Санкционированный удар России по антииранским санкциям

14 февраля 2013
A A A


Что показала юбилейная сессия межправительственной комиссии по Ирану

Не кажется ли странным, что прошедшее 11-12 февраля в Москве 10-е заседание постоянной Комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству между Исламской Республикой Иран (ИРИ) и Российской Федераций (или, уже как принято ее называть, Межправкомиссии) пока не получило широкого резонанса ни в СМИ стран Запада, ни даже в России? Чтобы ответить честно на этот вопрос, надо прямо заявить, что формат этой Комиссии, широта  обсужденных проблем и, особенно, количество участников с обеих сторон вызвало просто шок. Особенно на фоне настоящей антииранской истерии в СМИ, вызванной усиливающейся информационной войной против Ирана.

Для всех тех, кто собрался на этот необычный форум в прекрасном торжественном зале Министерства экономического развития РФ, шок был в виде приятно-радостного потрясения. Над собравшимися в этот день очередной февральской оттепели отчетливо витал, в том числе на заседаниях рабочих групп, тот приподнятый дух, который незримо принесли с собой те, кто был накануне  на Большом приеме в резиденции иранского посла по случаю 34-й годовщины Исламской Революции в Иране, и от тех иранцев, которые прилетели с еще неостывшей от праздника родины.  Иранские гости были приятно удивлены и обрадованы, когда с этим большим торжеством Исламской Республики их поздравила при открытии сессии заместитель Председателя Российской части Постоянной российско-иранской комиссии Наиля Черникова, заместитель директора Департамента Азии и Африки Минэкономразвития.  И, наконец,  это был шок для недругов Ирана, потому что вряд ли кто из них ожидал столь единодушные результаты обсуждения перспектив долгосрочного российско-иранского сотрудничества.

Те короткие интервью, которые брали сотрудники Иран.ру у участников с обеих сторон  во время и после заседаний, поражают. Удивляет радость и откровенная решимость и иранцев, и россиян как бы доказать, что удушающие санкции Запада могут быть преодолимы. Ведь товарооборот за последние 3-4 года между двумя странами, по доновогодним оценкам экспертов, упал почти до критических показателей во всех областях, едва дотягивая в целом до половины миллиарда долларов. И это при легко достижимом потенциале в несколько или даже в 10 миллиардов! В этих немыслимых условиях Минэкономразвития сделало, казалось бы,  невероятное, выпустив «на лёд» российскую  команду из экспертов (только по официальному списку) в 125 человек! Иранский «десант» был вполовину меньше, но удивил своим представительным составом и полномочиями. Это были не только государственные чиновники, но и люди науки, бизнеса, в том числе, что называется, из провинциальной глубинки, досконально знающие нужды своих регионов.

То, что конечный результаты работы рабочих групп Межправкомисии в виде Протокола подписал с российской стороны именно министр энергетики РФ Александр Новак, в Иране оценили очень высоко (о содержательной части этого итогового документа мы напишем в следующей статье). Это еще раз послужило доказательством, что Кремль, несмотря на некоторую поддержку санкций Запада против Ирана, еще раз демонстрирует готовность защищать право Тегерана на развитие ключевых отраслей именно в области энергетики, в том числе программы «мирного атома».  До этого Российскую часть Межправкомиссии возглавлял также министр энергетики С.И.Шматко.   Кстати, Иран, «не ударив лицом в грязь» уполномочил на подписание итогового документа встречи ключевой фигуры иранского правительства, самого  министра иностранных дел Али Акбара Салехи, подчеркнув, что Иран рассматривает сотрудничество с Россией делом особой геополитической важности. То, что стороны договорились еще при подготовке Комиссии сделать основной крен в сторону энергетики, всем стало сразу ясно на пленарном заседании, когда самая многочисленная одноименная рабочая группа переместилась для согласования своих пунктов Протокола в отдельный зал.

Энергетический прорыв или синэргия прорыва блокады

Опуская тематические детали переговоров (они не столь важны) по главной теме – сотрудничество в области энергетики, хочется отметить, что именно всеобщее и, кажется, довольно забытое воодушевление, помноженное  на компетентность и взаимопонимание экспертов обеих сторон, позволили довольно оперативно согласовать даже те вопросы, которые  попросту буксовали по разным причинам. Иранцы довольно часто в последнее время называли такие «пробуксовки» блокадой. Реально третий год (разве не без влияния санкций?)  тормозилась реализация договоренностей, достигнутых при подписании в июле 2010 года Совместного заявления министра энергетики С.И.Шматко и министра нефти ИРИ С.М.Мирказеми. Теперь же  будет актуализирована  «дорожная карта» конкретных совместных проектов. С этой целью принято решение провести  до июля 2013 года заседание Совместной рабочей группы по сотрудничеству в области нефти, газа и нефтехимии.

Эксперты характеризуют как прорыв достижение договоренностей по наиболее сложным вопросам, связанных с желанием активизировать переговоры, например, по разрешению задолженностей в отношении ОАО «Газпром» по возврату инвестиций, понесенных в связи с освоением 2-й и 3-й очередей месторождения «Южный Парс». Стороны намерены решить, наконец,  вопрос погашения  как базовой суммы долга, так и штрафных начислений. Синергетическое стремление разрушить препятствия в сотрудничестве выразилось и в проявленном интересе российских компаний оказать помощь иранским коллегам по добыче нефти на территории Ирана. Пока запланировано совместное освоение  месторождения нефти объемом  не менее 90 млн.тонн. Аналогичный подход был продемонстрирован и в сфере строительства «под ключ» объектов нефтегазового комплекса ИРИ, включая различные НПЗ и подземные хранилища газа.

Особенностью заключенных договоренностей, закрепленных в Протоколе Межправкомиссии этого года, является более жесткая персонализация ответственности конкретных российских и иранских компаний за  реализацию утвержденных проектов. Именно поэтому в согласовании каждого пункта  итогового документа участвовали эксперты, бизнесмены и руководители тех компаний, которые были поименно включены в тексты отраслевых договоренностей. Контроль за их выполнением будут осуществлять чиновники самых разных рангов, включая соответствующие министерства, ведомства, а также дипломатические и торговые представительства в России и в Иране. Это будет оговариваться специальными циркулярами и указаниями в ведомствах. Точно такой же подход демонстрировался в рабочих группах практически во всех отраслях торгово-экономического сотрудничества обеих стран. Если суммировать различные оценки экспертов из Российской части Межправкомиссии, то они сводятся к тому, что в работе нынешней сессии, в требованиях к порядку проведения рабочих групп и даже в тематике статей Протокола чувствуется определенная, явно  «санкционированная свыше» свобода дискуссий. Как выразился один иранский бизнесмен, может быть, настало, наконец,  время продемонстрировать всему миру, что «Тегеран с Москвой могут делать вместе, если не всё, то очень многое».

Двухсторонние подходы к национальным идеям выживания Ирана

Решимость отстаивать такие идеи иранское руководство проявляет уже в течение всех 34 лет существования Исламской Республики.  Это электроэнергетика, куда неотъемлемой частью входит и программа освоения ядерной энергии,  а также  овладение самыми передовыми научными технологиями, включая нанотехнологии, освоение космоса и другие мировые достижения. 

Рабочая группа по электроэнергетике была второй по величине на сессии нынешней Межправкомиссии. Российская сторона в этой РГ продемонстрировала полное понимание нужд иранских коллег. Поэтому достаточно обширная программа, предварительно  разработанная как в Тегеране, так и в Москве, довольно четко и быстро была согласована участниками, в том числе  по модернизации объектов ТЭС «Рамин» и ТЭС «Шахид Монтазери», сооруженных при содействии российских организаций. Широкую помощь в этом, в том числе в строительстве новых энергообъектов, заинтересованы оказать ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и ОАО «ВО Технопромэкспорт». Определены другие российские компании, как строители и поставщики генераторов и турбин для объектов иранской энергетики.

Большой проблемой пока остается объединение энергосистем России, Ирана и Азербайджана. Этот вопрос явно политизируется не без давления на Азербайджан со стороны Запада. Тем не менее, стороны договорились провести двухсторонние контакты с Баку, а затем попытаться провести заседание трехсторонней рабочей группы по объединению энергосистем этого региона.

Кратко, но особо проанализируем вопрос, который не мог быть обойден Межправкомиссией – сотрудничество сторон в области мирного использования атомной энергии. Именно такая формулировка одноименной рабочей группы была единодушно принята ее участниками. Надо заметить, что, пожалуй, это была одна из самых малочисленных РГ. Причины этого называют разные. Не будет преувеличением сказать, что большинство здравомыслящего человечества, в том числе и народ Ирана, затаив дыхание ждет, насколько неизменной будет позиция России в отношении ядерной программы Ирана. От разрешения навязанного стране так называемого «ядерного кризиса» стало зависеть чуть ли не само существование иранской нации, мира в регионе. Об этом говорили в кулуарах и на Межправкомиссии. Иранский дипломат прямо заявил, что если Россия с подачи Запада, Израиля вдруг поверит, что в Иране делают бомбу, то тогда поверит и Китай. Это значит, что последует силовое решение, чтобы уничтожить нынешний режим. Так было в Ливии, так может быть с Сирией. Но Россия должна понять, что нынешний режим в Иране не может просто исчезнуть, скажем, в результате переворота или какой-то «персидской весны» или «осени». За свою идею развития ядерной энергетики иранский народ готов драться до последнего. Потому что она национальная. Это забота о недрах и запасах углеводородов, которых в России, например, всего осталось на 60-70 лет. В Иране чуть больше, но он не будет сырьевым придатком Запада. Да и обогащенный до 20 и более процентов уран нужен иранцам для развития передовых медицинских технологий, в частности, для лечения самых сложных онкологических заболеваний, а не для пресловутой бомбы, которая, например, по выражению президента ИРИ Ахмединежада,   «не помогла Америке изменить мир или выиграть хоть какую-то войну».

Логика в таких рассуждениях есть. Может быть, поэтому иранская сторона, так  надеясь на помощь России в освоении программы «мирного атома», выдвинула на обсуждение в этой Межправкомиссии свои одиннадцать пунктов. Сразу скажем, в них  нет ничего особенного, что дало бы повод сомневаться, скрывает ли что-то иранская сторона, о чем так любят порассуждать на Западе или с пеной у рта доказывать недоказанное в том же Израиле. В этих пунктах отражена перспектива реальной помощи российской стороны. Например,  в завершении работ и эксплуатации первого блока АЭС в Бушере. Недостатки там сохраняются, видимо, серьезные, если туда даже иранцы не отважились пустить недавно  делегацию российского журнала «Деловой Иран», мотивируя тем, что там «еще небезопасно». 

 Показательно другое. Российская сторона выдвинула по статье «в области мирного использования атомной энергии» всего… два пункта – с простой констатацией успешного завершения строительства энергоблока №1  АЭС «Бушер» и положительной  оценкой работ по «освоению мощности данной станции». Второй пункт, очевидно, должен был успокоить «западных партнеров», поскольку стороны должны условиться «продолжить сотрудничество в области мирного использования атомной энергии с участием МАГАТЭ и с учетом международных обязательств сторон»   (последнее подчеркнуто нами – редакцией Иран.ру).

Уж спецам-контролерам из МАГАТЭ грех жаловаться на недостаток проверок так называемых «ядерных объектов» Ирана. Только почему-то «участие МАГАТЭ» оборачивается необъективными, а порой просто лживыми докладами о проверках. А что такое «международные обязательства сторон», то, например, тот же ядерный Израиль не идет ни в какое сравнение  с Ираном, подписавшим, в отличие от Тель-Авива, Международный Договор о нераспространении ядерного оружия.

Что касается Российской части Межправкомиссии, то она нашла в себе волю согласовать большинство пунктов по сотрудничеству в области «мирного атома» в интересах иранской стороны. Хотя к реализации ряда иранских предложений мы пока не готовы. Тем не менее, стороны продолжат консультации, обмен специалистами в области ядерной безопасности, в проведении совместных семинаров, выставок. Решено проработать вопрос о создании совместного комитета (комиссии) в составе представителей специалистов сторон для «определения деталей сотрудничества и контроля их реализации». Как будет выполняться вся дальнейшая программа в этом важнейшем аспекте для Ирана сотрудничества с Россией,  покажет время. Это достойно отдельного аналитического исследования.

Следующее, 11-е заседание Постоянной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству между двумя странами запланировано провести в 2014 году в Тегеране. Точную дату сессии решено определить и согласовать по дипломатическим каналам.

После окончания работы Межправкомиссии министр иностранных дел ИРИ А.А.Салехи провел пресс-конференцию, где выразил полное удовлетворение прошедшими переговорами, отметил важность подписанного Протокола, где отражено полное взаимопонимание и реальное стремление сторон продвигаться в направлении дальнейшего сотрудничества, углубления и укрепления торгово-экономических связей России и Ирана.

 

<i>Комментарий Иран.ру</i>

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.