Вячеслав Алдонясов
21 ноября 2011
В начале ноября 2011 года президент Израиля Шимон Перес при поддержке премьер-министра Натанияху и министра обороны Эхуда Барака заявил, что Израиль готов нанести удар по Ирану. Анализу отчета МАГАТЭ относительно состояния работ в области ядерного оружия в Иране и вероятности обострения ситуации в целом на Ближнем Востоке на 3-м телеканале 15 ноября 2011 г была посвящена программа «Право голоса» с участием известных экспертов и политологов России и зарубежья. Ведущий программы «ПРАВО ГОЛОСА» Роман Бабаян представил участников программы, расположившихся двумя рядами напротив друг друга. Израильские интересы защищали: Максим Юсин – обозреватель газеты «Коммерсант», Александр Шумилин – руководитель Центра в Институте США и Канады, Андрей Дементьев – популярный поэт, член Общественной палаты РФ, Бенни Брискин – исполнительный директор Российского еврейского конгресса. Их оппонентами стали: Алексей Митрофанов – политолог, президент Института мировых стратегий, Раджаб Сафаров – генеральный директор Центра изучения современного Ирана, Шамир Исраэль – писатель (Израиль), Эрнест Галумов – политолог, главный редактор журнала «Мир и политика». Кроме того, в программе принимали участие независимые эксперты (Владимир Сотников, Елена Супонина, Владимир Евсеев и Алексей Плотников) и присутствовавшие на передаче гости. По форме дискуссии носила порой сверх эмоциональный характер. Принцип – один говорит, остальные слушают - к сожалению, был проигнорирован. Ведущий, увлеченный жаркой полемикой, метался между «правыми» и «левыми», стараясь тем не менее высказать свою, отличную от всех, точку зрения. В выступлениях противников израильской агрессии и критиков как самого доклада, так и устроенной вокруг него медиа-истерии высказывались следующие точки зрения: 1. Доклад МАГАТЭ ничего нового не содержит и поэтому рассматривать его как серьезный обвинительный документ в адрес Ирана нельзя. Кроме этого, ряд приводимых в докладе сведений об интенсификации работ иранских ученых по созданию ядерного взрывного устройства (генератора нейтронов), компьютерного моделирования физических процессов, участия в ядерных работах в Иране российского физика-ядерщика являются малодоказательными. 2. Доклад МАГАТЭ является политически ангажированным, что связано с крайне проамериканской позицией нового руководителя Агентства, господина Ямано. Кроме того, как следует из текста доклада, большинство данных в нем были представлены израильскими спецслужбами, а подготовка доклада курировалась сотрудниками Госдепа США. 3. Многочисленные инспекционные проверки МАГАТЭ (более полутора тысяч) не обнаружили на территории Ирана объектов, производящих ядерное оружие. Более того, ядерное оружие Ирану в принципе не нужно и политическое решение о его создании не принято. Работы в ядерной области проводятся исключительно с целью получения уранового топлива, применяемого в мирных целях при использовании в новых строящихся АЭС. Иран после ввода в строй АЭС в Бушере, построенной с участием России, планирует резко увеличить свои энергетические мощности и преодолеть дефицит энерговооруженности иранской экономики, который сегодня является препятствием дальнейшему экономическому развитию. 4. Доклад используется западными СМИ и прессой Израиля для оказания информационного давления на население Ирана и на оппозиционные силы с целью создания политической нестабильности и хаоса в стране с далеко идущей целью свержения существующего духовно-политического режима в Иране. 5. В отличие от Израиля и США Иран за последние десятилетия не участвовал ни в одной из локальных войн, кроме ирако-иранской войны, спровоцированной Западом. 6. Иран открыт для инспекционных проверок МАГАТЭ. В свою очередь российские защитники интересов Израиля утверждали: 1. В докладе МАГАТЭ содержатся принципиально новые факты, отсутствовавшие в предыдущих докладах. В докладе приведены факты проведения в Иране исследований по созданию ядерного оружия. Это позволяет «мировой общественности» относиться к Ирану как к скрытому до неопределенного времени источнику угрозы безопасности Израиля. Иран на пороге создания ядерного оружия. 2. Израиль – это мирное государство с населением всего примерно 7 миллионов человек в окружении арабских государств с населением, на порядки превышающим еврейское население. Израиль создал и совершенствует свои вооруженные силы в том числе ракетно-ядерный потенциал исключительно в оборонительных целях и сохраняет его в качестве фактора сдерживания. Израиль применит свой оборонительный потенциал лишь тогда, когда все другие методы противостояния (дипломатические, экономические, информационные) будут исчерпаны. 4. Ни у одного из здравомыслящих израильтян даже в мыслях нет желания напасть на Иран и начать новую кровопролитную войну. Однако, при неблагоприятной ситуации военный вариант развития конфликтных событий не исключен. Один из вариантов выхода из сложившейся ситуации – это дипломатический и стратегический союз России с Соединенными Штатами, который позволит развести враждующие стороны и сохранить стабильность в этом регионе. Анализ всех точек зрения и мнений, участвовавших в дискуссии на программе «Право голоса» позволяет автору сделать следующие выводы. Во-первых, антииранская позиция опирается на совокупность фактов, которые не являются абсолютно доказательными. Более того, мир прекрасно помнит примеры фальсификаций на уровне правительственных и международных организаций в ходе подготовки вторжения в Ирак. Во-вторых, становится все более очевидной асимметрия Израиля и Ирана в ядерных вопросах. Израиль не является, в отличие от Ирана, подписантом ДНЯО (Договора о нераспространении ядерного оружия). На территории Израиля за все время не было ни одной инспекционной проверки, санкционированной МАГАТЭ. На израильский ядерный объект в Димоне не был допущен даже генеральный директор МАГАТЭ г-н Аль Барадеи. В то же время, международное сообщество уверено в существовании ядерного арсенала Израиля, который, по оценкам в первую очередь американских исследователей из Global Security, составляет от 240 до 400 зарядов. А не располагающий НИ ОДНИМ зарядом (что подтверждает, кстати, и обсуждавшийся доклад МАГАТЭ) Иран - является на протяжении многих лет объектом большого количества инспекционных проверок сотрудниками МАГАТЭ и мишенью для всевозможных политических спекуляций на эту тему. В-третьих, обсуждение вариантов нанесения упреждающих ударов по территории Ирана, позволяющих разрушить ядерный потенциал в независимости от состояния работ по созданию ракетно-ядерного оружия, должно рассматриваться мировой общественностью как провокационные, приводящие к постоянной дестабилизации ближневосточного региона. Мировая общественность должна заставить Израиль допустить на свою территорию инспекционные команды, укомплектованные независимыми экспертами из различных стран мира, включая российских и китайских наблюдателей. И наконец, если звучащие сегодня угрозы в отношении Сирии и Ирана, являются составной частью подготовки новой агрессии, новой серии конфликтов, направленных на изменения политической карты мира на Ближнем Востоке и Северной Африки, то для руководства России вновь наступает время серьезных раздумий и судьбоносных решений.
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий