Исламская республика Иран и Организация моджахедов иранского народа

Эмблема ОМИН

07 декабря 2005
A A A


В.В. Арсенов Проблема терроризма сегодня чрезвычайно актуальна для Ирана: деятельность террористических и экстремистских группировок как регионального, так и глобального масштаба наносит ему непоправимый материальный и моральный ущерб. Методы противостояния террористов против Ирана хорошо известны. Они включают обстрелы приграничных с Ираком иранских провинций, организацию взрывов в различных городах ИРИ (накануне президентских выборов в ИРИ в июне с.г. была организована серия терактов в Тегеране, Ахвазе и других городах), покушения на общественных и политических деятелей страны. Иранское руководство считает, что за большинством терактов против Тегерана стоит оппозиционная правящему режиму Организация моджахедов иранского народа (ОМИН). Известно, что значительное число членов этой организации проживают на территории Европы и США. Примечательно, что с недавних пор ОМИН была включена в список террористических организаций как в государствах Европейского союза, так и в Соединенных Штатах. Сразу после этого иранская сторона неоднократно обращалась к Вашингтону с призывом выдать иранским властям страны членов этой террористической группировки: «Если Вашингтон искренен в своих утверждениях о борьбе с международным терроризмом, почему до сих пор американцы не задержали ни одного из членов группировки ОМИН, которую сам Белый дом назвал террористической?» (из заявлений бывшего министра информации ИРИ А. Юнеси). Должного эффекта эти призывы не возымели. Следует, однако, иметь в виду, что основные «ударные» силы ОМИН находятся в соседнем Ираке, где они базировались на протяжении многих лет, пользуясь политической защитой режима С. Хусейна. Но и сейчас, после свержения режима С. Хусейна, оминовцы продолжают чувствовать себя в Ираке достаточно вольготно. На сегодня именно оттуда, со стороны западной границы исходит главная террористическая угроза территориальной целостности Ирана в лице Организации моджахедов иранского народа. При этом, несмотря на указ Временного управляющего совета Ирака (ВУСИ) о высылке оминовцев с иракской территории, эта организация продолжает свою деятельность, а американцы, по мнению Тегерана, продолжают укрывать ее представителей. ОМИН обосновалась в Ираке во время ирано-иракской войны (1980-1988). Не без ведома официального Багдада ей удалось создать в приграничных с Ираном районах хорошо укрепленные военные базы с тяжелой бронетехникой, артиллерией, танками и вертолетами. Именно оттуда боевики ОМИН подвергали минометным обстрелам близлежащие иранские провинции, совершали теракты в крупных городах, осуществляли покушения на общественных и политических деятелей Ирана с целью их ликвидации. Тегеран всегда имел в активе «запасное оружие»: опекаемый политической элитой ИРИ Высший совет исламской революции Ирака (ВСИРИ) отвечал на вылазки оминовцев массированными ракетными ударами по районам дислокации баз ОМИН в восточной части Ирака. В итоге проблема ОМИН часто рассматривалась в контексте урегулирования двусторонних ирано-иракских отношений. В ходе многочисленных контактов и переговоров между Тегераном и Багдадом стороны пытались разрешить данную проблему, но каких-либо конкретных договоренностей и практических результатов достичь не удавалось. Лишь после того как над Багдадом не нависла реальная угроза американского военного вторжения, удалось найти некий компромисс относительно ОМИН. В итоге, иракское руководство оказало давление на ОМИН, чтобы та прекратила террористическую деятельность против Ирана, рассчитывая тем самым — учитывая сложную предвоенную ситуацию в стране и регионе — найти пути к полному и окончательному примирению с Тегераном. С этой целью иранскую столицу в октябре 2002 года посетил глава внешнеполитического ведомства Ирака Н. Сабри. Иранцы, формально поддержав призыв Н. Сабри по разрешению всех имеющихся противоречий между странами, уклонились от конкретного ответа на иракское предложение о взаимном отказе от поддержки оппозиционных друг другу группировок, базирующихся в Ираке и Иране. Н. Сабри дали понять, что Тегеран давно по различным каналам предлагал Багдаду осуществление «глубоких мер доверия» и что сторона не удовлетворена проявлением иракцами готовности к осуществлению таких шагов только сейчас, когда перед Багдадом возникла реальная опасность силовой акции со стороны США. Иранское руководство уже не хотело идти на односторонние уступки, которые лишали бы его возможности влияния тем самым на ситуацию в населенных шиитами иракских районах, где довольно весомым был авторитет базировавшегося в Иране ВСИРИ. Более того, в Тегеране рассчитывали, что оминовцы, будучи включенными самими США в террористический список, в ходе операции по ликвидации режима С. Хусейна будут уничтожены. После падения режима С. Хусейна в СМИ появилась информация, что американцы взяли базирующуюся в Ираке оппозиционную ОМИН под свою опеку, хотя и лишили ее тяжелого вооружения. Тегеран, весьма обеспокоенный этими неподтвержденными пока слухами, тем не менее поспешил обвинить США в проведении политики «двойных стандартов» в сфере борьбы с международным терроризмом. Американцев также уличили в нарушении резолюции 1373 Совета Безопасности ООН, акцентируя внимание на том, что якобы Вашингтон делит террористов «на плохих и хороших» и даже готов пользоваться их услугами для достижения собственных целей. Надежды властей ИРИ на то, что американцы в ходе антисаддамовской силовой акции полностью разоружат и выдворят из Ирака функционеров ОМИН, а еще лучше передадут их иранцам, не оправдались. Наряду с этим в Тегеране серьезно озабочены тем, что этот шаг американцев может быть направлен не только на противодействие проникновению из ИРИ в шиитские районы Ирака иранской агентуры (в первую очередь боевиков ВСИРИ), но и то, что он преследует цель получить в свое распоряжение пропагандистки хорошо подготовленную военизированную структуру иранской оппозиции, которую при необходимости можно было бы задействовать для силового давления на ИРИ. В середине августа 2003 года тогдашний госсекретарь К. Пауэлл объявил о решении Вашингтона закрыть на территории США офисы Национального совета сопротивления Ирана (НССИ), политического крыла ОМИН, в связи с признанием его террористической организацией, а также о замораживании авуаров НССИ. Официальный Тегеран расценил указанные меры как позитивный шаг, отвечающий международным обязательствам Вашингтона, и подчеркнул, что задачей для всех без исключения государств мира, включая США, является решительная и бескомпромиссная борьба с терроризмом во всех его формах и проявлениях. К иранцам Тегеран обратил призыв действовать более оперативно и эффективно в отношении всех террористических группировок. При этом акцент сделан на том, что руководство ОМИН находится под контролем американцев в Ираке и что долгом США является всячески противодействовать возможным провокациям ее боевиков против ИРИ. Однако большинство оценок местных экспертов сводится к тому, что принятое американцами решение в отношении НССИ является важным, но недостаточным. Вашингтону, как считают иранские политологи, следует предпринять дополнительные шаги в подтверждение декларируемой им приверженности делу борьбы с глобальным террористическим злом. В Тегеране часто в последнее время высказываются опасения того, что как бы все произошедшее не оказалось очередной игрой, хитрой комбинацией руководства США с целью запутать Тегеран и отвести от себя возможные подозрения мировой общественности в заигрывании с оминовцами. Нет никаких гарантий, что запреты, наложенные на деятельность НССИ, являются окончательными и не носят формальный характер, ведь в руководстве США до сих пор нет единой позиции по вопросу о том, как необходимо в дальнейшем поступать с ОМИН. Очевидно, что при сохранении нынешних подходов Вашингтона к деятельности ОМИН, в том числе на территории Ирака, говорить о вероятности решения данной проблемы для Тегерана пока преждевременно. Ясно и другое — сохраняющаяся в Ираке нестабильность и слабость государственного аппарата будут продолжать играть на руку ОМИН, позиции которой на территории западного соседа Ирана ослаблены не будут. А это указывает на то, что ожидать в ближайшей перспективе решения для Тегерана проблемы ОМИН скорее всего не стоит. С другой стороны, абсолютно очевидно, что США будут продолжать использовать оминовцев в качестве марионеток для реализации поставленных администрацией Дж. Буша задач, в том числе по внедрению в ИРИ агентурных и разведывательных сетей. При этом американцы традиционно будут исходить из своих конъюнктурных соображений и в случае возникновения такой необходимости вполне могут «сдать» ОМИН иранскому правящему духовенству.
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.