Новости за 14.08.2002

Стена, которая стала толще и выше. Отношения между Америкой и Ираном

По мнению ряда аналитиков, американцы, ужесточая тон своих заявлений и беря курс на политику милитаризма в отношении Ирана и Ирака, стараются дестабилизировать обстановку в регионе. Сиамак Бехбуди Состоявшиеся 23 мая (2-го хордада) 1997 года выборы, в результате которых президентом Ирана стал Сейд Мохаммад Хатами, считаются поворотным моментом во внешней политике ИРИ. Это связано не с тем, что были улучшены отношения с европейскими и арабскими странами, а с тем, что удалось предотвратить опасность военного нападения со стороны США, о чем позже сообщалось в иранской прессе. На выборах за Хатами проголосовало 20 млн. человек. Это послужило прочной основой не только для самого президента, но и для исламского республиканского строя в Иране. Это заставило обитателей Белого дома, Пентагона, госдепартамента и Капитолия пересмотреть свои оценки. В этой связи один специалист в области международных отношений говорит, что историческое событие, которое произошло 2-го хордада, позволило выдвинут тезис о диалоге цивилизаций, о проведении политики, направленной на укрепление доверия и разрядку напряженности. Это в свою очередь разоружило американцев в их деятельности на международной арене и привело к тому, что их слова об иранской угрозе воспринимаются как шутка. Инициативы, с которыми выступил Иран, в частности интервью Сейида Мохаммада Хатами телеканалу Си-Эн-Эн, заставили американскую администрацию того времени, в том числе президента Била Клинтона и его госсекретаря Мадлен Олбрайт, смягчить тон своих заявлений. Дело дошло даже до того, что глава дипломатического ведомства США была вынуждена извиниться за участие Америки в подготовке попытки переворота 19 августа. Вместе с тем американская администрация была не совсем последовательной в своей деятельности, в частности в вопросе об отмене экономического эмбарго в отношении Ирана. С окончанием второго президентского срока Клинтона, когда началось соперничество между его заместителем Гором, представителем демократов, и Джорджем Бушем, кандидатом от республиканцев, стали появляться различные суждения по поводу будущих отношений между Вашингтоном и Тегераном. В тот период (в 2000 году) многие в Иране высказывали предположение, что поскольку Буш и его заместитель Дик Чейни связаны с нефтяными компаниями, весьма велика вероятность того, что в случае победы на президентских выборах республиканцев эмбарго в отношении Ирана будет отменено. По мнению некоторых специалистов, с учетом отношений, которые поддерживались правительствами республиканцев и демократов с Ираном в новейшей истории, с республиканцами будет проще иметь дело. В результате, слишком большое значение придавалось заявлениям Дика Чейни о необходимости пересмотра вопроса об эмбарго в отношении Ирана. Вместе с тем, как заявил профессор одного американского университета, не учитывалось одно весьма важное обстоятельство, которое заключается в том, что в Америке при определении политического курса главную роль играют компании, производящие оружие и компьютеры, а не нефтяные компании. По словам этого профессора, статистические данные показывают, что в США доходы компаний, которые специализируются на производстве оружия и вычислительной техники, во много раз превышают доходы нефтяных компаний. Именно поэтому было вполне естественным, что республиканцы для того, чтобы занять посты президента и вице-президента, учитывали мнения этих компаний, а не нефтяных. Таким образом, когда победу одержали республиканцы, тон заявлений представителей американской администрации стал более жестким, за исключением редких случаев. Конечно, нельзя не учитывать тот факт, что события 11 сентября прошлого года, осуждение этих терактов Ираном, а также негласное сотрудничество между Америкой и Ираном в борьбе против талибов - все это в какой-то момент позволило предположить, что в стене недоверия может образоваться брешь. Однако это предположение оказалось несостоятельным после того, как Вашингтон предпринял усилия по исключению Ирана из процесса политического урегулирования обстановки в Афганистане. Это происходило в условиях, когда высшее афганское руководство, в том числе глава правительства Афганистана Хамид Карзай, пользующийся доверием у американцев, подтверждало в своих заявлениях факт невмешательства Ирана во внутренние дела Афганистана, когда Иран своими действиями, а именно активным участием в работе боннского совещания и в проведении чрезвычайного заседания Лоя Джирги, в отстранении от власти Гульбеддина Хекматияра и в арестах лиц, подозреваемых в причастности к движению талибов и Аль-Каиде, доказал свои добрые намерения. Заявление Буша, с которым он выступил 23 июля 2001 года, по образному выражению одного специалиста по международным отношениям, сделало стену недоверия толще и выше. Это стену можно еще назвать стеной американской враждебности. В этом заявлении американский президент в последний момент под давлением произраильского лобби включил Иран вместе с Ираком и Северной Кореей в список государств "оси зла". Говоря о причинах, которые побудили Белый дом и Буша усилить давление на Иран, прежде всего необходимо упомянуть о желании Америки установить однополярный порядок на международной арене. Такое желании возникло у американцев после распада Советского Союза, а события 11 сентября усилили его. В условиях, когда Америка, по словам бывшего министра иностранных дел Франции Убера Ведрина, признается мировой супердержавой, Белый дом вознамерился установить в мире новый порядок. Джордж Буш старший в свое время не сумел сделать этого. В ситуации, сложившейся после 11 сентября, американцы заявили о своем лидерстве в борьбе с террористами, хотя именно при их поддержке появились талибы и Усама бен Ладан, и приступили к реализации своих планов. Воспользовавшись тем, что в области международных отношений сложилась обстановка, которая носит полицейских характер, республиканцы хотят показать своим бывшим европейским союзникам, а также России, Японии и Китаю, что в XXI веке руководящую роль будут играть США, но эти намерения не могут быть осуществлены без нанесения ударов по некоторым странам. Еще одна причина, которая могла привести к ужесточению американской политики в отношении Ирана, связана с отказом стран Центральной Азии и Кавказа утверждать проекты поставок нефти и газа через территорию Ирана. Ни для кого не секрет, что названные страны проявляют все большую тенденцию к сближению с Америкой. Они скорее всего согласятся с проектами строительства трубопроводов "Баку-Джейхан", "Туркменистан-Афганистан-Пакистан", в которых заинтересован Вашингтон. Это позволяет прийти к выводу о том, что американцы стараются еще больше усилить изоляцию Ирана как в регионе, так и на международной арене и добиться своих целей в осуществлении изменений, о которых говорил Буш. Не следует забывать о том, что в настоящее время в Америке существуют две точки зрения на проблему, связанную с Иран. Первая из них поддерживается в Белом доме и в Совете национальной безопасности США. Она заключается в проведении более жесткой линии в отношении Ирана. Вторая точка зрения предполагает проведение более разумной политики в отношении Тегерана. За нее выступает госдепартамент США, представитель которого опроверг сообщение газеты "Вашингтон пост". Это свидетельствует о возможности пересмотра политики Вашингтона. Все эти факты можно рассматривать и под таким углом зрения. Однако в то же время агрессивный тон заявлений Буша, министра обороны Рамсфельда, советника по вопросам национальной безопасности Кандолизы Райс приведет к тому, что госсекретарю США Коллину Пауэлу не останется никакого иного выхода, кроме как подчиниться сложившейся ситуации. В этой связи ряд аналитиков считают, что американцы, ужесточая тон своих заявлений и беря курс на политику милитаризма в отношении Ирана и Ирака, стараются дестабилизировать обстановку в регионе. По мнению этих аналитиков, с помощью подобной дестабилизации американцы хотят установить свой контроль над регионом. Кроме того, получат значительную прибыль компании, которые производят оружие и компьютеры, и даже нефтяные компании, поскольку, с одной стороны, из-за напряженности возрастут продажи современных видов вооружений и, а с другой - повысятся цены на нефть. Будут созданы также условия для осуществления проектов, связанных с ресурсами Каспийского моря, о которых говорилось выше. Одновременно с этим американцы надеются, что им удастся воспользоваться ситуацией и навязать свои требования Тегерану и Багдаду. Они могут сделать это как с помощью прямого вооруженного нападения, о котором предупреждал Корпус стражей Исламской революции, так и с помощью мер, которые заставят Иран и Ирак согласиться с условиями, выдвигаемыми Америкой. В этой связи возникает один вопрос. Суть его заключается в следующем. Учитывая антииранские заявления Буша, которые раздавались в течение последних недель, какой существует выход для зашиты национальных интересов Ирана? Как показал опыт событий 23 мая (2-го хордада) 1997 года, власть обретает дееспособность только в том случае, если она пользуется всеобщей поддержкой или по крайней мере поддержкой значительной части общества. Опыт последних лет показал, что с помощью всеобщей поддержки можно снова укрепить положение правительства Хатами и вывести Иран из затруднительного положения, в котором он оказался в результате изменения ситуации в мировом сообществе. Поддержка, которую Евросоюз оказывает правительству Хатами, подтверждает тот факт, что у Тегерана на международной арене есть друзья и Иран может воспользоваться их помощью при заключении политических сделок. Однако на хорошее будущее можно надеяться только до тех пор, пока народ будет активно принимать участие в политической жизни страны (речь не идет о его участии в шествиях). Именно поэтому необходимо активно проводить реформы, за которые люди проголосовали на выборах, опустив свои избирательные бюллетени в урны для голосования. Именно поэтому народ должен привлекаться к политической и общественной деятельности. Это единственный путь для сохранения духа революции и укрепления иранского общества. Источник: газета "Хамшахри", 13 августа 2002. Перевод: Иран.Ру.

читать далее

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.