В «тушении» конфликта в Нагорном Карабахе Москва явно стремится стать «главным пожарным». Иначе РФ рискует потерять большую часть своего влияния на Южном Кавказе.
Баку и Ереван подтвердили информацию, что именно в Москве при посредничестве России состоялась встреча глав генштабов ВС Азербайджана и Армении, на которой стороны достигли договоренности о прекращении военных действий на линии соприкосновения в Карабахе.
Потише там, конечно, стало, но в конфликтной зоне время от времени все же постреливают, и стороны традиционно обвиняют друг друга в нарушении перемирия. То есть, устойчивой тишины пока нет, и уверенно судить о том, кто ее нарушает первым, на данном этапе не представляется возможным.
Разумеется, идеальным вариантом была бы договоренность о мирном урегулировании и соблюдение его условий, и вполне возможно, что закулисная работа в этом направлении ведется. В то же время нельзя исключить, что относительное затишье на карабахском фронте является всего лишь тайм-аутом, взятым сторонами на обдумывание дальнейших действий военного или дипломатического порядка. Под последним подразумевается торг между сторонами конфликта и их лоббистами, от которых во многом зависит конфигурация дальнейших действий в конфликтной зоне.
Пока же вполне определенно можно сказать, что Россия полна решимости «усмирить» конфликтующие стороны, а, точнее, не уступать эту роль другим международным игрокам. Так, президент Владимир Путин в ходе телефонных переговоров обсудили ситуацию в Карабахе с президентами Армении и Азербайджана. По информации пресс-службы Кремля, «Россия осуществляет и будет осуществлять необходимые посреднические шаги, призванные способствовать нормализации обстановки».
Глава МИД Лавров отправился в Азербайджан и встретился с Ильхамом Алиевым. По данным РИА Новости, глава российской дипломатии заверил президента Азербайджана в стремлении Москвы «помочь сторонам достичь договоренности» и содействовать тому, чтобы она не была нарушена. По словам Лаврова, процесс нагорно-карабахского урегулирования, «которым мы занимались и занимаемся в качестве страны, близкой Армении и Азербайджану», а также в качестве Сопредседателя Минской группы ОБСЕ, «столкнулся с вызовом». «Важно успокоить ситуацию», — резюмировал глава МИД России.
Кроме того, ожидается визит премьера Медведева и в Армению (уже начался), и в Азербайджан.
А сегодня в Баку состоялась встреча глав МИД России, Ирана и Азербайджана. Прошла она за закрытыми дверями. Стороны обсудили не только вопросы трехстороннего сотрудничества, но и карабахское урегулирование. Надо думать, что Тегеран не откажется от своей роли в соответствующем процессе: он граничит с конфликтной территорией, и эскалация напряженности в регионе ему ни к чему. К тому же очень хочется хоть слегка надавить на «мозоль» Турции.
Но роль «главного пожарного» взяла на себя Россия, хотя Минская группа ОБСЕ по карабахскому урегулированию тоже не дремлет: в Вене она обсудила ситуацию на линии соприкосновения, а затем ее сопредседатели от России, США и Франции начали переговоры непосредственно со сторонами конфликта для деэскалации последнего.
Судя по всему, Россия стремится избежать войны, в том числе, чтобы открыто не поддерживать одну из сторон и не портить отношений ни с Арменией, ни с Азербайджаном. Поэтому ставка делается на дипломатические усилия, дабы конфликт из регионального не трансформировался в геополитический. В противном случае к нему будут подключены «внешние силы», угрожающие ослаблению влияния России на Южном Кавказе. Так что для упрочения собственных позиций России непременно надо прекратить войну.
То, что реально это может сделать только Россия, не скрыл в беседе с Haqqin. az и руководитель Центра политических исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу. Комментируя визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ в регион и роль России в установлении мира, он отметил, что время «туристических поездок» сопредседателей в регион закончилось.
«Азербайджан больше не может ждать. … Россия реально может установить мир между Азербайджаном и Арменией. Но для этого нужно, чтобы Кремль образумил президента Армении Сержа Саргсяна. Никакая другая страна не может сделать мир ближе, чем Россия. Даже у Вашингтона нет столько рычагов на Южном Кавказе, как у Кремля», — сказал политолог. Он также выразил уверенность в том, что «от справедливого мира выиграет Россия» и предположил, что после урегулирования конфликта «Баку может заинтересоваться вступлением в Таможенный и Евразийский союз, как этого хочет Москва».
Между тем далеко не все считают, что Россия стремится к урегулированию конфликта. Президент Турции и вовсе обвинил ее в том, что она является его «стороной», но это было ожидаемо, учитывая ситуацию в Сирии и российско-турецкое обострение. Армения же в подталкивании Азербайджана к войне обвинила именно Турцию. Последняя, вероятно, предчувствует, что ее влияние на Азербайджан уже отстает от российского, но смириться с этим не может. А это означает, что она попробует расшатать ситуацию на Южном Кавказе под предлогом помощи «братскому азербайджанскому народу».
Скептически настроены к миротворческой роли России и многие западные эксперты, считающие, что именно Москва заинтересована в затяжной карабахской войне с тем, чтобы подставить под удар углеводородные месторождения Азербайджана, его действующие и перспективные проекты по экспорту нефти и газа в Европу в обход РФ.
В определенных кругах самой Армении на Россию тоже поглядывают косо. В частности, Lragir утверждает, что Москва, и это «неоднократно доказано», не может быть «мирным посредником, потому что именно продажа смертоносного оружия Азербайджану дала ему право на войну». Россия, считает армянское оппозиционное издание, не может считаться союзником Армении, «пока предпринимает антиармянские шаги, трагические последствия которых у всех на виду».
Реально же, имея в виду геополитическое значение Южного Кавказа для России, карабахский кризис больнее всего может ударить по собственно российским интересам, поскольку принято считать, что за Арменией и Карабахом стоит Москва, а за Азербайджаном — Анкара. И если войну не удастся остановить, в нее прямо будут втянуты Россия и опосредованно — НАТО, поскольку Турция является членом этого блока. Анкару это вполне устроит, так как карабахская война будет означать открытие очередного фронта против России.
Рассуждая трезво, Азербайджан должен объединить свои усилия с Россией для предотвращения большой войны за Карабах, поскольку если ситуация в конфликтной зоне выйдет из-под контроля, у Баку действительно могут возникнуть проблемы с транспортировкой и реализацией нефти и газа, о чем должна задуматься и Турция как транзитная страна.
Помимо Турции, над этим вопросом должен поразмыслить и Евросоюз, рассчитывающий на импорт газа из Азербайджана — ни одна из сторон, заинтересованных в каспийских углеводородах, не может исключить атаки на транзитную инфраструктуру.
Но почему тогда Азербайджан стал проявлять военную активность, если брать за основу, что именно он начал масштабные военные действия в конфликтной зоне? Возможно, это было «последним предупреждением» противнику с тем, чтобы он принял его условия по урегулированию конфликта.
Не исключено также, что страх перед войной был рассчитан на консолидацию азербайджанского общества вокруг власти, но это в равной степени касается и Армении в случае, если военную активность инициировала она. Поскольку в обоих государствах есть серьезные социально-экономические и внутриполитические проблемы, откровенное недовольство властью и планы по ее смене, подпитываемые извне. То есть, вариант отвлечения внимания жителей Армении и Азербайджана на более «горячую» тему тоже нельзя сбрасывать со счетов.
Тем не менее, война по большому счету не должна устроить ни Россию, ни Азербайджан с Арменией, а последней и вовсе выгоднее удерживать конфликт в замороженном состоянии. Но ей явно не хватает дипломатии и сдержанности, поскольку вместо разрядки напряженности она нагнетается из Еревана угрозами признать независимость Карабаха. От воинственного риторического воздержания далек и Азербайджан.
В общем, похоже на то, что беспрецедентное карабахское обострение есть следствие авантюристских наклонностей Еревана, Баку и, вероятно, Анкары. Не исключено, что свою руку к этому делу приложили и определенные круги на Западе.
После трехсторонней встречи в Баку глав МИД Азербайджана, России и Ирана шеф азербайджанского внешнеполитического ведомства Эльмар Мамедъяров обмолвился, по данным Haqqin.az, что «Мы работаем над выдвинутыми в середине прошлого года предложениями Сергея Лаврова». В чем они заключаются, уточнено не было. А сам Лавров не скрыл, что Россия, «безусловно… даже больше заинтересована, чем многие другие партнеры Азербайджана и Армении в том, чтобы этот конфликт был урегулирован».
По его свидетельству, «Все компоненты договоренностей уже на столе, и дело не в том, как их расставить, просто нужны формулировки, потому что, по сути, сегодняшние и вчерашние переговоры здесь, в Баку, и завтрашняя моя встреча с главой МИД Армении посвящены этим нашим усилиям», — цитирует главу российского МИД Sputnik (Баку). Но, вероятно, стороны «застряли» именно на «формулировках».
Лавров также подчеркнул важность недопущения всплесков насилия: «Не дело это, когда снайперы смотрят друг на друга каждый день и видят лицо человека по ту сторону прицела. Нервы могут не выдержать». Не исключено, что так оно и случилось 2 апреля, закончившегося кровавой бойней.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий