Хикмет Гаджи-заде: «На то и говорят о существовании дипломатического языка, чтобы им пользовались дипломаты

Хикмет Гаджи-заде

19 марта 2006
A A A


Хикмет Гаджи-заде: «На то и говорят о существовании дипломатического языка, чтобы им пользовались дипломаты, к коим наверное себя относит и господин Афшар Сулеймани, который пока сделал заявление в стиле обычного солдафона» Эксклюзивное интервью Day.Az с известным политологом, членом Дивана партии «Мусават», бывшим послом Азербайджана в России Хикметом Гаджи-заде. - Хикмет бей, как Вы прокомментируете заявления посла Исламской Республики Иран в нашей стране Афшара Сулеймани о том, что Низами Гянджеви является иранским поэтом, потому что великий поэт мол не читал свои стихи на азербайджанском языке, а читал их на фарси, и они позднее были переведены на азербайджанский? - Это неразрешимый вопрос. Таких историй было очень много. Многие народы мира имеют свое представление о национальной принадлежности того или иного великого человека. И что интересно, чем более велик человек, тем ожесточеннее споры по поводу его принадлежности тому или иному народу. К примеру ответьте – какой народ имеет больше прав на Александра Сергеевича Пушкина? Мы все читали его произведения на «великом и могучем русском языке». А тем временем, несколько лет назад красочным военным парадом под звуки военного оркестра прошла церемония чествования великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина в столице прародины его предков - Аддис-Абебе. Эфиопские гвардейцы чеканным шагом прошли по улице Пушкина в сторону площади, на которой затем был открыт памятник поэту. Кстати сказать, улица Пушкина в Аддис-Абебе носит его имя уже давно. Сам Пушкин считал, что «Абрам Петрович Ганнибал... родом был африканский арап из Абиссинии». Большинство исследователей рода Пушкиных придерживаются «эфиопской» или «абиссинской» версии, хотя есть и другие точки зрения. Но в пользу абиссинской версии говорит множество оснований: и мнения самого Пушкина, и рассказы родственников Ганнибала о том, что Абрам Петрович имел характерный для эфиопов цвет кожи «кофе с молоком». Но самым веским доводом в пользу «абиссинской» версии происхождения Ганнибала является тот факт, что эфиопы считают Пушкина своим национальным поэтом, и почитают его не меньше, чем русские. Или вспомним другого великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Родословная Лермонтовых-Лермонтов полна легенд и мистических историй. Одна из них рассказывает о Томасе Лермонте, он же Томас Рифмач. Этот бард, поэт, предсказатель жил в Шотландии в XIII веке. Он автор одной из версий легенды о Тристане и Изольде. Некоторые из его пророчеств сбылись (например, он предсказал скоропостижную смерть королю Шотландии Альфреду III). И что теперь – Россия и Шотландия должны спорить за Лермонтова? Или ответьте – к какому народу большую принадлежность имеют наши известные соотечественники Рустам Ибрагимбеков и Муслим Магомаев, которые давно уже связаны с Россией? Повторюсь, это очень сложный вопрос. Кроме того, мне не совсем понятна весьма специфическая логика господина Сулеймани. Он заявляет, что Низами Гянджеви не азербайджанский поэт, потому, что писал на фарси. В то же время, не азербайджанцем он считает и Шахрияра. Но ведь Шахрияр-то писал на азербайджанском! И напоследок не грех напомнить сторонникам «иранизации» Низами о том, что в период его творчества и Ирана-то как такового не было. Было переходившее из рук в руки, от арабов к туркам, государство. Того Ирана, о котором вспоминают сейчас иранцы, не было уже около 1500 лет. - Посол Ирана в Азербайджане выразил свое недовольство высказываниями председателя Всемирного конгресса азербайджанцев (ВКА) Джавада Дерехти, с которыми он выступил на II съезде азербайджанцев мира в Баку. Как Вы считаете, можно ли расценить заявления Д.Дерехти как вмешательство во внутренние дела Ирана? - Насколько мне известно, Д.Дерехти не призывал в своем выступлении на II съезде азербайджанцев мира к революции в Иране или к другим антиконституционным действиям в этой стране. Поэтому, состава преступлений в его высказываниях я не вижу. Что до призывов Д.Дерехти о том, что основной задачей их деятельности является добиться независимости Южного Азербайджана и защиты прав проживающих там азербайджанцев, то подобного рода заявления звучали и раньше и в них тоже нет ничего противозаконного. В том, что разделенный народ хочет отделиться, нет ничего преступного. Но такие вопросы решаются при наличии обоюдного желания обеих сторон. К примеру, этот вопрос можно решить путем голосования. Так, как Чехия в свое время отделилась от Словакии. И еще один момент. Сейчас в международном праве активно ведутся разговоры о праве на сетессию – праве одного народа, проживающего на территории того или иного государства на выход из его состава. Такое право имеют и проживающие в Иране азербайджанцы. В этой связи может возникнуть вопрос о праве армян Нагорного Карабаха на выход из состава Азербайджана. Но в том то и дело, что право народа на сетессию признается при наличии фактов нарушения прав этого народа. А до того, как появился конфликт между Азербайджаном и Арменией по поводу Нагорного Карабаха, не было ни одного факта нарушения прав армян в Азербайджане. У них были свои школы, свои депутаты, даже передачи на телевидении. А что есть у иранских азербайджанцев? Права азербайджанцев в Иране со стороны руководства Ирана нарушаются, и они имеют полное право поднимать эти вопросы. - Хикмет бей, как Вы считаете, случайным было выступление Д.Дерехти или кто-то умело накаляет азербайджано-иранские отношения накануне возможного удара по Ирану со стороны США? - Я так не считаю. Даже если бы сегодня не обсуждалась вероятность ударов США по Ирану, вопрос азербайджанцев, проживающих в Иране был бы поднят. Ведь, он уже поднимался не раз. Даже тогда, когда не было и намека на вероятность удара США по Ирану. - Спрошу Вас как у специалиста, насколько уместны заявления посла Ирана в Азербайджане, который в своей речи прибег к таким словам как: «Они хотят объединиться и создать единый Азербайджан. Но пусть они не мечтают об этом даже во сне»? - Это было слишком эмоциональное выступление. Причем, эта особенность присуща выступлению иранского посла не в первый раз. Но посол никогда не должен позволять себе подобных заявлений. На то и говорят о существовании дипломатического языка, чтобы им пользовались дипломаты, к коим наверное себя относит и господин Афшар Сулеймани, который пока сделал заявлении в стиле обычного солдафона. - Что должно сделать руководство Азербайджана после уже озвученных послом Ирана в нашей стране заявлений? - Можно, например, дать ответную ноту. В ней можно указать, что руководство Азербайджана обеспокоено положением азербайджанцев, проживающих в Иране. Но при этом, мы не призываем к нарушению Конституции Ирана. А еще можно потребовать заменить иранского посла.
Источник: Day.az

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.