Ядерная Индия: тёмные стороны разделения

20 декабря 2005
A A A


Бхарат Бушан Секретарь (первый заместитель министра) МИД Индии Шиям Саран отправляется на этой неделе с визитом в Вашингтон. Привезёт ли Саран рождественский подарок президенту Бушу – детальный план разделения индийской ядерной программы на военный и гражданский сектора? В США надеются, что привезёт. Америка даёт ясно понять – все индийские ядерные объекты должны быть отнесены либо к военному, либо к гражданскому секторам. В Вашингтоне говорят, что только ясная и недвусмысленная категоризация атомной отрасли Индии позволит справиться с критиками. По мнению последних, любая помощь индийскому мирному атому сегодня эквивалентна помощи атому военному. В совместном заявлении Буша и Сингха от 18 июля 2005 года было указано, что Соединённые Штаты будут относиться к ядерной Индии особенным образом – не так, как к законным владельцам ядерного оружия (ЯО), но и не так, как к государствам, имеющим ЯО, но не заслужившим права на международное сотрудничество в мирной атомной сфере. Под последними понимаются или страны, уличённые в распространении ядерных технологий (Пакистан), или не признающие открыто факт наличия у них атомных арсеналов (Израиль). Итак, Индия представляет сегодня особый случай. Единственный вопрос, требующий своего разрешения – это разработка и выполнение плана по разделению индийской ядерной программы на военную и гражданскую составляющие. Индия самостоятельно должна определить, какие из её ядерных объектов станут мирными, а какие – военными. В соглашении Буша-Сингха ясно говорится, что разделение и последующая постановка гражданского сектора под гарантии МАГАТЭ пройдут поэтапно, шаг за шагом. Но если не считать, что за дипломатическими кулисами уже было достигнуто согласие с Америкой о временных рамках и этапах процесса разделения – что представляется крайне маловероятным – то придётся признать, что Вашингтон стремится к переосмыслению положений заявления Буша-Сингха в своих интересах (и интересах конгресса США). Исполнение решения о разделении не означает автоматически, что конкретные решения должны быть приняты в период между июлем 2005 года и визитом Буша в Индию, намеченным на начало 2006 года. Визит Буша не имеет никакого отношения к индо-американскому ядерному соглашению. Конечно, американский президент и индийский премьер-министр могут обсудить текущее положение и ход реализации намеченного в июльском заявлении – но подталкивание Индии к принятию поспешных решений имеет исключительно политизированный подтекст, ведь Бушу хотелось бы продемонстрировать прорывные успехи на индийском направлении своей внешней политики. После того, как Индия представит США черновой вариант своего плана по разделению, американцы могут начать задавать неудобные вопросы. Почему некоторые ядерные объекты будут помещены под гарантии МАГАТЭ, а некоторые не будут? Не связаны ли последние со стратегической (военной – IranAtom.Ru) ядерной программой Индии? Если американцы согласятся на поэтапное проведение разделения, то они начнут давление с целью скорейшей постановки выбранных объектов под гарантии. В результате, позиции Индии могут утратить гибкость. Следовательно, Индии необходимо выдвинуть следующие условия для поэтапного разделения своей ядерной программы: должны учитываться настоящие и будущие потребности стратегической ядерной программы Индии; должны учитываться временные и финансовые затраты для сооружения альтернативных ядерных объектов для нужд стратегической программы; недопустимо международное вмешательство в экспериментальные реакторные программы Индии, в частности, в программу по развитию быстрых бридерных реакторов, которые особенно важны для энергетической безопасности страны. Вопрос об экспериментальном быстром реакторе также включает в себя проблемы защиты интеллектуальной собственности. В этом направлении атомной энергетики Индия ушла в отрыв от большинства государств – а значит, существует реальная угроза того, что помещение индийских бридеров под гарантии МАГАТЭ приведёт к утечке технологических секретов в будущем. На экспериментальной стадии, исследования проводятся одновременно по нескольким направлениям. Если все объекты, занимающиеся НИОКР, подпадут под международный контроль, то все эти направления будут преданы публичной огласке. Не удивительно, что индийское правительство испытывает определённый дискомфорт, когда речь заходит о судьбе размножителей. Эти реакторы сегодня переживают именно экспериментальную стадию, но между тем, им уготовано важное место в стратегии по обеспечению энергетической безопасности. Лишь после того, как бридерные технологии будут полностью отработаны и отлажены, Индия могла бы согласиться на постановку своих быстрых реакторов под гарантии МАГАТЭ. Кроме того, к тому моменту Индия получила бы в свои руки достаточные для стратегической программы запасы плутония. Таким образом, в индийской ядерной программе должна появиться третья категория объектов, помимо военных и гражданских – экспериментальные ядерные объекты. Разумеется, Соединённые Штаты не станут охотно соглашаться с таким предложением. Быстрые бридеры производят плутоний, который может быть использован и для производства атомных бомб. Но, вследствие ограниченности урановых ресурсов Индии, бридеры остаются единственным путём для использования продуктов переработки (плутония – IranAtom.Ru) отработавшего уранового топлива тяжёловодных реакторов. Если даже некоторые государства, обладающие значительными запасами урана, выбирают путь развития бридерных реакторов, то почему Индия не может поступать аналогично? Истина заключается в том, что разделение ядерной программы на военную и гражданскую составляющие имеет косвенное отношение к международному сотрудничеству с Индией в сфере мирной атомной энергетики. Нет никаких свидетельств в пользу того, что такое сотрудничество как-то помогает военной программе Индии. Не было зафиксировано ни одного упрёка в адрес Индии в связи с каким-либо переключением ядерных материалов на тех индийских атомных блоках, что сооружаются с международной помощью. В частности, не существует никаких претензий ни к АЭС «Тарапур», ни к блокам на АЭС «Раджастан» и АЭС «Калпаккам», на которых объём иностранного участия был минимален, однако Индия сама предложила поставить их под гарантии. Не вызывает опасений и АЭС «Куданкулам», строящаяся с помощью российских специалистов. Но почему же тогда Соединённые Штаты обуславливают возобновление ядерного сотрудничества с Индией необходимостью разделения ядерной программы? Потому что Америка не желает видеть автономной гражданской программы в Индии, способной производить материалы для стратегических целей. Все атомные блоки, строившиеся в Индии иностранцами, основаны на легководных технологиях, а значит, там невозможно производить плутоний (оружейный плутоний – IranAtom.Ru). Плутоний, который может быть использован в военной программе, нарабатывается в индийских тяжёловодных реакторах и в быстрых бридерах. Обе эти категории сейчас превратились в предмет обсуждения с американцами. По этой же причине, разделение ядерной программы коснётся не только атомных блоков, но и других ядерных объектов – в частности, научно-исследовательских центров. Такие центры не предназначены исключительно для обслуживания стратегической ядерной программы, но некоторые их подразделения выполняют данные функции. Возможно, им также придётся оборвать все связи с военным сектором. У Индии есть и ещё повод для беспокойства. Становится всё более и более очевидным, что любой план по разделению ядерной программы, представленный Индией госдепартаменту США, окажется доступным для американских конгрессменов. Выступая перед группой индийских политиков и бизнесменов 06 декабря 2005 года, председатель комитета по международным делам сената США Ричард Лугар сказал: «Позвольте мне подчеркнуть, что любой индийский план по разделению должен быть проанализирован конгрессом США. Не стоит рассматривать это как угрозу – скорее, как некий вызов, с которым индийской стороне необходимо совладать». Конгрессмен Хенри Хайд из аналогичного комитета палаты представителей также сделал заявление, из которого следует его полная уверенность в том, что его комитет будет должным образом проинформирован об индийском плане. Не в том вопрос, угрожают ли американские парламентарии Индии или нет, выступая с подобными заявлениями. Настоящая проблема заключается в том, что индийский план станет известен конгрессу США и, с его помощью, широкой общественности. Но приемлемо ли это для Дели?
Источник: «The Telegraph»

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.