той или иной страны, которая все еще присуща отдельным государствам. Политологи расценивают это заявление как завуалированную критику политики Вашингтона в регионе, который не обращает должного внимания на мнение своих союзников, в т.ч. Турции, и призывает к изоляции и санкциям в отношении Ирана и Сирии. Наряду с этим, в Египте Р. Эрдоган имел встречу с заместителем госсекретаря США, который также принимал участие во Всемирном экономическом форуме. В ходе беседы обсуждалась курдская проблема. Турецкий премьер в очередной раз призвал Вашингтон к активным действиям против курдских боевиков, активизации с этой целью работы механизма трехсторонней турецко-американско-иракской комиссии, созданной для решения этой проблемы. Курдский вопрос будет одним из основных и в ходе предстоящего визита турецкого премьера в США. Как стало известно в мае из правительственных кругов Турции, в Анкаре идет активная подготовка к этому визиту, который, как ожидается, состоится в ближайшее время. Предложение об организации такого ранее не запланированного визита было инициировано турецкой стороной. Сроки двусторонних переговоров с президентом Джорджем Бушем будут согласованы по дипломатическим каналам. Инициатива Анкары по проведению турецко-американского саммита, по мнению экспертов, связана также и с ситуацией вокруг Ирана и российско-турецким сотрудничеством в области энергетики. Вашингтон раздражен высоким уровнем взаимодействия Москвы и Анкары в этой сфере и постоянно указывает турецкой стороне на существующую, по мнению американцев, опасность попадания в энергетическую зависимость от России. Анкара согласна с мнением о необходимости диверсифицировать источники поставок в страну энергоресурсов, однако считает, что сотрудничество с Россией в сфере энергетики отвечает национальным интересам Турции. К тому же США, считают в Анкаре, не могут предложить реальной альтернативы российскому газу, который играет сегодня существенную роль в развитии турецкой экономики. В связи с этим, эксперты не исключают своеобразного торга между Анкарой и Вашингтоном. Белый дом может предложить Турции силовые меры в отношении боевиков РПК в обмен на ужесточение турецкой позиции в отношении Ирана и сворачивание сотрудничества с РФ в области энергетики. О намерении Вашингтона уже в ближайшем будущем «вплотную заняться курдским вопросом» заявил 23 мая координатор по Ираку госдепартамента США Джеймс Джефри. Такое намерение подтверждается определенным оживлением на этом направлении в Анкаре и Багдаде. Посол США в Турции Росс Вильсон 26-28 мая совершил поездку по ряду юго-восточных районов Турции, где обсуждал курдскую проблему с местными властями, обещал в самые короткие сроки оказать Анкаре реальную помощь в ее решении. А посол США в Ираке Залмай Халилзад провел серию переговоров с курдскими лидерами в Северном Ираке, на которых были проговорены меры по возобновлению регулярной работы трехсторонней турецко-американско-иракской комиссии, в рамках которой планируется обсуждение мер в отношении боевиков РПК. Заметное место в майской внешнеполитической палитре Турции занял визит министра иностранных дел Израиля Ципи Ливни. Местные политологи указывают на тот факт, что именно Турция была выбрана страной, куда израильский министр совершила свой первый зарубежный визит. Это, полагают они, свидетельствует о важности турецкого направления внешней политики Израиля. Турецкую сторону приятно удивило заявление Ливни о том, что определенное обострение турецко-израильских отношений в связи с визитом делегации ХАМАС в Анкару осталось в прошлом и «сегодня двусторонние отношения превосходны». Их анализ действительно говорит о том, что упомянутое обострение носило чисто дипломатический характер и никак не сказалось на отношениях в других областях. Так, оба министра были едины во мнении о том, что у Турции и Израиля есть реальный потенциал увеличить нынешний товарооборот между двумя странами с 2,5 млрд. долларов до 5 млрд. долларов и они договорились эффективно его использовать, в т.ч. в сфере военно-технического сотрудничества. Турция, отмечают местные эксперты, вновь высказалась в поддержку урегулирования палестино-израильского противостояния в рамках «дорожной карты», высказалась против любых односторонних действий Израиля, в т.ч. в вопросе определения границ. Думается, что обсуждение данной проблемы будет продолжено в ходе предстоящего в первой декаде июня визита в Израиль президента Турции А.Н. Сезера. В области внутренней политики большой общественный и политический резонанс имеют события, связанные с террористическим актом в центре Анкары, в результате которого 17 мая погиб представитель Госсовета - высшей административной кассационной инстанции Турции, а четверо служащих этого ведомства получили ранения. Огонь по представителям Госсовета открыл адвокат из Стамбула Аслан Алпарслан. Он ворвался в зал заседаний Госсовета, расположенный на восьмом этаже здания, и затем расстрелял две обоймы из пистолета. Экстремист был схвачен и доставлен в управление по борьбе с терроризмом Анкары. На первом же допросе он сообщил, что заранее планировал совершить преступление. Представители Госсовета сообщили журналистам, что не исключают религиозных мотивов нападавшего, учитывая недавнее принятие Госсоветом постановления о запрете на ношение в госучреждениях мусульманского платка "тюрбан". Лидер основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Дениз Байкал, отвечая на вопросы журналистов после посещения Госсовета, заявил, что нападение на представителей этой инстанции является нападением на конституцию и действующий в Турции светский строй. Теракт решительно осудил глава государства А. Н. Сезер. Он распространил специальное заявление, в котором назвал нападение "черным пятном в истории Турции". В заявлении отмечено, что «преступления, направленные против основных ценностей Республики, таких как независимость нации, безопасность турецких граждан, никогда не достигнут цели. Нападение на одну из главных структур государства – глубокая рана для нашей нации. Нападение на судей, исполняющих свой священный долг, станет черным пятном в истории Турции. Но главное: это преступление против непоколебимых, основных принципов республики: лаицизма и демократии, от которых Турция не отступится. Пусть ни у кого не будет в этом сомнений». Ситуацию прокомментировал и премьер-министр республики Эрдоган: «Не следует связывать это преступление с ношением мусульманского платка, и тем более гнусно искать в нем связь с моими убеждениями, которые я излагал перед выборами. Неважно, кто организовал нападение: прежде всего, это преступление против одной из главных структур государства, покушение на человеческую жизнь и подрыв прав человека, демократических основ современной Турции». Второе событие, которое заметно обострило внутриполитическую ситуацию в Турции, связано с резким падением курса турецкой лиры по отношению к американскому доллару. В течение трех дней турецкая валюта подешевела на 17 процентов. Правительство, центральный банк страны успокаивает граждан, объясняя это обычным колебанием курса. Экономический блок кабинета министров указывает, в частности, на значительные резервы Центробанка (более 50 млрд. долларов), которые позволяют, в случае необходимости, вмешаться и «выровнять» ситуацию. Экономические эксперты утверждают, что в течение нескольких дней из обращения на внутреннем турецком рынке было изъято более 7 млрд. долларов, что и спровоцировало падение курса турецкой лиры. Правительство предпринимает шаги, направленные на установление тех сил, которые стоят за этой операцией, существенно подрывающей позиции правящей партии и правительства, заявляющих о значительных успехах в экономике страны за время своего пребывания у власти. Речь, в частности, идет о значительном сокращении внешнего долга Турции (долг МВФ сократился с 23,4 млрд. долларов до 11 млрд), а также повышении дохода на душу населения, который увеличился за последние три с половиной года с 2,5 тысяч долларов до 5 тысяч. Что касается российско-турецких отношений, то май стал своеобразным стартовым месяцем для целой серии российско-турецких контактов на высоком уровне. Так, Генеральный секретарь Совета национальной безопасности Турции Йигит Альпоган посетил Москву с трехдневным рабочим визитом по приглашению своего российского коллеги, секретаря Совета безопасности Игоря Иванова. Визит вызвал большой интерес в политических и дипломатических кругах Турции, средствах массовой информации страны. Ведь это первый в истории российско-турецких отношений визит в Москву одного их руководителей возглавляемого президентом страны важнейшего политикоформирующего ведомства, которое во многом определяет направления внутренней и внешней политики Турции. В ходе переговоров с Игорем Ивановым, которые, как особо отмечают в Турции, продолжались пять с половиной часов, состоялся продуктивный обмен мнениями по ряду вопросов двусторонних отношений, а также региональных и глобальных проблем. Стороны не только изложили свои позиции, но и договорились о координации действий по их решению. Генсек турецкого СНБ встретился также с первым заместителем министра иностранных дел России Андреем Денисовым и выступил перед студентами и преподавателями Московского государственного института международных отношений. Одним из основных вопросов на московских переговорах была ситуация вокруг иранской ядерной программы. Москва и Анкара едины во мнении о недопустимости распространения ядерного оружия, использования Ираном ядерной энергии в военных целях. Наряду с этим, стороны констатировали право Ирана на мирный атом в целях развития своей экономики. Москва и Анкара подчеркнули также необходимость отработки путей политико-дипломатического выхода из ситуации вокруг иранской ядерной программы, непродуктивность международной изоляции Ирана, поскольку пока еще никто и нигде не добился всеобъемлющего и окончательного решения проблем путем санкций и силовых методов. Предметом обсуждения в Москве стали ситуация на Кавказе, процесс ближневосточного урегулирования, а также вопросы безопасности в Черноморском регионе, борьба с терроризмом, религиозным экстремизмом и сепаратизмом. Газета «Orta Dogu» со ссылкой на высокопоставленного представителя СНБ Турции, отмечает, что переговоры в Москве прошли очень успешно, открыли новое направление в отношениях между Россией и Турцией, которое будет способствовать дальнейшему повышению уровня доверия между двумя соседями и партнерами. В Анкаре обратили внимание, что именно после обстоятельных переговоров с турецким коллегой Игорь Иванов отправился с рабочим визитом в Тегеран. Наряду с этим, 29-30 мая в Стамбуле состоялось седьмое заседание Смешанной межправительственной российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Оно проходило, по мнению экспертов, в условиях динамично развивающегося торгово-экономического сотрудничества России и Турции, которое становится более многоплановым и охватывает все новые области. Это подтверждают цифры двустороннего товарооборота. Так, если в 2001 году общий товарооборот составлял около 3,8 млрд. долларов, то в 2005 году он достиг уже 15,2 млрд. долларов. Только за 1 квартал текущего года товарооборот между Россией и Турцией по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 34 процента. Уже сегодня по объему торговли с Россией Турция опережает такие страны как Японию, Великобританию, Францию, Индию и Южную Корею. Темпы развития российско-турецких торгово-экономических связей свидетельствуют о том, что в ближайшие годы Турция сможет стать одним из ведущих торговых партнеров России. На заседании Смешанной межправительственной российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству российскую делегацию возглавлял министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, турецкую – государственный министр Кюршад Тюзмен. По итогам заседания подписан Протокол, который на ближайшие два года определяет тактику и стратегию дальнейшего расширения торгово-экономического сотрудничества России и Турции. Руководители делегаций двух стран особо отметили обстановку взаимопонимания и конструктивности в ходе работы Комиссии. Они констатировали, что нынешний объем российско-турецких торгово-экономических связей в 15,2 млрд. долларов это далеко не предел возможностей двух стран, потенциал которых позволяет к 2008 году увеличить этот показатель до 25 млрд. долларов. Ничуть не умаляя важности всех аспектов работы Комиссии, отметим, что главным вопросом ее повестки дня была все же энергетика. Стержнем российско-турецких торгово-экономических связей, и это еще раз было подтверждено в Стамбуле, остается взаимовыгодное сотрудничество в этой области. Москва и Анкара продолжат совместную работу над проектами транспортировки энергоресурсов через турецкую территорию в третьи страны, строительства в Турции газохранилищ и газораспределительных сетей. Заседание Комиссии, по мнению экспертов, показало, что эффективное решение Турцией стратегической задачи по превращению страны в мировой транзитный энергетический узел невозможно без всестороннего участия в этом процессе российских компаний. Это важный итог стамбульской Комиссии. Ведь в последнее время Вашингтон все активнее и настойчивее предлагает Анкаре сворачивать взаимодействие с Москвой в этой области, мотивируя это своей обеспокоенностью якобы растущей зависимостью Турции от поставок российских энергоносителей. В политических и деловых кругах Турции есть сторонники такой позиции, а потому не исключено, что российские компании, планирующие расширять свое присутствие на турецком энергетическом рынке, ожидают определенные трудности. Вопрос сотрудничества в области энергетики был одним их основных и в ходе переговоров в Анкаре министра иностранных дел России Сергея Лаврова. В ходе двухдневного визита 31 мая-1 июня состоялись его переговоры с турецким коллегой Абдуллахом Гюлем, встречи с президентом Ахметом Недждетом Сезером, председателем парламента Бюлентом Арынчем, премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом. В Стамбуле Сергей Лавров посетил штаб-квартиру организации Черноморское экономическое сотрудничество, обязанности действующего председателя которой Россия исполняет с мая по октябрь этого года. В Анкаре состоялся продуктивный обмен мнениями по иракскому и ближневосточному урегулированию, ситуации вокруг иранской ядерной программы, положению в Закавказье и Центральной Азии, кипрской проблематике, вопросам безопасности в Черноморском регионе, совместной борьбы с международным терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. По итогам переговоров, в резиденции министра иностранных дел Турции состоялась совместная пресс-конференция. Оба министра отметили схожесть и близость позиций двух стран по вышеперечисленным вопросам. Сергей Лавров констатировал, что многоплановое партнерство России и Турции является одним из важнейших факторов стабильности в регионе. Москва и Анкара, сказал российский министр, не только одинаково думают по важнейшим международным проблемам, но и вместе действуют с целью их решения. Абдуллах Гюль, в свою очередь, особо подчеркнул важность российского направления во внешней политике Турции. Оба министра заявили, в частности, о важности взаимодействия двух стран по вопросу иранской ядерной программы, еще раз подтвердили необходимость активного сотрудничества Ирана с МАГАТЭ, продолжения усилий по его решению мирным, дипломатическим путем. В связи с этим, турецкий министр подчеркнул, что силовой вариант против Ирана с использованием турецкой территории исключается. Большое внимание в ходе переговоров было также уделено расширению торгово-экономических связей, основой которых, подчеркнули министры, является энергетика. Стороны подтвердили заинтересованность углублять свое сотрудничество в реализации региональных энергетических проектов, в частности, в увеличении мощности «Голубого потока». Сергей Лавров с удовлетворением отметил отсутствие у Турции попыток политизировать сотрудничество в этой области. Переговоры российского министра в Турции стали также этапом подготовки к предстоящему 28 июня с.г. визиту в Москву президента Турции А.Н. Сезера, в ходе которого обсуждение перспектив российско-турецкого энергетического сотрудничества также будет иметь продолжение, которое, хочется надеяться, подтвердит вывод главы дипломатического ведомства России.
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.