Создается такое впечатление, что Ормузский пролив может не только стать точкой невозврата в отношениях Ирана и США, но и превратиться в основную точку кипения на Ближнем Востоке.
Американские таблоиды уверены, что Вашингтон намерен объявить полное эмбарго на экспорт иранской нефти, даже в отношении стран, которым до 4 мая были выделены какие-то квоты. Иран в свою очередь грозит и вовсе перекрыть Ормузский пролив, откуда в мировую экономику поставляется вся нефть из арабских стран – порядка четверти всего мирового объема "черного золота".
Комплекс из трех "нефтяных" проблем может обрушить международный рынок энергоносителей
Уже известно, что в преддверии подобного заявления Вашингтона командующий морским подразделением Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) контр-адмирал Али Реза Тангсири пообещал пролив перекрыть и не пропускать ни одного нефтяного танкера. Там, оказывается, есть какая-то фишка, лазейка в международном праве, согласно которой Иран может перекрыть Ормузский пролив, в том случае, если Тегерану не разрешат пользоваться этим водным путем. Во всяком случае, именно так чисто юридически обосновал свою угрозу Тангсири.
Что случится с международным рынком энергоносителей, если из оборота вдруг в одночасье пропадет порядка четверти поставляемой ежедневно нефти, даже думать не хочется. Уже сейчас, сегодня наблюдается резкий рост цены на "черное золото". Причин более чем достаточно.
Это в первую очередь военные действия в окрестностях Триполи, грозящие перерасти в полноценную войну. А это значит, что перестанет функционировать терминал, на котором заправляются танкеры, поставляющие нефть в Европу. Ведь если нефть в Ливии добывают достаточно далеко от столицы Триполи, за контроль над которой идут бои, то сам терминал – всего лишь в пятидесяти километрах, на берегу. А это значит, что на время боевых действий Ливию можно будет вычеркнуть из числа поставщиков "черного золота" на рынок энергоносителей.
То же самое и с другой "нефтеносной" страной – Венесуэлой. Добыча нефти в этой латиноамериканской стране за последний год упала практически наполовину (эксперты говорят о 45 процентах), и это значит, что Каракас "на мели". Причем, если американцы решатся-таки на активные военные действия, то с учетом не самой продвинутой инфраструктуры для добычи нефти в Венесуэле, эту страну тоже можно будет списывать со счетов поставщиков.
Ну а если в Вашингтоне все-таки согласятся рискнуть на авантюру и поверят в мощь американского оружия, равно как и в возможность быстрого блицкрига, то можно предположить, что мировой нефтяной кризис затянется на многие месяцы — если не на годы.
Ну а с учетом ситуации, складывающейся вокруг иранской нефти, которую администрация Белого Дома на полном серьезе грозит обнулить, о мировом нефтяном кризисе можно говорить практически с полной уверенностью.
Ормузский пролив – порядка 20-25% нефти, поступающей в мировую экономику, – оказался под Дамокловым мечом
Однако даже это не самое страшное. Всего лишь за один день цена на нефть на международном рынке энергоносителей подскочила на два с половиной процента – а это очень, очень много. Конкретно сегодняшний скачок цен связан с двумя факторами. С заявлением ведущих американских масс-медиа о том, что США не продлят срока исключения некоторых стран из санкционного списка, связанного с иранской нефтью, и с угрозой иранского контр-адмирала касательно Ормузского пролива.
Между тем в этом самом списке, позволяющем все-таки закупать иранскую нефть в обход американских "нефтяных" санкций – восемь государств. Причем это явно не последние экономики мира: Китай, Индия, Япония, Южная Корея, Тайвань, Турция, Италия и Греция. Правда, американцы им выделили какие-то конкретные квоты, сверх которых они не имеют права увеличивать объемы экспорта иранской нефти. Но и это для стран, потребляющих серьезные объемы энергоресурсов – крайняя необходимость.
Так вот, если Вашингтон все-таки решится на то, чтобы не продлевать сроки по поставкам иранской нефти в обход своих же санкций, а Тегеран в ответ возьмется перекрыть Ормузский пролив, то это будет реальная катастрофа. Ведь тогда мировой нефтяной рынок лишится не только самой иранской нефти, но и всех тех объемов "черного золота", которые поступают на мировой рынок из арабских стран. А это от 1/4 до 1/5 всего объема, которым оперируют мировые нефтяные трейдеры.
И тогда цена в восемьдесят, а то и в сотню долларов за баррель нефти, о которой с ужасом думают и говорят руководители развитых стран, закупающих энергоносители "на стороне", станет реальностью. Но и это не самое страшное, что может случиться на Ближнем Востоке и в Персидском заливе.
США целенаправленно взрывают ситуацию на Ближнем Востоке, не остерегаясь даже военных действий в Персидском заливе?
Дело в том, что американцы не раз и не два говорили о том, что Пятый американский флот всегда будет стоять на страже свободы мореходства. Особенно в такой важной точке, какой является именно Ормузский пролив, через который из арабских стран (Залива) в мировую экономику поступает порядка 90 процентов нефти.
Иран же в свою очередь действительно способен перекрыть узенькое "бутылочное горлышко" Ормузского пролива (шириной всего лишь пятьдесят с лишним километров). Не зря же все последние годы страна развивала собственные баллистические технологии. Да и флот, имеющийся в распоряжении Ирана, – это серьезное средство для давления на геополитические процессы, протекающие вокруг Ближнего Востока. Во всяком случае, танкеры, скажем, для иранских подлодок – легкая добыча.
И тогда американцам ничего не остается, кроме как… начать конкретные военные действия против своего идеологического соперника - Ирана. Во что это может вылиться, страшно даже представить, поскольку Иран в любом случае – не Ирак и не Сирия. И даже не Венесуэла, военные действия против которой в Вашингтоне пока обсуждают, однако на них никак не решаются. А в случае с Ираном не исключено, что последствия хотя бы точечной военной операции американцев могут перерасти в полноценную войну.
Понимают это все. Не зря те же Турция и Китай сегодня достаточно жестко реагируют на намерение Соединенных Штатов полностью убрать все исключения из своих нефтяных санкций против Ирана. Правда, американский госсекретарь Майк Помпео в свою очередь полностью исключил возможность продления льготного периода для стран, закупающих нефть у Ирана.
Во что может вылиться подобное упрямство Белого Дома, даже представить страшно. Кажется, нынешний президент США Дональд Трамп решил-таки идти в иранском вопросе ва-банк. Хотя, по большому счету, должен понимать, что на мировых политических подмостках это может аукнуться действительно судьбоносными проблемами в первую очередь для него самого.
Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий