Как правило, сложно давать аналитический материал по текущей глобальной обстановке в мире после резкого изменения военно-политической обстановки. Так называемый вывод российских войск из Сирии резко меняет глобальную картину сталкивания интересов различных держав на Ближнем Востоке. Собственно, точно так же картина резко изменилась и при так называемом резком вводе войск в Сирию.
За менее чем сутки после сообщения о выводе российских войск из Сирии пресса буквально залита аналитическими материалами на эту тему. В целом, аналитические материалы можно разделить на 3 части
Путин слил, предательство, трусость (#путинслил) Путин сделал блестящий политический и военный маневр — это победа (#путингений) Россия проиграла войну в Сирии (#днирежимасочтены)Есть и четвертая версия, которая встречается редко, о «сигнале для Башар Асада», мол, России не нравится готовность Асада идти до победного конца.
Ситуация уже успела проясниться, потому можно дать аналитику по «неожиданному» ходу российских военных и политических стратегов. Описывать российскую операцию в черно-белых тонах (проигрыш, победа, слил), мягко говоря, не корректно с точки зрения анализа текущей обстановки.
Дело в том, что ни резкого ввода, ни резкого вывода войск из Сирии как не было так и нет и не будет. Как и в любом другом случае, геополитика — это стратегия действий, которая рассчитывается всегда с учетом интересов государства на длительные временные промежутки и никогда не рассматривается сиюминутно. Любая сиюминутная стратегия внешней политики всегда легкомысленна, по сути, и только по счастливой случайности может привести к положительным для государства результатам.
Предыстория
Россия готовилась к сирийской операции несколько лет, после того, как стало окончательно ясно, что Россию будут выдавливать и добивать всеми возможными способами, независимо от количества «демократии» в этой стране. Присутствие России на Ближнем Востоке, как и Крым — одни из ключевых факторов обеспечения глобальной безопасности этой страны. В данном случае речь не идет о доминировании России в мире, речь о безопасности, ибо доминирования возможно достичь только развитием науки и образования, однако для науки и образования прежде всего нужна безопасность.
И, хотя в прессе звучали комментарии официальных лиц, что подготовка шла несколько месяцев, на деле речь идет о годах. Наращивание российской военной группировки и инфраструктуры происходило в Сирии постепенно, с учетом создания постоянных военных баз в будущем.
Подготовка включает в себя и возрождение ВПК и обновление вооруженных сил, которые обросли мифами и домыслами. Реальная картина к 2013 году оказалась совсем иной: Россия возродила свой военно-промышленный комплекс и вооруженные силы, и это факт, который виден теперь невооруженным глазом.
Мода на «второй» Афганистан
Участие российских ВКС в Сирии мгновенно породило тысячи и тысячи аналитических статей о втягивании России в длительную войну и так называемом втором Афганистане. Дело в том, что сравнивание с Афганистаном в качестве отрицательного примера, мягко говоря, некорректно. В военном отношении Советская армия все поставленные задачи в Афганистане выполнила и выполнила блестяще, и делать такие выводы могут лишь те аналитики, которые даже примерно не знакомы с целями и задачами ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан.
Однако верхушка СССР к концу 80-ых начала серию политических уступок с целью сдачи и уничтожения страны. Потому далее в Афганистане произошло политическое поражение СССР, и вывод войск из этой страны, в отличие от Сирии, был полным, то есть речь шла не о военном поражении в Афганистане, о политической сдаче СССР геополитическим противникам. Справедливости ради стоит заметить, что любая военная операция России далее (Чечня, Осетия, Сирия) порождала точно такую же горе-аналитику о «втором Афганистане». Как видите, ни в одном из этих случаев, как и в случае с самим Афганистаном, никакого военного поражения не было.
Что изменилось после ввода войск в Сирию
В октябре 2015 года Россия объявила о начале военной операции в Сирии. К тому времени вся военная инфраструктура для создания полноценных военных баз в Сирии была уже готова. Официальные лица России всячески избегают выражения «военная база», но уже и не отрицают, того факта, что Россия закрепилась в Сирии всерьез и надолго.
Авиабаза Хмеймим и пункт материально-технического обеспечения ВМФ в Тартусе не являются базами в полном смысле этого слова. Об этом заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
«Я хотел бы пояснить, что Хмеймим и Тартус — эти объекты, наверное, не совсем правомерно называть базами, потому что база предусматривает капитальное строение, капитальное строительство, а ни там, ни там какого-либо капитального строительства не ведётся», — пояснил Песков журналистам.
Пресс-секретарь главы государства указал на терминологические различия и подчеркнул, что «в полном смысле слова это нельзя сейчас называть базами».
Также Песков подчеркнул, что упомянутые объекты находятся под охраной.
Сказанное Песковым в переводе с дипломатического языка на обычный означает одно: Россия в Сириисоздала полноценные военные базы, но не хочет их так называть в силу политических причин.
После начала военной операции в Сирии там окончательно сформировались полноценные военные базы России, подкрепленные суперсовременными системами ПВО и присутствием ВМФ России в Средиземном море.
Присутствие России на Ближнем Востоке не имело бы никакого смысла без предварительной подготовки других направлений.
Армения, Иран, Крым и Каспийское море — клещи для Турции
Если проследить историю военных хроник России за последние 3 года выясняется, что Россия формировала своеобразный военный и политический пояс в регионе.
Возвращение Крыма в состав России и многократное усиление военной группировки в Крыму Наращивание и усиление черноморского флота РФ Усиление военной базы РФ в Армении Усиление военного контингента России в Южной Осетии и Абхазии Усиление каспийской флотилии ВМФ России Налаживание союзнических отношений с Ираном и создание геополитической оси Россия, Армения, ИранТеперь достаточно взглянуть на карту, чтобы понять, в каких цепких «объятиях» оказалась Турция — вторая армия НАТО. Несмотря на дифирамбы о русско-турецкой дружбе, российские стратеги не могли не понимать, что столкновение интересов с Турцией в Сирии произойдет неизбежно.
Последним шагом для антитурецких клещей оказалась сделка по усилению уже ВС самой Армении в рамках военно-технического сотрудничества Армении и России.
Без этих составляющих сирийская операция была бы невозможна ни в военном, ни в политическом отношении.
Что изменилось после начала операции ВКС РФ?
Для начала напомню тезис, который уже озвучивался.
Операция в Сирии, хотя часто озвучивается, что она воздушная и её осуществляют Воздушно-космические силы РФ, на самом деле является комплексной. Речь идёт и о воздушной, и о сухопутной операции, включая и обучение российскими специалистами сирийских военных работе с военной техникой. В качестве сухопутных сил выступает сирийская армия и поддерживающие её силы.
После начала военной операции группировка «клещей» для Турции окончательно сформировалась и прошла испытания в реальном бою.
Российско-сирийская операция позволила укрепить позиции президента САР Башара Асада. Россия вывела на чистую воду Турцию, НАТО и их союзников в лице ИГИЛ и других террористических группировок Россия за пол года уничтожила нефтеносную инфраструктуру террористов и вместе с армией САР освободила 400 населенных пунктов и 10 тыс. квадратных километров, оставив террористов на милость армии Асада, которая вооружается и курируется специалистами из РФ и будет в таком статусе еще долгие годы, если не десятилетия. Россия испытала в реальном бою новейшие вооружения, дальнюю авиацию, новейшие системы связи и системы радиоэлектронной борьбы. Испытания прошла и военная разведка. Для укрепления ВС испытания в реальном бою – важнейший фактор. Коалиция из десятков стран во главе с США оказалась в неприглядной ситуации, когда придется признавать что годы «борьбы с ИГИЛ» прошли неудачно. Это значит, что либо армия НАТО — мыльный пузырь, либо НАТО спонсирует ИГИЛ. Оба варианта не делают чести геополитическим противникам России.Как Россия создавала «умеренную оппозицию»
Перемирие в Сирии выглядело бы странным, если не понимать, что такое политический процесс в целом и политическая целесообразность. Напомним, что Россия в своих государственных СМИ отказывалась признавать существование «умеренной» оппозиции. Сам термин умеренный высмеивался неоднократно, а сам президент РФ не раз заявлял, что США не предоставляют данных о своих «умеренных» союзниках в Сирии. Откуда же возникла умеренная оппозиция в российских СМИ, и с кем тогда заключает перемирие Башар Асад?
После того, как армия САР фактически лишила террористов существенных территорий и ресурсной базы, пришло время определять тех, кто готов принять территориальную целостность Сирии и ее легальную власть, сложить оружие и принять участие в политическом процессе вместе с Башаром Асадом. Напомню, что аналогичный прием с амнистией боевиков применялся и во время второй чеченской кампании. Это мера вынужденная, но чрезвычайно эффективная для обуздания длительной затянувшейся войны.
Фактически САР предоставляет различным группировкам возможность сменить статус на «оппозицию», то есть выбирать – бежать или сложить оружие и сменить образ жизни. Неизвестно, откуда вдруг возникли непонятные политические оппозиционные деятели, о которых даже в Сирии мало кто знает. Это непонятные деятели и примут участие в политическом процессе, который закончится выборами, и вряд ли у таковых есть шанс привлечь симпатии населения.
Таким образом, перемирие стало своеобразным политическим инструментом фильтрации тех, кто готов сложить оружие и тех, кто готов и дальше служить интересам Турции в регионе, называя себя «ИГИЛ». Поскольку обратная сторона перемирия курируется со стороны США, то можно сказать, что Россия заключила перемирие именно с США.
После так называемого перемирия Башар Асад объявил о грядущих выборах в Сирии. Выборы позволят легитимизировать правительство Асада снова, уже не только в лице России, но в и в лице Запада, что поставит жирную политическую точку в этом конфликте.
Вывод войск без вывода войск или чем отличается политический вывод войск от военного вывода?
Россия заявила, что выводит «основную часть» войск из Сирии. В таких случаях «дьявол» кроется в деталях, которые были не ясны после начального заявления о Сирии. Основная часть российских войск в Сирии — это самолеты, которые могут вернуться туда за несколько часов. В Сирии остаются полноценные военные базы и ПВО (С400). Кроме того, группировка ВМФ России в Средиземном море никуда не исчезла и исчезать не собирается. Называть это выводом войск некорректно. Однако в политическом отношении Россия как бы отстраняется от грядущих выборов в Сирии, и ее не смогут обвинить в «использовании административного ресурса» для обеспечения победы Асада. Кроме того, в политическом плане Россию обвинить в нарушении «перемирия» никто не сможет. Таким образом, этот вывод войск – скорее политический ход, чем военный. И есть одно немаловажное сообщение в официальной прессе, которое подтверждает этот тезис.
В Минобороны заявили о продолжении операции против террористов в Сирии
Российская авиация продолжит наносить удары по террористам в Сирии. Об этом на торжественном мероприятии на авиабазе Хмеймим во вторник, 15 марта, заявил заместитель министра обороны Николай Панков, передает ТАСС.
«Достигнуты определенные положительные результаты. Появился реальный шанс положить конец многолетнему противостоянию и насилию. Однако о победе над терроризмом говорить пока рано. Российская авиагруппа имеет задачу продолжить нанесение ударов по объектам террористов», — сказал Панков.
Замминистра обороны напомнил, что перемирие, действующее в Сирии с 27 февраля, не распространяется на боевиков «Исламского государства» (ИГ), «Джебхат ан-Нусры» и других группировок, признанных Советом Безопасности ООН террористическими.
Неожиданности не было
С самого начала не раз заявлялось, что Россия не будет проводить операцию в Сирии бесконечно долго, речь шла о нескольких месяцах. Потому никакой неожиданности не было. Достаточно лишь внимательно следить за сообщениями официальных лиц РФ. Потому заявления типа «застали врасплох» выглядят странно, ведь предупреждали с самого начала.
2 октября 2015: Военная операция России по борьбе с террористами ИГ в Сирии будет ограниченной по времени, однако при необходимости может затянуться на несколько месяцев, заявил глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков.
Итог
Немаловажная деталь, что за «вывод» войск первыми Россию поблагодарили Иран и Сирия. Это значит, что операция была согласована.
Таким образом, вывод войск как бы есть, но военная операция продолжается. Проще говоря, данный «вывод» есть политический ход, однако пока рано называть его победным или гениальным. Время покажет, каковы дальнейшие планы российских стратегов в регионе.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий