13 декабря 2005
Н.С. Глебова Ноябрьские события во Франции вызвали широкий резонанс в странах арабо-мусульманского мира. Диапазон откликов разнился от обвинений в дискриминационной политике Франции в отношении арабского и мусульманского меньшинства до тех же обвинений, но уже в адрес мусульманской общины в этом государстве. Мусульманское меньшинство обвинялось в том, что оно якобы не предприняло значительных попыток интегрироваться во французское общество, что помогло бы избежать значительных столкновений его представителей с государственными правоохранительными органами. 6 ноября с.г. Офис по фетвам Союза французских исламских организаций издал фетву, запрещающую участие в беспорядках в связи с тем, что последние “запрещены религией”. В фетве говорилось о том, что “народные права не могут быть приобретены за счет ущемления прав других. Мы должны выражать наш протест не за счет тех, на чьих глазах сгорают их собственные автомобили… Агрессия запрещается исламом (Коран 2:190)”(1). Шейх Ахмад Джаб Алла, представитель Офиса по фетвам Союза французских исламских организаций пояснил в интервью корреспонденту ведущего исламистского веб-сайта http://www.oumma.com/: “Эта фетва была нужна для того, чтобы прояснить позицию мусульманских организаций. На нас, как на французских мусульманах, лежит ответственность за создание таких структур для мусульманской молодежи, которые защищали бы их права и препятствовали участию в незаконных действиях”(2). “Мы будем стремиться распространять информацию об издании этой фетвы в тех организациях и мечетях, которые расположены в центре развернувшихся событий, так как многие имамы “заблудились” в суматохе событий. Этот закон также предназначен для того, чтобы помочь им придерживаться общей линии в отношении беспорядков”(3), — заявил Ахмад Джаб Алла. На том же сайте появилась и противоположная по смыслу статья, озаглавленная “Невероятная фетва”. Авторы этой статьи предпочли не называть себя. Они утверждают, что вышеуказанная фетва усилила веру в справедливость беспорядков с мусульманской точки зрения и в свою очередь возбудила новую волну негодования в отношении мусульман, способствуя росту популярности французского министра внутренних дел Николя Саркози(4). Таким образом, в мусульманской общине обозначились противоречия, которые уже неоднократно отмечали различные исследователи и аналитики. Отсутствие единства мусульман по различным острейшим вопросам общественного устройства как в странах арабо-мусульманского мира, так и относительно судьбы арабо-мусульманского сообщества в государствах Запада стало в очередной раз явным. Вслед за событиями в предместьях Парижа в арабоязычной лондонской газете “Аш-Шарк аль-Аусат” была опубликована статья главы телеканала “Аль-Арабийя” Абд ар-Рахмана ар-Рашида под названием “Революция толпы”. Ар-Рашид отметил: “…Возможно они воры, толпа и анархисты, однако у них есть основания для того, чтобы быть таковыми… Не остается ничего иного, как выслушать их… Это протест против сложившейся ситуации, в которой большая группа населения страдает… Не имеет значения, как их называет французский министр внутренних дел, — “пеной” или “толпой”(5). Эти оскорбления не решают ту кризисную ситуацию, которая имеет все шансы возникнуть в будущем, даже если в скором времени все несколько успокоится. Страна закона и свободы (то есть Франция) потерпела неудачу в разрешении проблемы, доставшейся ей от времен колониализма. Невообразимым является тот факт, что в этом государстве никто из представителей данного меньшинства не достиг парламента, который, как предполагается, должен представлять все слои населения, от низов до элиты. Крупнейшие партии Франции не имеют в своих рядах членов, представляющих интересы миллионов французских граждан иностранного происхождения, арабов и мусульман…” Вместе с тем ар-Рашид заявляет: “Те, кто осуществляет погромы, менее всего задумываются о последствиях. Те, кто сжигает школы, нападает на беззащитных граждан, действительно являются пеной общества. К сожалению, таковы голоса общества, которые не были услышаны в рамках политического процесса… Позвольте нам отличать подобную пену от тех, кто выступает со справедливыми требованиями… Толпу было бы невозможно поднять, если бы давно не обострилась проблема дискриминации арабского и мусульманского сообществ…”(6) В кувейтской ежедневной газете “Ас-Сийяса” была опубликована статья доктора Хайтама Манаа, представителя арабского Комитета защиты прав человека, который проживает в Париже. Материал был озаглавлен “Кто принесет извинения иммигрантской молодежи?” В ней автор отмечает: “Сегодня, когда произошли массовые выступления в пригороде на севере Парижа вслед за гибелью двух молодых людей, пытавшихся сбежать от полиции, французское Общество защиты прав человека только и может охарактеризовать случившееся, как “три десятилетия провала и три года неудачных решений, которые, как предполагается, и являются политикой правительства”. Министр внутренних дел Николя Саркози, который еще четыре года назад охарактеризовал подобные действия как преступления, нашел время для того, чтобы назвать протестующих пеной и толпой…”(7) Манаа утверждает: “Французское правительство абсолютно не в состоянии выстроить эффективную политику в отношении иммигрантов. Политику, которая позволила бы им чувствовать себя гражданами Республики на деле, а не на словах… Около десяти лет назад я требовал создать комитет для расследования фактов проявления расизма во внутренней политике Франции. Деятельность комитета подтвердила увеличение фактов проявления расизма различными службами безопасности. 15 марта 2000 года Консультативный комитет по правам человека (во Франции) выпустил в свет отчет, в котором говорилось, что 70% французов допускают проявления расизма в повседневной жизни. Также был проведен социологический опрос, в соответствии с которым приблизительно 60% полагают, что количество иммигрантов чрезвычайно велико и его необходимо сократить…”(8) В одной из арабоязычных газет было опубликовано выступление известного европейского мусульманского интеллектуала Тарика Рамадана. В апреле 2003 года авторитетный американский журнал “Тайм” причислил Тарика Рамадана к числу 100 мировых ученых и мыслителей, оказывающих значительное влияние на современное общество. Возможно, данное определение кажется чересчур решительным, однако необходимо отметить, что Т. Рамадан занимает особое место среди современных арабских мыслителей. Главными темами его работ являются определение и исследование исламских ценностей и традиций, их места в современном западном мире. Будучи гражданином Швейцарии, профессором философии в Колледже Женевы и профессором исламских исследований университета Фрибурга, в своих лекциях и выступлениях Тарик Рамадан призывает мусульман обратиться к активному изучению западной культуры вместо того, чтобы изначально относиться к ней враждебно. При этом он обращает особое внимание на то, что это изучение не подразумевает “предательства” традиций и ценностей мусульманской культуры. Рамаданом написано более двадцати книг, посвященных крайне болезненным вопросам новых интерпретаций учения пророка Муххамада, реформ в исламе, отношениям исламского мира со странами Запада. К числу его книг, в частности, относятся: “Что значит быть европейским мусульманином” (1998), “Ислам, Запад и вызовы современности” (2000), “Джихад, насилие, война и мир в исламе” (2002), “Западные мусульмане и будущее ислама” (2003). Им также опубликовано более 700 статей в академических изданиях, газетах и журналах. Очередная статья Тарика Рамадана посвящена ноябрьским событиям во Франции. Говоря об анализе данных событий, мыслитель предупреждает об опасности смешения различных по своему характеру понятий и явлений. Он считает: “То, что в настоящее время происходит во Франции, на руку вполне определенным группам клерикалов, которые заинтересованы в разрушении и насилии. Однако заинтересованность клерикалов — не единственная причина данной волны насилия. В основе ноябрьских событий также лежат социоэкономические мотивы, которые уничтожают Францию, создавая два изолированных друг от друга мира: мира предместий и мира районов, в которых обитают богачи и представители среднего класса”(9). Говоря о разрешении данной ситуации, Рамадан отмечает: “Безопасность и порядок должны быть восстановлены, так как ясно, что подобными действиями положительных результатов в разрешении накопившихся проблем не добиться. В настоящее время единство Франции является мифом и в социальном, и в экономическом отношении. Эти проблемы не относятся к явлению секуляризации. Заявления Николя Саркози (особенно те, что касаются “толпы”) абсолютно неприемлемы. Мы не можем защитить одну часть Франции, оскорбляя другую”(10). В статье, появившейся на вышеупомянутом ведущем французском исламистском сайте(11), мусульманский интеллектуал сравнивает французскую модель интеграции с британской. Он полагает, что “французская модель не лучше и не хуже британской”. Рамадан отмечает, что, если дискриминация в Англии всегда была этнической, то во Франции в ее основе лежат экономические причины. При этом мыслитель утверждает, что борьба с проявлениями дискриминации и расизма должна начинаться с системы образования. В школьной программе обучения должен быть отражен тот вклад, который внесли иммигранты в развитие французского общества. Тарик Рамадан обратил особое внимание на тот факт, что современная школьная программа во Франции “включает слишком мало часов изучения истории и традиций тех людей, которые составляют современное французское общество”(12). Исследователь уверен в том, что законные требования французских и британских мусульман до сих пор еще не были услышаны, а потому “их насилие хотя и является незаконным по своей сути, но, к сожалению, вполне понятным”(13). Что касается реакции на данные события непосредственно на Ближнем Востоке, то можно привести в качестве примера заявление шейх Юсеф аль-Карадауи катарскому агентству новостей. Шейх аль-Карадауи — известный египетский богослов, проживающий в Катаре. Он также является идеологом Европейского совета по фетвам и научным исследованиям (ЕСФН). По данным различных источников, аль-Карадауи — один из, если не самый популярный исламистский проповедник в странах Запада и арабского мира, тесно связанный с такой организацией, как “Братья-мусульмане”. Его имя также фигурировало в связи с организацией «Аль-Каида». Аль-Карадауи выразил сожаление по поводу событий, произошедших во Франции. Он призвал французских мусульман действовать мудро и осмотрительно. Главной причиной подобного осторожного заявления является стремление сохранить хорошие отношения с французскими властями в виду, в частности, их негативной позиции по поводу войны в Ираке. Эту позицию аль-Карадауи назвал “справедливой и честной”(14). Аль-Карадауи также призвал французское правительство не сосредоточивать свои усилия лишь на обеспечении безопасности в данной ситуации. Он считает, что необходимо достичь “взаимного понимания того, как необходимо решать существующие проблемы в отношении культурного, социального, образовательного и экономического положения мусульманских общин во Франции”(15). Бывший министр образования Кувейта Ахмад ар-Раби также вступил на страницах авторитетной арабоязычной газеты “Аш-Шарк аль-Аусат”. Он заявил: “Мы можем найти некоторые оправдания вспышкам гнева и выразить понимание того, что это является следствием политики расизма и изоляции в отношении меньшинств во Франции. Однако это не освобождает лидеров арабских государств от необходимости проведения самоанализа перед диалогом с Другим и всестороннего обсуждения внутренних проблем, существующих в арабском мире перед тем, как приступать к изучению французского общества”(16). Ар-Раби утверждает, что все произошедшие акты насилия “идут на руку” лишь тем, кто осуществляет расистскую политику в отношении меньшинств, подталкивая французское правительство к применению подобной политики на официальном уровне. Ар-Раби также отмечает, что “в арабской общине царит анархия, и последние события являются тому доказательством. Нет никого, кто был бы способен взять на себя руководство общиной и обеспечить спокойствие и безопасность. Не существует никаких реальных институтов гражданского общества, которые могли бы воздействовать на общественное мнение в среде меньшинств. Французы арабского происхождения не смогли организовать себя в культурном отношении, использовать достижения французского общества с тем, чтобы играть большую роль в обществе и сдержать развитие экстремистских течений”. Продолжая рассуждать на данную тему, ар-Раби говорит о том, “это меньшинство должно спросить себя о противоречии, существующем между его значительными размерами и его минимальными достижениями в политике, экономике, культуре и науке”(17). “Французы арабского происхождения, — считает ар-Раби, — должны вести себя как французские граждане. Они должны доказать всему обществу Франции, что являются его неотъемлемой частью. Это означает, что они должны использовать все существующие достижения общественного развития, должны быть чрезвычайно активны в улучшении своего благосостояния и уровня образования, должны бороться с теми элементами, которые наносят вред арабской общине через девиантное поведение, должны избавиться от менталитета гетто и стать частью французской цивилизации…”(18). В саудовской правительственной газете “Аль-Уатан” доктор Али Саад аль-Мусса выступил с весьма примечательным комментарием: “Пожары на окраинах Парижа обострили все те проблемы, которые накопились в связи с арабской иммиграцией. Араб не может жить в гармонии с культурой, отличной от его собственной, по одной простой причине: в настоящее время арабы находятся в центре собственного круга, выходящего за пределы круга развития мировой культуры… Как бы там ни было, многие иммигранты осели в новой стране. Вместе с этим они не могут стремиться к истинному равенству с коренными жителями этой страны. Поколения арабов, иммигрировавших во Францию, так и не поняли этого и не смирились с этим даже притом, что Франция — это лучшая страна для иммиграции…” По сути, этот комментарий фиксирует одну из главных проблем развития арабского общества — проблему собственного развития. Аль-Мусса утверждает, что “тот, кто обвиняет французское правительство в нагнетании данной ситуации в предместьях Парижа, ошибается. Арабы сталкиваются в культурном отношении с Другим, стремясь насильно присоединиться к своему сообществу. Французы арабского происхождения сохраняют за собой свое наследие, культуру, традиции и манеру поведения… Так, в предместьях Парижа появляются улицы, двери, школы, сфера услуг, характерные для городов Марокко, где они не менялись в течение столетий. Уважение к французскому правительству практически не существует в повседневной жизни. Иммиграция требует умственного предрасположения. Почему те, кто так долго стремился иммигрировать в иные страны, добившись этого, начинают поносить все самыми дурными словами?(19) ”. Несколько иной взгляд на данную ситуацию высказал в своей статье под названием “Свобода, Равенство и Братство — не для всех” доктор Халед аль-Джинфауи. Этот материал был опубликован в кувейтской ежедневной газете “Ас-Сияса”. Ее автор обращает особое внимание на “тот факт, что неспособность некоторых иммигрантских сообществ к культурной и социальной интеграции в структуры западных стран негативно сказывается на возможности успешной реализации многих западных идей по обеспечению “свободы, равенства и братства” на Ближнем Востоке”. Аль-Джинфауи задается главным вопросом, который так или иначе проходит красной линией в выступлениях интеллектуалов и общественных деятелей на данную тему: “Если идеалы равенства, справедливости, демократии, соблюдения прав человека и братства, которые появились на Западе и были приняты Французской революцией в конце XVIII века, не смогли уничтожить бедность и неравенство, то как эти идеи смогут улучшить положение вещей на современном Ближнем Востоке?(20) ”. Говоря о событиях во Франции, важно отметить, что они затронули все слои, представляющие население Франции и стран арабо-мусульманского мира. Об этом говорят выступления в СМИ как обычных прохожих на улицах различных государств Европы и Ближнего Востока, так и видных западных и арабских интеллектуалов, представителей правящих элит. Однозначным является тот факт, что беспорядки во Франции наглядно обозначили те диспропорции, несоответствия и проблемы, которые существуют прежде всего в арабо-мусульманской общине. Если ранее эти проблемы были предметом обсуждения круглых столов с участием социологов, философов, культурологов, экономистов, журналистов и т.п., то в настоящее время они требуют выработки разносторонней программы. Эта программа действий должна касаться собственного дальнейшего развития и предупреждения давно обещанного “столкновения цивилизаций” прежде всего самими представителями арабо-мусульманского сообщества, минуя ожидания помощи извне и расчет на самоликвидацию основных конфликтов. 1)http://www.islamonline.net/Arabic/news/2005-11/07/article02.shtml 2)Там же. 3)Там же. 4)http://www.oumma.com/article.php3?id_article=1759, November 7, 2005. 5)Имеется в виду цитата из одного из выступлений министра внутренних дел Франции Николя Саркози, сделанного в первые дни после начала беспорядков. 6)Al-Sharq Al-Awsat (London), November 7, 2005. 7)Al-Siyassa (Kuwait), November 8, 2005. 8)Al-Siyassa (Kuwait), November 8, 2005. 9)Al-Sharq Al-Awsat (London), November 11, 2005. 10)Там же. 11)Имеется в виду http://www.oumma.com/ 12)http://www.oumma.com/article.php3?id_article=1763, November 8, 2005. 13)Там же. 14)Qatar news agency (Qatar), November 7, 2005. 15)Там же. 16)Al-Sharq Al-Awsat (London), November 8, 2005. 17)Там же. 18)Al-Sharq Al-Awsat (London), November 8, 2005. 19)Al-Watan (Saudi Arabia), November 8, 2005. 20)Al-Siyassa (Kuwait), November 8, 2005.
Источник:
Институт Ближнего Востока
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий