Запад радуется падению Асада

Вчера
A A A


Падение Дамаска перед лицом коалиции вооружённых группировок, вынудившее президента Башара Асада бежать из страны за 11 дней, удивило многих. Однако операция по «смене режима» в Сирии готовилась годами с участием многочисленных международных и региональных игроков, включая террористические группировки.

Это, конечно, не лучший день для «Оси сопротивления», но и не худший. В недавней статье Джонатана Спайера в Wall Street Journal, в которой он утверждает, что падение Асада связано с ослаблением Тегерана, и подчёркивает, что «Хайят Тахрир аш-Шам»* перекрыла «Хезболле» линии снабжения, упускается из виду важный момент: движения сопротивления в Йемене и Газе были в значительной степени отрезаны от поддерживающих их стран, но они продолжают действовать и будут продолжать.

Более того, «Ось» не зависела исключительно от Сирии; задолго до того, как Сирия стала логистическим центром ливанского сопротивления, «Хезболла» уже была значительной силой. Война Израиля в Ливане наглядно это демонстрирует.

Несмотря на постоянные израильские авиаудары по линиям снабжения и складам оружия, «Хезболла» беспрепятственно продолжала свою деятельность. Этому способствовали мощные производственные мощности «Хезболлы» по выпуску ракет и беспилотников. Нынешнее перемирие в Ливане — это не поражение «Хезболлы»; группировка сохраняет способность наносить значительный ущерб Тель-Авиву.

Спайер характеризует ливанское перемирие как серьёзную неудачу для «Хезболлы», которая не достигла заявленных целей в отношении Израиля. Он утверждает, что «Хезболла» решила, что поддержка её союзника в Газе больше не оправдывает затрат. Несмотря на заявления Запада о том, что Иран контролирует всё, группировки «Оси сопротивления» действуют автономно, не завися от Тегерана. «Хезболла» не является исключением, и принятое группировкой решение больше похоже на тактическую паузу в долгом противостоянии Израилю. Прекращение огня в Ливане не означает изменения идеологии, на которой основана «Хезболла».

Автор объясняет задержку с ответом Тегерана на теракты 26 октября «опасениями Ирана по поводу неспособности его иракских и йеменских союзников прорвать израильскую противовоздушную оборону с помощью беспилотников и ракет». Он также утверждает, что Тегеран бессилен против Израиля, но это противоречит как реальной ситуации на местах, так и реальному подходу Ирана к конфликтам в Западной Азии.

«Ансарулла» совершила множество успешных нападений на порт Эйлат на юге оккупированной Палестины, а также на Тель-Авив и другие крупные города. Иракское сопротивление также совершало нападения, нацеленные не только на Израиль, но и на американские базы в Сирии и Ираке. Тегеран, напротив, с самого начала израильского вторжения в сектор Газа стремился положить конец зверствам Тель-Авива.

Открытие нескольких фронтов против Израиля соответствует стратегии мира, а не войны. Концепция «Оси сопротивления» направлена на сдерживание израильской агрессии. Спайер объясняет падение правительства Асада исключительно тем, что он называет слабостью Ирана, игнорируя несколько важных факторов.

Сирийская армия была на грани краха, когда повстанцы начали своё наступление; эта атака стала последним ударом. С 2011 года, когда в Сирии начались боевые действия при поддержке извне, армия вела борьбу с несколькими группировками одновременно. В последние годы поступало много сообщений о том, что уставшие от войны солдаты переходили на другую сторону из-за экономического давления и нежелания воевать.

Что ещё хуже, в декабре 2019 года правительство США объявило о дополнительных санкциях против Сирии в соответствии с так называемым «Законом Цезаря», из-за чего правительству Асада стало сложнее поддерживать боеспособность армии. Теперь очевидно, что его усилий было недостаточно.

Помимо военных фактов, Асад вовремя отказался примириться с вооруженными оппозиционными группами, и его непреклонность к реформам подтолкнула больше людей к экстремизму. Иран был верным союзником Сирии при Асаде в ее борьбе с терроризмом и оказывал помощь в противостоянии ИГИЛ* и другим террористическим группировкам такфиристов. Однако на этот раз было очевидно, что помогать некому, и Тегеран не вел ничью войну за себя.

Празднование в западных столицах падения Асада может оказаться недолгим, потому что свержение произошло не по воле народа страны, а по воле вооружённых оппозиционных группировок, связанных с ИГИЛ и «Аль-Каидой»*.

Какими бы «рациональными» ни были их действия в последние две недели, всё ещё есть большие опасения, что ситуация может измениться в одночасье. Нынешний политический вакуум в Сирии, похоже, является повторением того, что произошло в Ираке, где в результате создания ИГИЛ и повстанческого движения погибло так много людей. Время покажет, что те, кто радуется краху сирийского правительства, считали цыплят, пока они не вылупились.

Мохаммад Хатиби

*«Тахрир аш-Шам» признана террористической организацией и ее деятельность запрещена на территории России.

*ИГИЛ признана террористической организацией и ее деятельность запрещена на территории России.

*«Аль-Каида" признана террористической организацией и ее деятельность запрещена на территории России.


Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.