Кнессет
01 декабря 2005
О.А.Зыкова После осенних каникул кнессет шестнадцатого созыва возобновил свою работу 31 октября 2005 г. в обстановке острого внутриполитического кризиса под знаком отсутствия у премьера большинства для проведения в парламенте важнейших вопросов повестки дня. В начале ноября правящая коалиция состояла на бумаге из 64 депутатов («Ликуд», «Авода», «Еврейство Торы»), к которым добавлялись независимые депутаты Д.Таль, Й.Парицкий и М.Нудельман, традиционно поддерживающие А.Шарона. На практике А.Шарону предстояла тяжелая борьба за каждое принимаемое решение, что наглядно показало голосование по политическому заявлению премьера уже в первый день работы кнессета. Первый барьер, который предстояло преодолеть А.Шарону в парламенте – голосование по новым назначениям министров: Э.Ольмерта – на пост главы Минфина, Р.Бар-Она – на пост министра промышленности, торговли и занятости, З.Бойма – министра абсорбции. Премьер попытался провести все три назначения в «одном пакете». Проблема упиралась в противостояние А.Шарона и внутрипартийной оппозиции в «Ликуде», вызванном реваншистскими настроениями части депутатов - «бунтовщиков» (У.Ландау, М.Рацон, Д.Леви, Н.Блументаль, Ю.Эдельштейн, А.Кара и др), а также Б.Нетаньяху. Оппоненты премьера отказались поддерживать новые министерские назначения. Премьер объявил о нежелании идти на какие бы то ни было уступки и компромиссы в условиях, когда под вопрос поставлена его способность управлять фракцией. Посреднические усилия председателя коалиции Г.Саара и главы законодательной комиссии кнессета М.Эйтана, попытавшихся выработать некий набор взаимоприемлемых «правил игры» для достижения формального единства в партии не привели к «перемирию» между группой «бунтарей» и премьером. Премьер вынужден был отложить голосование с 31 октября до 7 ноября. А после того, как кнессет не утвердил пакетные назначения 7 ноября (против проголосовали 60 депутатов, за – 54), А.Шарон в тот же день принял решение вынести на голосование парламента лишь кандидатуры Э.Ольмерта и М.Вильнаи («Авода») (на пост министра науки и технологии). Они были одобрены большинством в 71 голос. Экономическая сфера стала наиболее чувствительной темой нынешней сессии. Это связано, в первую очередь, с необходимостью представить на рассмотрение парламента бюджет 2006 г. и закон о хозяйственном регулировании. Аналитики единодушно предсказывали мучительный путь бюджета через кнессет. Второй фактор – итоги «праймериз» в «Аводе» и победа на них главы профсоюзного объединения А.Переца, традиционно выступавшего в поддержку социально слабых слоев населения и резко критиковавшего нынешнюю социально-экономическую политику правительства. Неожиданный приход к власти в лейбористской партии А.Переца изменил повестку дня абсолютно всех политических сил. Центр тяжести в риторике депутатов заметно сместился с вопросов внешней политики и безопасности на социальную и экономическую сферу. 9 августа на заседании правительства были согласованы и одобрены параметры госбюджета на 2006 г. Однако законопроект нуждался в корректировке с целью привести к общему знаменателю требования и запросы различных партий, прежде всего, «Аводы», главного партнера «Ликуда» по коалиции. Первоначально среди требований «Аводы» было значительное увеличение расходных статей, связанных с социальной сферой: выделение дополнительных средств на увеличение размеров пенсий, отказ от налоговой реформы и др. меры, реализация которых требует дополнительных бюджетных затрат на сумму 2-4 млрд. шек. Но, придя к власти, А.Перец сразу объявил о намерении сдержать предвыборные обещания и вывести Партию труда из правящей коалиции. Таким образом, он недвусмысленно дал понять, что ни при каких обстоятельствах не поддержит проект госбюджета на 2006 г. в его нынешнем виде. Отказываясь расставаться с надеждой провести бюджет, правительство попыталось заручиться поддержкой со стороны ультрарелигиозных партий, инициировав ряд шагов по выделению средств на нужды религиозных учебных заведений, ассоциирующихся с партиями МАФДАЛ, ШАС, «Еврейство Торы». Ликудовские законодатели также не давали никаких гарантий поддержки бюджета. Ряд депутатов выступили за изменение отдельных бюджетных статей в сторону поддержки слабых слоев населения и выделение дополнительных средств на борьбу с бедностью. Некоторые «бунтовщики» обусловили свою поддержку достижением договоренности с премьером по политическим вопросам. Параллельно велись контакты с оппозицией о возможности поддержки бюджета извне, в частности, с партиями ШАС и МАФДАЛ. За очевидным неимением поддержки большинства голосование в первом чтении постоянно откладывалось. Сегодня правительство совсем отказалось от идеи провести госбюджет. Предполагается, что уже после проведения досрочных выборов в марте 2006 г. новое правительство сможет выработать параметры нового бюджета и утвердить его в трех чтениях в кнессет в течение 45 дней. Таким образом, госбюджет на 2006 г. может быть принят лишь летом 2006 г. Первые месяцы года государство будет функционировать на основе пропорциональной части старого бюджета. Для нынешней «предвыборной» сессии характерно особое внимание к проблематике коррупции и поведения депутатов. Госконтролер объявил, что в настоящее время проводит разбирательство по 7 крупных делам, в рамках которых правительственные чиновники и депутаты кнессета замешаны в коррупции. Широкий резонанс получили обнародованные данные о поездках депутатов за границу за счет крупных компаний. Неустойчивая внутриполитическая ситуация сказывалась на всей работе зимней сессии. В первый же день работы кнессета было рассмотрено 4 вотума недоверия – от партий «Шинуй», МАФДАЛ, «Религиозного сионизма» и МЕРЕЦ-ЯХАД совместно с арабскими партиями. Такая ситуация продолжалась несколько недель. Тем не менее, оппозиция ни разу не смогла мобилизовать 61 голос, необходимый для отставки правительства. При вышеупомянутых препятствиях необходимость сокращения сессии и проведения досрочных выборов была очевидна. Законопроект о роспуске кнессета – эта чисто символическая инициатива правых партий (З.Орлев и И.Леви) переросла в серьезную угрозу после того, как А.Перец победил на «праймериз» в «Аводе» и повел свою партию к выходу из правительственной коалиции. Тем не менее, А.Шарону удалось удержать инициативу в своих руках, заставив парламентариев принять свой сценарий развития событий. Премьер обратился к М.Кацаву с просьбой издать указ о роспуске кнессета раньше, чем такое решение будет принято парламентом. После раунда переговоров было принято компромиссное решение – досрочные выборы назначены на 28 марта 2006 г. (дата, приемлемая для подавляющего большинства депутатов), премьер получил возможность назначать в переходное правительство министров без необходимости их утверждения кнессетом. 21 декабря парламент уйдет на предвыборные каникулы. До этого времени его деятельность будет сильно ограничена: в условиях отсутствия у правительства большинства, спикер кнессета Р.Ривлин запретил депутатам выступать с частными законодательными инициативами, требующими больших финансовых затрат или имеющими судьбоносное для государства значение. Расстановка сил в партиях Опасения за свое политическое будущее в ставших узкими рамках «Ликуда» привели А.Шарона к осознанию необходимости создания новой партии. 21 ноября он объявил о выходе из «Ликуда». В партию, получившую название «Кадима», непосредственно после этого перешли 14 депутатов от «Ликуд», среди них Э.Ольмерт, М.Шитрит, Г.Эзра, Ц.Ливни, А.Хиршзон. Новое центристское движение привлекло и представителей «Аводы» из лагеря Ш.Переса (Х.Рамон, Д.Ицик). Не исключается возможность поддержки Ш.Пересом партии А.Шарона извне в обмен на гарантии предоставления ему ключевого поста в государстве. Ожидается, что в общей сложности премьеру удастся переманить на свою сторону около 20 депутатов кнессета, а также привлечь авторитетные фигуры извне (например, бывшего главу ШАБАК А.Дихтера, главу междисциплинарного центра в Герцлии У.Райхмана). В «Ликуде» после ухода А.Шарона обострилась борьба за лидерство. Внутрипартийные «праймериз» состоятся 19 декабря, на них конкурируют Б.Нетаньяху, Ш.Мофаз, С.Шалом, У.Ландау, М.Фейглин, И.Кац. Опросы предсказывают существенное падение популярности «Ликуда», такая ситуация рождает ряд радикальных инициатив по преодолению внутреннего кризиса (в частности, отказ от «праймериз» и согласованное выдвижение лидера, предложение М.Кацаву возглавить предвыборный список). Для нынешней сессии кнессета характерна тенденция к объединению правых партий. Следуя результатам социологических опросов, предсказывавшим объединению «Национального единства» и МАФДАЛ значительный электоральный успех (более 20 мест в кнессете 17-го созыва), З.Орлев и Э.Эйтам объявили о начале переговоров о слиянии. Подобные идеи высказываются и А.Либерманом («Наш дом Израиль»), он не исключает возможности создания широкого правого фронта. В ультрарелигиозном секторе в преддверии выборов также возобладали центростремительные тенденции на фоне предрекаемого увеличения представительства в кнессете 17-го созыва. Предполагается, что воссозданный блок «Еврейство Торы» сможет на выборах набрать 6 мандатов благодаря высокому приросту населения в среде ортодоксов. Приход к власти в «Аводе» А.Переца вызвал попытки реанимировать левую идеологию и некоторое оживление левого лагеря. А.Перец после победы на «праймериз» сделал ряд заявлений, в частности, о возможности вхождения в его правительство арабских партий и о намерении продолжить путь Осло. «Свежая струя» в Партии труда привлекает к ней сторонников с левого фланга: в партии МЕРЕЦ-ЯХАД звучат голоса в поддержку объединения, лидер движения «Шалом ахшав» Я.Опенгеймер заявил о вхождении в «Аводу». За последний месяц расстановка сил на внутриполитической арене существенно изменилась. Произошла перегруппировка основных действующих лиц в преддверии выборов. В данный момент с переменным успехом ведется борьба между партиями за привлекательные для электората свежие лица и идеи.
Источник:
Институт Ближнего Востока
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий