Вышел в свет очередной, двадцать шестой номер ежемесячного журнала «Современный Иран». События, произошедшие 22 и 23 ноября в отеле «Интерконтиненталь», где проходил третий раунд переговоров по иранской ядерной программе в формате Г5+1, по обстановке и накалу страстей больше похоже были на самый настоящий политический триллер. Слухи возникали стремительно и столь же стремительно гасли, надежда на подписание итогового документа то появлялась, то исчезала. К утру субботы в Женеве вновь высадился «министерский десант» и, наконец, было объявлено о подписании рамочного соглашения с Исламской Республикой! В десятилетнем международном диалоге по иранскому ядерному досье была поставлена точка. Безусловно, это является главным событием года, и содержание очередного, 26-го номера журнала «Современный Иран» во многом диктовалось тому, что так или иначе было связано с женевским процессом.
Редакционный материал «Женева: Прорыв в новую реальность» анализирует подписанное соглашение Группы 5+1 с исламской республикой Иран, подробно разбирая этот четырехстраничный документ. Как отмечается в статье, «Слова Сергея Лаврова о том, что в достигнутом соглашении нет проигравших, как нельзя более точно отражают содержание четырехстраничного документа». Аналогичным образом прокомментировал этот, без преувеличения, самый значимый дипломатический прорыв последнего десятилетия, и российский президент Владимир Путин. «Женевская договоренность достигнута благодаря проявленному руководством стран «шестерки», Ирана и представителями структур Евросоюза конструктивному подходу, а также напряженной работе переговорных команд», - говорится в сделанном в воскресенье, 24 ноября, заявлении президента России. «Эта договоренность представляет собой сбалансированный перечень мер и, несомненно, окажет позитивное влияние на развитие международной ситуации, особенно в ближневосточном регионе».
При всей значимости женевские соглашения еще очень хрупки. Это всего лишь первый шаг на пути всеобъемлющего Соглашения, но этот шаг вывел мир в новую реальность. Сегодня это пока лишь росток надежды, и для всего мира важно не дать уничтожить его «ястребам иранофобии» и противникам мира на Ближнем Востоке. В ходе переговоров в Женеве со всей отчетливостью стало ясно, что основными противниками мирного соглашения с Ираном являются сегодня Израиль, Саудовская Аравия и Конгресс США, в котором огромно влияние израильского лобби. Неудивительно, что каждый из трех этих участников антииранской коалиции был внимательно рассмотрен в статьях авторов нашего журнала.
Материал «В объятиях израильского спрута» анализирует современное состояние израильского лобби в США, истоки и механизмы его влияния на американский Конгресс. Современный американский исследователь Митчелл Бард в одной из своих работ очень точно подметил, что «американские евреи посвящают себя политике почти с религиозным рвением». Показывая практически на каждых выборах более высокий процент явки, чем любая другая этническая группа США, американские евреи своей активностью сделали себя серьезной политической силой, работающей на Израиль. Естественно, что эта политическая сила оформилась в то самое «американское произраильское лобби», о котором много говорят. «Ядро этого лобби составляют Американо-израильский комитет по общественным связям (тот самый знаменитый AIPAC), Вашингтонский институт ближневосточной политики, Антидиффамационная лига и Christians United for Israel (Объединение христиан вокруг Израиля). Всего в деятельности лобби задействованы более пятидесяти крупных общественных организаций, объединенных Конференцией президентов основных еврейских организаций США (Conference of Presidents of Major American Jewish Organizations)». Это и многое другое вы узнаете, прочитав статью целиком.
Есть все основания предполагать, что два наиболее заметных события октября нынешнего года - убийство начальника штаба подразделения кибербезопасности КСИР Моджтабы Ахмади и серьезная авария на заводе по производству тяжелой воды в Араке – связаны с деятельность МОССАДа и его агентуры из числа «моджахедов иранского народа». Убийство Ахмади выполнено в «фирменном стиле» «моджахедов», причем МОССАД был крайне заинтересован в его смерти. Об основных игроках необъявленной войны против Ирана рассказывается в статье «Террор против Исламской Республики: новый этап и новые участники».
Мировые СМИ с некоторым недоумением сообщили, что на митинг 4 ноября в Тегеране, который ежегодно проводится в память событий 1979 года, когда было захвачено посольство США, пришли десятки тысяч человек. Такого количества собравшихся на месте, где раньше находилась американская дипломатическая миссия, не было уже несколько лет. В массовости мероприятия винят радикальных консерваторов, но думается, что причина массовости совсем в другом. В Иране прекрасно понимают, что необъявленная война против Исламской Республики не только не закончилась, но становится все ожесточеннее. У иранского народа достаточно здравомыслия, чтобы понимать, кто стоит за терактами, взрывами, саботажем и кровью иранских солдат. И у него достаточно мужества, чтобы прямо говорить об этом всему миру.
На это обратил внимание и Верховный лидер Ирана Али Хаменеи, о выступлении которого 3-го ноября нынешнего года, накануне Национального дня борьбы с империализмом рассказывается в материале «Али Хаменеи: Нельзя доверять врагу, который улыбается». Прозвучавшая на самом пике общественных дискуссий вокруг внешнеполитического курса команды нынешнего президента, речь Рахбара дает иранским политическим элитам ответы на ряд актуальных для них вопросов по внутренней и внешней политике. Для стороннего же наблюдателя эта речь – своеобразный ключ к пониманию того, как руководство Исламской Республики видит международные отношения и сегодняшний окружающий мир. С точки зрения Запада, у Верховного лидера Исламской Республики есть один серьезный недостаток – он говорит откровенно и называет вещи своими именами. Он открыто говорит о том, что черное – это черное, что шпионаж – это шпионаж, что агрессия – это агрессия, а вовсе не «экспорт демократии».
На фоне этих событий несколько в тени для международных наблюдателей осталась «юбилейная дата» нового иранского президента. Но, естественно, мимо нее не прошла редакция «Современного Ирана», опубликовав материал «100 дней Хасана Роухани». 100 дней для любого президента слишком малый срок, чтобы можно было говорить о каких-либо конкретных достижениях. Впрочем, к президенту Ирана Хасану Роухани это относится мало. Его первые сто дней ознаменовались жаркими дискуссиями внутри Исламской республики, его первые сто дней сломали сложившиеся схемы в международных отношениях. Кризис американо-израильских отношений, противоречия администрации Обамы с Конгрессом США, активизация суннитских радикалов на границах с Ираном и новые возможности для России на иранском направлении – это тоже последствия первых ста дней нового иранского президента.
В ноябрьском номере журнала не осталась обойденной вниманием и одна из самых сложных и запутанных региональных тем – тема нагорнокарабахского конфликта. Значимость Ирана в его урегулировании трудно переоценить. Будучи напрямую не вовлечённым в конфликт, Иран выступал и продолжает выступать важнейшим фактором в карабахском урегулировании, в поддержании стабильности и мира в этом регионе. Но основными достижениями Ирана являются возможность сохранить и развивать равные отношения со всеми сторонами Карабахского конфликта, вести взвешенную и равноудалённую политику. Иран не только словами, но и своими действиями вносит вклад в невозобновление военных действий в зоне противостояния. О прошлом, настоящем и вероятном будущем, о все возрастающей роли Ирана в урегулировании этого конфликта во благо мира на Южном Кавказе идет речь в статье «Иран и Карабахский конфликт».
Разумеется, как и всегда, содержание журнала не исчерпывается материалами, упомянутыми в нашем кратком обзоре. Не остались обойдены вниманием и другие значимые события международной жизни, комментарии по поводу заявлений государственного секретаря Керри, «дипломатический блицкриг» Беньямина Нетаньяху и даже творческая деятельность одного из выдающихся российских философов Гейдара Джемаля. Словом, читайте очередной, 26-й номер «Современного Ирана», и актуальные события станут вам ближе и понятней.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий