Президент США Дональд Трамп назвал Иран «террористическим государством номер один». Ранее ни один из его предшественников не выступал со столь громкими заявлениями в адрес Исламской Республики. Такой выпад против Тегерана, фактического союзника Москвы в Сирии, может негативно отразиться на российско-американских отношениях именно в тот момент, когда они едва начали улучшаться. Однако эксперты убеждены, что Россия способна обратить ситуацию в свою пользу.
«Иран абсолютно не уважает нашу страну. Он является террористическим государством номер один. Он направляет средства на вооружения», — заявил Трамп в интервью Fox News. Президент США пообещал продолжить санкционное давление на Тегеран и вновь намекнул, что может начать против него военную операцию.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на пресс-конференции по итогам переговоров с главой МИД Венесуэлы Делси Родригес отметил, что Иран не запятнал свою репутацию связями с террористами. «Иран никогда не был замечен в каких-либо связях ни с ИГ*, ни с «Джабхат ан-Нусра»**, ни с любой другой структурой, которая аффилирована с этими террористическими организациями и включена в соответствующий список СБ ООН», — напомнил Лавров, отвечая на вопрос RT.
3 февраля, впервые с момента прихода Трампа в Белый дом, американский Минфин ввёл санкции против Исламской Республики Иран (ИРИ) из-за испытания баллистической ракеты. Судя по всему, градус антииранских настроений в правящей элите США резко вырос. Чем можно объяснить бесцеремонность заявлений Трампа в отношении Тегерана?
Кость в горле
Соединённые Штаты на официальном уровне считают Иран спонсором международного терроризма. Госдепартамент включил ИРИ в список государств, поддерживающих терроризм, 19 января 1984 года — через пять лет после исламской революции, в ходе которой был свергнут проамериканский шах Мохаммед Реза Пехлеви.
Иран объявил себя лидером шиитского мира. Более 35 лет великодержавные амбиции ИРИ воплощаются в материальной поддержке военизированных и политических формирований шиитского толка, за исключением ХАМАС.
Наибольшее раздражение Запада вызывает покровительство, которое Тегеран оказывает палестинским боевикам и ливанской «Хезболле», активно воюющей на стороне правительственных войск Сирии. «Хезболла» признана террористической в США и других западного странах. По мнению Госдепа, Дамаск тоже помогает «Хезболле». На этом основании Сирия, как и Иран, официально считается спонсором терроризма.
Согласно докладу Госдепартамента от июня 2016 года, Иран — главный покровитель международного терроризма. Аналогичную точку зрения 4 февраля высказал и новый министр обороны США Джеймс Мэттис. Но Трамп в своём недавнем заявлении превзошёл всех.
Примером террористического государства можно назвать запрещённое в РФ «Исламское государство», которое установило жёсткие религиозные законы на оккупированных территориях Сирии и Ирака. Террористы наладили добычу ресурсов, сбор налогов, ввели единые порядки, то есть создали квазигосударство. Несоблюдение введённых ИГ «законов» карается физическими наказаниями и смертью.
С этим монстром, который держит в страхе не только Европу, но и США, борется весь цивилизованный мир, включая те же Иран и Сирию. «Хезболла» и иранские ополченцы поддерживают все операции правительственной армии, которая в данный момент ведёт бои с ИГ на востоке страны. Но эти контраргументы Госдеп в своих докладах не учитывает.
Негативное отношение Трампа к Ирану вызвано несколькими причинами. Республиканская партия была противником ядерной сделки, которую Барак Обама заключил в 2015 году. Иран является последовательным противником американского присутствия на Ближнем Востоке и представляет угрозу для основного союзника США в регионе — Израиля, которому откровенно симпатизирует Трамп.
В связи с этим в Вашингтоне очень нервно реагируют на каждую демонстрацию Ираном растущей военной мощи. Испытания баллистических ракет и поставка оружия «Хезболле» превращаются в повод для введения новых санкций, саботажа условий ядерной сделки и возможного удара по территории ИРИ.
Точки соприкосновения
The Wall Street Journal обратила внимание на противоречивую политику новой администрации. Газета отмечает, что, с одной стороны, Трамп пытается поладить с Россией, а с другой — бросает вызов Ирану, который де-факто является внешнеполитическим союзником Москвы, особенно в сирийском вопросе. Один из источников издания в команде республиканца сообщил, что Белый дом задумывается, как расколоть российско-иранскую коалицию.
Опрошенные RT эксперты видят ситуацию иначе: Москва может сыграть положительную роль в урегулировании американо-иранских отношений и нивелировать часть противоречий.
На сегодняшний день Россия — влиятельный игрок на Ближнем Востоке, который продемонстрировал способность находить точки соприкосновения между противоборствующими силами.
Профессор кафедры востоковедения МГИМО Сергей Дружиловский уверен, что антииранский пыл Вашингтона будет охлаждаться по мере улучшения отношений с Москвой.
«Отношение США к Ирану уже не станет хуже. Хуже — только война. Надежды на изменение в лучшую сторону я связываю с российско-американскими отношениями. Если политика Вашингтона будет более позитивной, то это соответствующим образом скажется и на отношениях с Ираном», — заявил RT Дружиловский.
Редактор отдела политологии журнала «Восток», специалист по Ирану Карине Геворгян не исключает, что Трамп попытается навязать Кремлю собственное представление об Иране. Но президент России Владимир Путин не будет играть по чужим правилам, считает она.
«Обвинения Трампа по поводу «террористического государства» абсолютно беспочвенны. США хотят задушить Иран, но они не отважатся на военную операцию и потому идут на различные ухищрения. Не думаю, что Путин будет каким-либо образом торговаться с Трампом по Ирану. Если мы подчинимся формату Трампа, то заведомо проиграем. Можно сказать, что сейчас Россия проходит проверку на прочность», — отметила в беседе с RT Геворгян.
Главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» востоковед Аждар Куртов указывает на неизбежность возникновения противоречий между Москвой и Вашингтоном из-за расхождения позиций по Ирану. «Если Трамп будет резко выступать против Ирана или Китая, то России придётся предпринимать большие дипломатические усилия, чтобы сгладить углы», — пояснил RT Куртов.
Однако эксперт считает, что Трамп не стремится уязвить Россию, и потому она вполне может стать посредником между Вашингтоном и Тегераном. «Трамп хочет, чтобы Иран отказался от испытаний баллистических ракет. Но мне эта проблема не кажется неразрешимой. И здесь можно найти точки соприкосновения — как, впрочем, и по ядерной сделке», — убеждён Куртов.
*«Исламское государство» (ИГ), **«Джабхат ан-Нусра» — террористические организации, запрещённые на территории России.
Подробнее: https://russian.rt.com
Фото: https://ir.sputniknews.com,
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий