Россия и Иран берут Эрдогана под свою опеку

15 августа 2016
A A A


Россия и Иран, похоже, договорились взять турецкого президента в свои совместные объятия. На прошлой неделе во вторник Эрдоган побывал в Санкт-Петербурге, где впервые после ноября 2015 года провел переговоры с российским президентом Путиным. В пятницу в Анкаре уже был с официальным визитом глава внешнеполитического ведомства Ирана Джавад Зариф, с которым президент Турции разговаривал более двух часов. Тегеран, как и Москва, одним из первых поддержал Эрдогана в дни неудавшегося переворота. Иран и Россия сыграли эффективную дипломатическую роль, которую нельзя игнорировать. При этом иранское руководство дало ясно понять, что опасается смены режима в Турции, иранцы не исключали американское и даже саудовское участие в организации путча. Последовавшая затем антизападная риторика турецких властей дала повод для надежд на изменения внешнеполитического курса Турции в пользу России, а по Сирии и в сторону сближения с иранской позицией. Насколько реален таков сценарий? Мнения в экспертной среде, порою, отличаются диаметрально. Иран.ру знакомит своих читателей с разными точками зрения на дальнейшие перспективы отношений в этом геополитическом треугольнике.

 Тройственный фантом: Турция не поменяет НАТО на Россию и Иран

 Министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф предложил провести трехстороннюю встречу Турции, России и Ирана для того, чтобы обсудить в таком формате кризис в Сирии и найти способы его решения.

 Формальное сближение России, Турции и Ирана

 Такое заявление Зариф сделал после того, как во время своего визита в Анкару провел переговоры со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу, а также побеседовал с президентом Турции Реджепом Эрдоганом и премьер-министром Бинали Йылдырымом.

 Интересно, что на этих переговорах был высказан тезис, что сохранение единства Сирийского государства является основным приоритетом для обеих стран, особенно учитывая тот факт, что на территории Сирии сейчас находятся, как сирийские, так и иранские военные, которые де-факто могли вступать в боевое соприкосновение, в том числе и друг с другом.

 Естественно, для Востока – это нормальная ситуация, когда государства воюют, но между ними не прекращается как дипломатическое общение, так и торговля.

 Конечно, Турция для Ирана на сегодня не такой враг, как те же монархии Персидского залива, но все же в отношениях этих стран существуют быть жесткие трения, причем, если говорить конкретно о сирийском вопросе, то непонятно, как эти противоречия могут быть разрешены.

 Другой вопрос, что сближение Турции и Ирана уже началось и есть информация, что свой второй международный визит после попытки государственного переворота в Турции президент Эрдоган совершит после Москвы в Тегеран, причем это событие может произойти уже в ближайшие недели.

Все это нам говорит о том, что слова Зарифа – это не просто дипломатический реверанс, а новый тренд в турецкой политике, поскольку Анкара сейчас пытается показать свое смещение от НАТО и США в сторону других партнеров на международной арене.

 Турция играет с Россией и Ираном на нервах у Запада

 Доцент Европейского института в Санкт-Петербурге Николай Кожанов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что Эрдоган на сегодня серьезно расстроен и разозлен ситуацией, складывающейся в его отношениях с Западом, и пытается показать, что у него на внешнем фронте есть альтернативные союзники и партнеры.

 «При этом, он выбирает здесь таких партнеров, с которыми у США и Европейского союза существуют откровенно плохие отношения, не говоря уже про провокативные заявления относительно необходимости для Турции создания союзов за пределами НАТО и диверсификации партнеров на внешнем фронте», - заключает Кожанов.

 Турецкое руководство разозлено политикой ЗападаСобственно, для лучшей визуализации всех этих публичных заявлений и идет активизация общения Анкары с Москвой и Тегераном, за чем, впрочем, пока ничего не последовало, если не брать в расчет восстановление торгово-экономических связей России и Турции, да и то, пока здесь не подписан пакет нужных документов.

 «Так что, при всех этих разговорах, неудивительно, что сам Эрдоган, как и представители его команды, пытаются одномоментно эту риторику скорректировать. С одной стороны, делать, резкие заявления, с другой – успокаивать своих союзников по НАТО, что речь о разрыве с ними со стороны Турции на сегодня не идет», - резюмирует Кожанов.

Поэтому, по мнению Кожанова, речь во всех этих действиях идет в первую очередь о фрондировании со стороны Эрдогана.

Здесь нужно понимать, что складывающаяся  ситуация на границах Турции диктует Анкаре смягчение диалога с теми странами, с которые ранее турки находились в натянутых отношениях, а это Россия, Израиль и Иран», - констатирует Кожанов.

 Соответственно, определенная корректировка позиции Анкары вместе со стремлением найти какие-то общие точки даже с геополитическими оппонентами является для Турции не просто дипломатическим инструментом, а насущной необходимостью.

 Тройственный союз невозможен

 «Вместе с тем, ожидать здесь создания какого-то тройственного союза или, например, резкого перехода Анкары в российско-иранский лагерь не приходится. Дело в том, что большинство тех людей, которые выступали в Турции за ту же поддержку радикальных течений на территории Сирии или за торговлю нелегальной нефтью с запрещенной в России организацией «Исламское государство», остались на своих местах. Они до сих пор находятся в Турции у руля управления, поэтому полного отхода и отказа со стороны Анкары от тех принципов, которые идут в разрез с позицией Москвы и Тегерана, здесь не предвидится» - заключает Кожанов.

 Примечательно, что то же российское информационное агентство Sputnik уже позиционирует это сближение России, Турции и Ирана в качестве некой «тройки», но Кожанов считает, что это правильно с пропагандистской точки зрения, но не надо питать иллюзий на счет будущего этого геополитического объединения.

 «Здесь существует такая опасность, что российское и иранское руководство могут поверить в этот тезис и тогда Турция сразу же разыграет эту карту со своими западными союзниками, а затем скажет Москве и Тегерану «до свидания», - резюмирует Кожанов.

 Впрочем, этого, конечно, не случится, что видно хотя бы по тому, как тяжело идут переговоры Турции и России по туристическим вопросам, а также по экспорту продуктов питания – Москва очевидно не будет давать разрешения Анкаре ровным счетом до тех пор, пока не получит гарантий по АЭС «Аккую» и Турецкому потоку.

 Тем более, 26 августа в Анкару прибудет вице-президент США Джозеф Байден, после чего риторика Турции опять может кардинально измениться.

 Дмитрий Сикорский

Источник: http://rueconomics.ru

Источник: Iran.ru

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.