Вопиющие нарушения прав женщин в монархиях Персидского залива

15 февраля 2013
A A A


Запад в дилемме «защищать права женщин стран Персидского Залива или свои собственные интересы» лицемерно выбирает второе, потеряв, при этом всякое моральное право критиковать другие государства   Не секрет, что в США и странах Евросоюза, как среди политических деятелей, так и в обществе, укоренилась точка зрения о «кровавости» Башара Асада, уничтожающего «мирных демонстрантов», его бесчеловечном обращении с собственным народом. Вот и лидеры повстанцев на днях условием начала прямых переговоров с сирийскими властями назвали освобождение томящихся в заключении женщин, что было благожелательно воспринято на Западе. Неоднократно негативные оценки получал и союзный Сирии Иран – как за проводимую политику, так и за состояние прав человека на его территории. Особенно «нравится» правозащитникам и радетелям за «свободу, равенство и братство» «женский вопрос» в Исламской Республике.  Каких только гневных оценок и обвинений не заслужила ИРИ. Вместе с тем, политики и правозащитники многие годы закрывают глаза на полнейшее бесправие женщин в аравийских монархиях Персидского залива, и прежде всего, в Саудовской Аравии. 

Тотальное бесправие женщин в Саудовской Аравии

Казалось бы, почему тем, кто готов финансировать установление свободы и прав     человека в Сирии, не взглянуть и на замечательное государство, в котором женщина законодательно не может даже управлять автомобилем, а путешествовать, учиться и, тем более работать ей дозволяется лишь с разрешения отца или опекуна, либо – мужа. К слову, последним обзавестись она также не способна без согласия означенных родственников.  Это государство называется Саудовская Аравия. Женщинам данной страны до сих пор не разрешается сидеть рядом с мужчинами в кафе, и даже в главном совещательном органе СА, «Маджлис аш-Шура», куда после соответствующего указа короля, войдут вскоре 30 представительниц прекрасного пола, они будут отделены от мужской аудитории специальной ширмой.

Порядки в данном королевстве настолько суровы, что в 2011 году женщине, обвиненной в колдовстве (!) отрубили голову мечом. Отсечение головы проходило в три этапа – чтобы жертва как можно дольше мучилась. Об этом сообщалось в докладе правозащитной организации Amnesty International.

А, например, журналистка Розанна аль-Ями была приговорена к 60 ударам плетьми только за то, что выступила в качестве координатора телепрограммы, в которой ее соотечественник Мазен Абдул-Джавад рассказал о своей интимной жизни до брака. Естественно, что говорить о таком на саудовском телевидении не представлялось возможным, поэтому программа прошла на одном из ливанских каналов, что, тем не менее,  не спасло аль-Ями от ответственности.  Борьба за нравственность в Саудовской Аравии поставлена в ранг национальной идеологии, однако борются саудовские судьи-клерикалы и правоохранительные органы своеобразно. Объектами «наступательных действий» чаще всего становятся именно женщины, даже, несмотря на то, что они сами, порой, не только не виноваты, но и нуждаются в помощи.  Так, в 2007 году к 200 ударам плетьми и 6 месяцам тюрьмы была приговорена 19-летняя девушка, ставшая жертвой группового изнасилования. Она оказалась «виновной» в том, что ехала в машине с мужчиной, не являвшимся ее родственником. Причем, тот факт, что изнасиловал девушку не он, а остановившие автомобиль бандиты, совершенно не смутил судей. Только международная огласка инцидента и давление со стороны мирового сообщество заставило короля Абдаллу Второго помиловать несчастную.

В 2009-м году к 40 ударам плетьми саудовский суд приговорил 75-летнюю вдову Хамису Савади, за общение с 24-летним  племянником ее покойного мужа и его другом. Провинилась женщина  в том, что попросила молодых людей принести ей буханку хлеба. «Достается» в королевстве не только престарелым гражданкам, но и совсем маленьким девочкам. Их… выдают замуж. В 2009 году после масштабного скандала, вышедшего на международный уровень, был аннулирован брак 58-летнего мужчины с 8-летней девочкой. Примечательно, что до этого судебные инстанции дважды отклоняли просьбы матери ребенка о разводе. Сколько подобных случаев не получило огласки и стало причинами возникновения «семей» - саудовским правительством не разглашается. 

Впрочем, вряд ли стоит удивляться столь странному отношению к представительницам, хоть и прекрасного, но на территории королевства явно слабого пола, ведь саудовские религиозные (а религия от государства в этой стране не отделена) проповедники прямо с экранов государственного телевидения учат мужей «правильно» бить своих жен. Именно с такой лекцией несколько лет назад выступил известный богослов и писатель Мухаммад аль-Арифи. Так, по словам господина Арифи, бить жену следует по тем местам, на которых не остается следов, а удары в лицо запрещены, «даже, когда это касается животных». Интересное сравнение, ярко демонстрирующее «социальный статус» женщины в государстве, являющимся одним из основных союзников «поборника прав человека» США в ближневосточном регионе.

Пытки женщин Бахрейна – лучший индикатор их истинного положения в королевстве

В Бахрейне, который после революционных событий 2011-2013 гг. из союзника Саудовской Аравии превратился едва ли не в ее провинцию, положение женщин, казалось бы, значительно лучше. Представительницы прекрасного пола в этом маленьком королевстве могут управлять автомобилем, сидеть рядом с мужчинами в ресторанах, не облачаться в глухую чадру и даже голосовать на выборах и участвовать в политической жизни. Впрочем, события на Жемчужной площади Манамы расставили все «на свои места». Согласно сообщениям местного Центра по правам человека, четыре женщины были убиты боевыми патронами или удушены слезоточивым газом. Многие попали в тюрьмы.

Там о соблюдении каких-либо прав никто не говорил – их пытали, насиловали, а затем осуждали на длительные тюремные  сроки, порой, по 15 лет. Одной из таких стала, например, хирург Нада Даиф, «осмелившаяся» оказать помощь раненым демонстрантам. В полицейском участке ее избивали, обзывали «шиитской свиньей», а также пропускали через тело Нады электрический ток. В качестве «наказания» доктор Даиф получила 15 лет лишения свободы. Другая ее «сестра по несчастью», Фатима Хаджи, не только регулярно избивалась тюремщиками, но и была ими изнасилована. А 21-летнюю поэтессу Айад аль-Курмази били и насиловали на протяжении целых 9 дней, после чего осудили на год тюрьмы. Впрочем, король Хамад помиловал девушку, посчитав, видимо, что за декламацию поэмы, критикующей его персону, ей - «достаточно». Примечательно, что все три упомянутые женщины опознали в числе своих мучителей… принцессу Бахрейна, Нуру бинт Ибрагим аль-Халифа. Именно она «особенно любила» пытки электричеством, а также другие самые изощренные издевательства.

Помимо прямого унижения человеческой чести и достоинства, физического и сексуального насилия в полицейских участках, женщины в Бахрейне часто находятся в неполноправном положении и по другим обстоятельствам. В частности, в этой стране весьма распространенным явлением является проституция, поставленная, фактически, на легальную основу. При этом «жрицы любви» часто являются никем иным, как рабынями. Женщины не очень тяжелого поведения попадают в Бахрейн по большей части из республик бывшего СССР и из Таиланда. Именно тайским посольством недавно был обнародован один из наиболее вопиющих случаев сексуального рабства на территории королевства. Согласно материалам, опубликованным послом Физаком Фромбубфой, уроженка тайского города Чиангмай прибыла в Бахрейн через контору, обещавшую ей трудоустройство в качестве медсестры. Однако, не будучи в состоянии заплатить предложенную сумму, она была определена «на работу» к саудовскому бизнесмену, которому от нее были нужны вовсе не медицинские услуги. После истечения визы у девушки отобрали паспорт и заперли в доме, где регулярно избивали и принуждали к сексу. Спастись тайка смогла, только сбежав от своего «работодателя».

Кувейт и Катар: сексуальное рабство за «цивилизованным фасадом»

Не последнее место в общественной жизни занимает сексуальное рабство и в Кувейте. Так, бывшая телеведущая, активно делающая политическую карьеру, Салва аль-Мутайри, предложил покупать… русских пленниц, захваченных чеченскими сепаратистами, и продавать их на территории эмирата. По словам госпожи аль-Мутайри «здесь нет ничего постыдного, да и законы шариаты это не запрещают». Интересно, что активистка подготовила целый бизнес-план по обеспечению кувейтских мужчин «наложницами» - данный оборот она предложила установить по образцу агентств, нанимающих рабочую силу за рубежом. Проявила Салва аль-Мутайри и некоторую «гуманность» к будущим рабыням – им, по ее задумке, не должно быть меньше 15 лет. Впрочем, сами гражданки эмирата также не являются по-настоящему свободными – только в 2009 году они получили возможность получать загранпаспорта без согласия на то их мужей. Ранее заявление женщины на получение заграничного паспорта не принималось без подписи супруга. В том же году женщины первые оказались в парламенте, а право голоса им было даровано в 2005-м г.

Похожее положение имеет место в Катаре, где лишь при нынешнем эмире, шейхе Хамаде бен Халифа аль-Тани, женщинам разрешили голосовать,  в дозволенных шариатом рамках выбирать одежду, а также водить уже не раз упомянутый в данной статье автомобиль. Западные издания часто приводят в качестве примера «эмансипированной мусульманской женщины» супругу эмира -  шейхуМозу бинт Насер аль-Мисснед. Однако при этом мало кто вспоминает, что эта выпускница социологического факультета и основательница ряда культурных и благотворительных проектов вышла замуж в 18 лет, родила 7 детей, и является никем иным, как второй из трех жен правителя государства.

Робкие попытки борьбы за права женщин на Аравийском полуострове

Казалось бы, положение женщин в означенных государствах, если не безнадежно, то – очень тяжело. Тем не менее, находятся дамы, готовые отстаивать свои права. Так, в 2007 году в Саудовской Аравии Ваджеха аль-Хувайдер  организовала движение за дарование женщинам права управлять автомобилем. Она, вместе с 1100 сторонницами даже подала петицию королю Абдалле. Еще более резонансный случай имел место в далеком 1990-м году, когда несколько известных саудовских женщин, воспользовавшись присутствием иностранных журналистов, захватили в центре Эр-Рияда автомобили, на которых и проехали по одному из бульваров города. Впрочем, закончилось это для активисток плачевно – некоторые из них попали в тюрьму, другие лишились своих высоких постов, а остальные – покинули страну. Не увенчалась успехом до сих пор и борьба госпожи аль-Хувайдер.

Достаточно многого удается достигать правозащитникам в Бахрейне. В частности, их стараниями из задержанных в сентябре 2011 года за антиправительственные выступления 45 женщин, было освобождено 25. Тогда за арестованных активисток, попавших в полицию прямо из торгового центра, вступилось практически все шиитское население страны – прошел ряд забастовок и выступлений. Тем не менее, принципиального улучшения положения прекрасного пола в аравийских монархиях, к сожалению не происходит. 

Женщины «мракобесного» Ирана 

Вместе с тем в постоянно критикуемом Западом Иране статус женщины, мягко говоря, совсем иной. Женщины представлены практически во всех сферах экономической, общественной и даже политической жизни Исламской Республики. Только количество журналисток в стране, согласно информации  за период с 2005 по 2010 гг. увеличилось на 200 процентов. Женщины широко представлены в армии, есть, например,  женщины – военные летчики. Для женщин даже имеется собственное информационное агентство, IWNA, основанное в 2005 году, и занимающееся освещением  деятельности и проблем иранок в экономике, политике, культуре и спорте. В первом кабинете министров  Ахамдинежеда была женщина вице-президент, а во втором два министерское кресло было отдано женщинам. Достаточно много женщин работает в дипломатическом корпусе страны. До декабря прошлого года Министерство здравоохранения ИРИ возглавляла Марзие Вахид Дастжерди.  Более того, по состоянию на 2010 год, женщины в Иране занимали 5% мест в Меджлисе и 3% министерских постов. По данным только 2008-2009 гг. девушки составляли 51% от общего числа обучающихся в государственных ВУЗах студентов, и количество желающих получить высшее образование представительниц прекрасного пола постоянно растет. Кстати, если говорить о динамике, то за годы существования Исламской Республики доля женщин среди студенческого контингента выросла примерно на 70%, что является практически беспрецедентным показателем. По количеству владеющих собственными автомобилями женщины Ирана не только занимают прочное первое место среди стран исламского мира, но и обгоняют многие европейские страны. Иранки также работают пилотами авиалайнеров, полицейскими и даже таксистками. Они активно занимаются спортом – например, в 2012 году женская сборная ИРИ заняла второе место на открытом чемпионате Индии по спортивной стрельбе. Проявляют себя жительницы Исламской Республики даже в боевых искусствах – недавно интернет обошло видео тренировок иранских женщин, занимающихся  японским  ниндзюцу. 

  *********************** 

К сожалению, несмотря на все нарушения прав представительниц прекрасного пола в арабских государствах Персидского залива, это никак не влияет на союзнические отношения последних с Соединенными Штатами и другими западными странами. Несмотря на периодически раздающуюся критику в адрес аравийских монархий со стороны отдельных правозащитников, это не приводит к какой-либо реакции официальных структур на дипломатическом и, тем более, военном поле. Вашингтону, по-видимому, борьба Башара Асада с вооруженными боевиками важнее, чем борьба саудовских шейхов и богословов с и без того низведенными до статуса животных собственными гражданками. Однако, несмотря на такое вопиющее невнимание к саудовским, бахрейнским или кувейтским реалиям, западные правительства активно «интересуются» «нарушениями прав» женщин в Иране, где положение последних принципиально, несравнимо выше, чем у американских ближневосточных союзников. Это – не что иное, как очередной пример вопиющего лицемерия "большого брата", а также самого циничного применения двойных стандартов и разительного расхождения декларированных целей внешней политики США и их союзников с реальными ее задачами. Нетрудно представить, что могло бы быть, в случае хотя бы слабых попыток Запада реально защищать права женщин, как и других угнетенных категорий населения, а не продвигать свои геополитические интересы. Прискорбен также тот факт, что "молчат" и структуры, избравшие своим предназначением защиту прав человека - Совет ООН по правам человека, Бюро демократических институтов и прав человека ОБСЕ, Комитет экспертов Арабской хартии прав человека. Даже доклады знаменитой Amnesty International по "женскому вопросу" на Аравийском полуострове - эпизодичны, и являются скорее инициативами отдельных ее сотрудников. При этом упомянутые структуры весьма "громко" вещают о нарушениях прав всех возможных категорий населения в Иране, Сирии или даже России. Как назвать такую деятельность, кроме как политическим заказом?   Вместе с тем, надо твердо понимать, что если США и весь мир скажет твердое "нет" насилию над женщинами, ни верный вассал Вашингтона - саудовский король Абдалла, ни глава "ближневосточного штата Америки" - король Бахрейна Хаммад аль-Халифа, ни другие ближневосточные "царьки" не смогут больше поощрять это черное дело. Но США, и ведомая ими Европа молчат... И, таким образом, сами косвенно являются причиной  всех ужасов, творимых в отношении женщин в этих странах.

<i>Антон Евстратов. В рамках проекта «Кипящая Аравия»</i>, <b>Специально для Иран.ру</b>

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.