Каспийский альянс

26 июня 2013
A A A


Иран расширяет экономическое сотрудничество с Россией. В нём заинтересованы и другие страны региона.

Поздравляя Хасана Роухани с победой на президентских выборах в Иране, Владимир Путин подчеркнул готовность к поступательному развитию взаимовыгодного сотрудничества в самых различных областях.

Углубление отношений с Россией, скорее всего, станет одним из приоритетных направлений внешней политики нового главы исламской республики, считает генеральный директор Центра по изучению современного Ирана Раджаб Сафаров: «Роухани – прагматик, и поэтому следует ожидать заинтересованности Тегерана в активизации двусторонних связей».

Россия важна для Ирана «в качестве серьёзного игрока по решению проблем Каспия, а также для быстрейшего входа в ШОС, – рассказал Раджаб Сафаров «Файлу-РФ». – Я общался с Роухани и знаю: он хорошо относится к России».

Слова нашего эксперта подтверждает «Голос Исламской революции», иранское радио, вещающее на зарубежье. Тегеран «останется привержен проектам взаимовыгодного сотрудничества со всеми соседними странами и продолжит его развивать».

Эти оценки и прогнозы уже находят выражение в различных проектах.

Ближайшие перспективы промышленного сотрудничества были обозначены в канун президентских выборов в Иране. Заместитель министра промышленности и торговли РФ Георгий Каламанов и представители экономических ведомств исламской республики договорились развивать кооперационные связи в машиностроении, причём – с выводом совместной продукции на рынки соседних стран. Общий экономический эффект от этих проектов, по экспертным оценкам, может превысить 10 миллиардов долларов в год, половина суммы – выигрыш нашей стороны.

Иран, по словам Каламанова, выразил заинтересованность в увеличении импорта из России горнодобывающего и металлургического оборудования, а также в создании у себя совместного производства электротехнической продукции. Есть обоюдное желание открыть совместные научно-исследовательские центры на базе Исфаханского металлургического комбината – крупнейшего в стране, построенного с помощью СССР в 1970-х годах.

Для доработки проектов создаётся двусторонняя рабочая группа.

Речь идёт, в первую очередь, о совместном производстве сельхозтехники, общественного транспорта и газодизельных двигателей (включая комплектующие и запчасти). В кооперацию будет вовлечено как минимум 20 российских предприятий, что позволит создать не меньше 25 тысяч рабочих мест. Стоит отметить, что до 60% стоимости иранского импорта из нашей страны приходится именно на высокотехнологичную продукцию, а по мере реализации новых проектов эта доля, по имеющимся оценкам, вырастет до 70 процентов. Спрос на сельхозмашины и транспорт быстро растёт в соседних государствах Содружества, Пакистане, Ираке. Рынок для российско-иранской машиностроительной продукции весьма обширен, говорят эксперты.

Это не благие пожелания. Опыт совместной деятельности и взаимной торговли свидетельствует: спрос есть. По информации Сергея Васильева, специалиста по внешнеэкономической политике, «иранская сторона наиболее заинтересована в продукции российского машиностроения, в частности – в тяжёлых грузовиках. В стране уже существует сборочный цех КамАЗа, успешно работающий и на внешний рынок». Руководитель Российско-иранского делового совета Роман Попов отмечает: стороны всё больше концентрируются на высокотехнологичных отраслях и, соответственно, на подготовке взаимовыгодных проектов в этой сфере. Что же касается торговых отношений, то, «по большому счёту, иранцам нужны дороги и заводы, машины и станки».

В Тегеране вовсе не случайно выбрали Россию в качестве основного партнёра в совместных машиностроительных проектах. Иранская сторона обоснованно считает, что наша продукция «проверена временем», при этом неизменно отличается высоким качеством и приемлемыми ценами. При российском научном и технологическом содействии планируется строительство судоходного канала Каспий-Персидский залив. Проект выгоден и нам, причём не только как потребитель соответствующего оборудования, но ещё и потому, что почти вдвое сократится путь из европейской части, с Урала в бассейн Индийского океана (в сравнении с традиционным маршрутом через Босфор-Дарданеллы-Суэц). Только на перевозках грузов Россия, по предварительным оценкам, сможет экономить минимум 100 миллионов долларов в год.

Алексей Балиев
Источник: Файл-РФ

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.