Иран не мешает, а помогает России стабилизировать рынок нефти

30 сентября 2016
A A A


В Алжире завершил свою работу Первый Международный энергетический форум (МЭФ). В ходе этого мероприятия  также было проведено неофициальное совещание ОПЕК для обсуждения сокращения производства нефти. Иран - одна из немногих нефтедобывающих стран, которая могла бы компенсировать шокирующее воздействие резкого спада цен на нефть. После отмены западных санкций против Тегерана в прошлом году Иран сразу же увеличил производственные и экспортные мощности и попытался вернуть себе утраченные рынки нефти. Появившиеся представления о том, что с отменой санкций появление иранской нефти окончательно подорвет мировой рынок, оказались фикцией, больше пропагандой, чем обоснованным прогнозом.  Тем не менее, и сегодня Тегеран продолжают обвинять, на этот  раз в нежелании поддержать заморозку добычи нефти и стабилизировать рынок нефти.

 Иран к перепроизводству нефти отношения не имеет

 Продавать нефть хотят все, кто ее добывает. Планета рискует быть залитой «черным золотом». Все мировые хранилища нефти переполнены, запасы превышают 3 млрд. баррелей. Места на Земле для хранения нефти больше нет, все наземные хранилища заполнены.  Перепроизводство нефти в мире остается на уровне порядка 1,5 млн. баррелей в сутки. Об этом сообщил генеральный секретарь ОПЕК Мухаммед Баркиндо в кулуарах XV Международного энергетического форума в Алжире.

Цены на нефть могут упасть ниже 20 долларов за баррель. Такую страшную для стран-экспортеров черного золота перспективу обрисовал министр нефти и горнорудной промышленности Венесуэлы Эулохио дель Пино. Казалось бы, соглашение по ограничению добычи неизбежно, подобное решение напрашивалось давно. Тем не менее, квоты ОПЕК постоянно нарушаются, страны добывают больше, чем должны, никто не желает уступать свои доли на мировом рынке и готовы воспользоваться бедами своих конкурентов. В некоторых странах добыча упала весьма заметно в силу различных причин. В Ливии - гражданская война, в Ираке – на нефть претендует ИГИЛ, в Нигерии – атаки террористов, в Венесуэле – экономический кризис и разруха.

 

На этом фоне Саудовская Аравия, наоборот,  сейчас добывает практически максимум из того, что может, стремясь зафиксировать свой рекорд, пока другие страны вынуждено оказались в аутсайдерах. Россия, не входящая в ОПЕК, решила в этом саудовцев поддержать, и также как Эр-Рияд, добившись объема добычи на пределе своих возможностей, предлагает заморозить уровень добычи всем остальным производителям нефти. Для Ирана сделано исключение, об этом сказал президент России. «Я считаю справедливым, если Иран достигнет досанкционного уровня добычи нефти», заявил Владимир Путин. В Исламской Республики, руководство которой не склонно поддаваться диктату, будь то политика или экономика, подобная позиция Москвы воспринята с удовлетворением.

 Тегеран неоднократно подчеркивал, что ему необходимо восстановить долю рынка, которую страна потеряла за то время, когда находилась под санкциями. Сегодня у иранских нефтяников подписаны контракты с иностранными клиентами на экспорт даже большего количества нефти, чем имеющиеся у него производственные мощности. Иран, к примеру, отказал Японии в увеличении поставок сырой легкой нефти, для наращивания экспорта у Ирана есть сегодня только конденсаты. Речь не идет лишь об экономических интересах, для Ирана это – вопрос принципа.

Доля Ирана в мировой нефтедобыче невелика — чуть более четырех процентов, от позиции Тегерана зависит поведение Саудовского королевства, которому в общей нефтяной цистерне принадлежит более 13 процентов. А ближневосточная монархия непреклонна: она сократит добычу только в том случае, если Иран согласится заморозить уровень своего производства. Обратим внимание на статистику. Королевство увеличило производство до рекордных 10,67 млн. баррелей в сутки. Иран же претендует на свою прежнюю долю, отобранную США и Западом во времена нефтяной блокады, 4 млн. баррелей в сутки. Добыча нефти в Иране достигла уровня 3,64 млн. баррелей в сутки в июне по сравнению со средним значением 2,84 млн. баррелей в сутки в 2015 г. Но с июня уровень добычи оставался примерно на том же уровне, в августе составив 3,63 млн. баррелей в сутки, по данным ОПЕК.

 Не случайно саудовские претензии в Тегеране оценивают сквозь призму общего враждебного отношения Саудовской Аравии к Ирану. Министр нефти ИРИ Зангане сделал эти замечания в своём выступлении на первом специализированном заседании Международного энергетического форума (МЭФ) в Алжире. Он сказал, что некоторые страны используют нефть в качестве оружия, чтобы причинить вред другим и создать социальные и политические волнения и экономические трудности для них. Прав иранский министр и в том, что некоторые правительства опустили цены на нефть до низкого уровня, чтобы навредить другим производителям. Нет смысла и спорить с рекомендацией Зарифа о том, что следует избегать политизации рынка нефти, и нефть нельзя использовать в качестве оружия против других.

 Согласованный в Алжире уровень добычи нефти Тегеран устраивает

 От встречи крупнейших производителей нефти в Алжире по вопросу заморозки добычи нефти компромисса не ждали, указывая при этом на то, что Саудовская Аравия и Иран по-прежнему не могут прийти к соглашению. Но стараниями ОПЕК удалось убедить Тегеран ограничить добычу на уровне 3,7 млн. баррелей. Изначально речь шла о 4 миллионах, но судя по всему Иран не в силах быстро достичь этой отметки, поэтому Тегерану пришлось согласиться на то, что есть сегодня. Отметим, что все это предварительные договоренности, официально соглашение будет заключено в ноябре на саммите ОПЕК в Вене. По сути, Ирану добычу замораживать не придется, а о сокращении и речи не было. Сенсации с иранским согласием тоже нет. Иран сотрудничает с ОПЕК на условии, что его квота достигнет уровня, существовавшего до введения санкций.

 Министр нефти Зангане эту договоренность ОПЕК прокомментировал так: «Мы решили сократить добычу на 700 тыс. баррелей в сутки и установили потолок добычи в диапазоне 32,5−33 млн. баррелей», - сказал Зангане, добавив, что Иран добычу замораживать не будет. Самое масштабное сокращение объемов добываемой нефти должно прийтись на Саудовскую Аравию. Согласно договоренностям в Алжире, саудовцам придется снизить добычу на 442 тыс. баррелей в сутки - до 10,145 млн. баррелей в сутки. Как уже сказано, Ирану рекомендована квота 3,7 млн. баррелей в сутки, то есть сохраняется потенциал для роста на 52 тыс. баррелей в сутки.

 Тегеран стремился к стабилизации рынка нефти, основанной на справедливости в распределении квот каждой-стране производителю, в отношении Саудовской Аравии этот принцип сработал, может быть пока не в полной мере, однако принципиально в нужном для Ирана направлении. Низкие цены – это основная проблема не только мирового нефтяного рынка, но и фактор негативного воздействия на иранскую экономику, остро нуждающейся в модернизации целого ряда отраслей отечественной индустрии. Иран после отмены санкций в январе этого года только встает на путь возвращения к общепринятым стандартам международных отношений в экономике и торговле.

 Недооценивать остроту ситуации в иранской экономике не стоит. Руководители ИРИ говорят об этом открыто. Министр Зангане в конце августа, выступая перед нефтяниками провинции Хузестан, сказал, что в истории ООН беспрецедентный случай, когда страна, которую Совет Безопасности ООН назвал угрозой 7-й главе Устава ООН, смогла выйти из этого положения с честью, её руководство не было свергнуто, а часть территории не была оккупирована. Он отметил, что такие страны, как Судан, Ливия, Ирак, против которых была выдана резолюция согласно 7-й главе семь, столкнулись с непреодолимыми проблемами, потеряв свою государственность.

 Иран выстоял. Как отмечает Зангане, страна смогла «с невероятной скоростью поднять добычу нефти до 1 млн. баррелей после снятия санкций. «Никто не мог поверить, что добыча нефти в Иране достигнет 3,85 млн. баррелей в сутки с 2,7 млн. баррелей, и экспорт, в том числе газового конденсата, достигнет свыше 5,9 млн. баррелей», подчеркивает министр нефти ИРИ.

 Не случайно, что страны ОПЕК достигли консенсуса по вопросу управления рынком лишь после отмены санкций против Ирана, до этого в течение двух с половиной лет члены этой организации действовали хаотично, не имея желания договариваться и тон в этом «нефтяном беспорядке» задавала Саудовская Аравия во много заменившая поставки нефти из Ирана. Поэтому сегодня достигнутый в ОПЕК консенсус в Тегеране оценивают как успех своей политики. По мнению Зангане, «ОПЕК приняло исключительное решение».

 Напомним, что в настоящее время членами ОПЕК являются 14 стран, на долю которых в 2015 г. приходилось примерно 34% мировой добычи нефти. Будет ли этот консенсус закреплен документально, станет понятно на следующей официальной встрече стран - членов ОПЕК, которая пройдет в ноябре. В ОПЕК понятие «квота на добычу нефти» не используется. В настоящее время используется термин – «распределение производства нефти членов ОПЕК». Организация на своих встречах может назначать как общий лимит добычи, так и предельные объемы для отдельных стран. Спор идет и о методике определения этих объемов.

Так, Ирану предстоит договориться с Саудовской Аравией о методе подсчета объемов добычи нефти, что имеет ключевое значение для принятия документа о замораживании уровня производства. До ноябрьского форума ОПЕК останется и иранское требование, чтобы достигнутые в рамках Организации договоренности были поддержаны другими странами-экспортерами черного золота, не являющимися членами ОПЕК, в том числе и Россией.

 Министр энергетики РФ Александр Новак назвал договоренности стран-членов ОПЕК в рамках неформальной встречи в Алжире позитивным сигналом для рынка нефти. «Страны сблизились и по сути дел вернулись к регулированию добычи на мировых нефтяных рынках», отметил он. По его мнению, «договоренности об ограничении нефтедобычи снизят волатильность цен и участие в волатильности спекулятивного фактора». Другими словами, Россию итоги состоявшейся в Алжире встречи стран-производителей нефти, входящих в ОПЕК, вполне устраивают, министр энергетики публично одобряет достигнутый результат, однако от России ждут ответа на вопрос, готова ли российская сторона заморозить добычу нефти.  Александр Новак заявил, что Россия сохранит текущий уровень добычи нефти, то есть прекратит наращивать производство?

 

Редакционная статья Иран.ру
Источник: Iran.ru

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.