Новая ядерная эра

20 июля 2005
A A A


Как уже раньше выяснила команда Буша, объявить о новой смелой политике легче, чем претворить ее в жизнь 20 июля 2005 года. Администрация Буша (George W. Bush) известна своей склонностью к азартным играм, и случившийся в понедельник поворот кругом в ядерном сотрудничестве с Индией подходит под это определение. Объявив о том, что будет помогать Индии в строительстве атомных реакторов и импорте усовершенствованного оружия, администрация тем самым подтвердила свое ранее высказанное пожелание видеть Индию "крупной мировой державой в 21-м веке". Но одновременно она отказалась от принципа, который гласит, что странам, отказывающимся подписать Договор о нераспространении (ядерного оружия), не следует предоставлять помощь в развитии мирной атомной энергетики и, во многих случаях, против них нужно применять эмбарго на поставки оружия. Выгоды от подобного изменения политики могут оказаться значительными, но также значительны и риски. Многое будет зависеть от способности администрации заручиться поддержкой для своей новой позиции в Конгрессе США и на международной арене. Начнем с потенциальных выгод. Индия с населением чуть больше одного миллиарда уже является самой крупной демократической страной в мире и когда-нибудь перегонит Китай как самая многонаселенная из всех стран. Ее экономика в последнем десятилетии быстро росла, и она стала глобальным игроком в области компьютерных программ, обслуживания компьютеров и производства фармацевтических товаров. Как развивающаяся азиатская сверхдержава, Индия может служить противовесом Китаю. Как страна с многочисленным и толерантным мусульманским населением, она может являться союзником против воинствующего исламизма. Противостояние из-за ядерной политики Индии, которое превратилось в серьезную проблему, когда Индия в 1998 году провела испытания своего ядерного оружия, является препятствием к установлению более тесных связей с этой динамичной и одинаково с нами мыслящей демократической страной. Понятно, что администрация хочет заняться этим вопросом. Будет честным спросить, что могут означать "более тесные связи" на практике. Хотя растущее могущество Индии может, в общем-то, сдерживать Китай, Индия не поддерживает обязательств Соединенных Штатов по защите Тайваня и, вероятно, не станет ввязываться в другие потенциальные разборки между США и Китаем, которые не затрагивают индийских интересов. Равным образом, сотрудничество в борьбе с терроризмом или экономические отношения будут иметь место, когда это отвечает интересам обеих стран, и никак иначе. Индийской шумной демократии свойственны коалиционные правительства, в которых есть и антиамериканские голоса, точно так же, как американской шумной демократии свойственны протекционистски настроенные члены Конгресса, обвиняющие Индию в том, что по ее вине Соединенные Штаты потеряли рабочие места. Поэтому администрация Буша права в своем желании установить более тесные связи с Индией, но они будут иметь свои ограничения. Индия в обмен на ядерное сотрудничество обещает некоторые конкретные уступки. Она готова взять на себя обязательство воздерживаться от новых ядерных испытаний, открыть свои гражданские атомные реакторы для международных инспекций и не предоставлять ядерные технологии и материалы незаконным распространителям. О важности подобных обещаний свидетельствует тот факт, что Индия в одностороннем порядке уже отказалась от испытательных ядерных взрывов и приняла меры по повышению физической защищенности своих ядерных материалов. Но администрация Буша, которая иногда утверждает, что договоры и протоколы не являются надежным средством регулирования поведения стран и поэтому имеют ограниченную полезность, вполне правильно усматривает определенную ценность в превращении добровольного хорошего поведения Индии в вопросе ядерного распространения в более формальное обязательство. Теперь рассмотрим риски в затеянной администрацией азартной игре. Пакистан, сосед и соперник Индии, будет стремиться к аналогичному де-факто благословению своего ядерного статуса. С учетом того, что Пакистан пользуется репутацией ядерного распространителя, Соединенным Штатам следует отказать ему в этом. Но этот отказ может способствовать превращению антииндийского национализма Пакистана в антииндийско-антиамериканский национализм; прозападные светские правители Пакистана могут проиграть в соревновании с воинствующими исламистами. Если такое произойдет, то выгоды от улучшения отношений с Индией придется оценивать в сравнении с потерями от потенциального ухудшения отношений с помышляющим о джихаде ядерным Пакистаном. Также могут пострадать попытки администрации помешать Ирану и Северной Корее стать ядерными державами. Помощь в строительстве гражданских атомных реакторов является "морковкой" для стран, которые согласны не создавать ядерного оружия. Если Индии позволительно создать это оружие, а затем все же скушать морковку, то почему бы остальным не попытаться проделать то же самое? Администрация Буша может на это ответить, что Индия заслуживает своего исключительного статуса. В отличие от Ирана и Северной Кореи, Индия никогда не подписывала Договор о нераспространении и, следовательно, никогда не нарушала своего слова; в отличие от Пакистана, она не продавала свои ядерные секреты другим. Однако этот аргумент, возможно, не помешает другим ядерным державам добиваться исключительного статуса для собственных друзей. Россия вполне может продать больше оружия Ирану. Китай может отказаться проводить жесткую политику в отношении Северной Кореи. Оба из этих плохих исходов представляются возможными в любом случае, но новая позиция администрации сделала их более вероятными. Американо-индийское коммюнике в понедельник является всего лишь заявлением о намерениях. Для того чтобы расчистить путь для помощи Соединенных Штатов Индии в осуществлении гражданской ядерной программы, администрации придется просить Конгресс принять соответствующий закон. А для того чтобы спасти остатки режима нераспространения, администрации потребуется согласие других ядерных держав на свою новую политику. В обоих случаях администрации предстоит убедить скептически настроенную аудиторию в том, что выгоды от ее предложения перевешивают риски. Как уже раньше выяснила команда Буша, объявить о новой смелой политике легче, чем претворить ее в жизнь.
Источник: "The Washington Post"

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.