Угроза международных санкций в отношении Ирана не способна снизить его роль в регионе

15 февраля 2010
A A A


Интервью военного эксперта Сергея Саркисяна агентству АрмИнфо. Насколько угроза международных санкций в отношении Ирана влияет на его позиции и роль в нашем регионе? - Конечно, санкции в отношении Ирана для некоторых стран региона являются в определенной степени сдерживающим фактором для развития с ним политических и экономических отношений. Однако, в целом, эти меры не способны существенно снизить роль Тегерана на Южном Кавказе. Низкая эффективность санкций обусловлена в основном особыми позициями России и Китая, а в последнее время и более самостоятельной внешней политикой Анкары, ее стремлением установить тесные экономические отношения с Тегераном, в первую очередь, осуществляя с ним энергетические проекты. Какую политику должна проводить дружественная Ирану Армения на фоне имеющейся напряженности в отношениях между Ираном и Западом? - Международные санкции в отношении Ирана затрагивают в основном те области, которые либо отсутствуют в отношениях между Ереваном и Тегераном, либо присутствуют в очень незначительном объеме: в частности – это крупные инвестиции в экономику ИРИ и военно-техническое сотрудничество. Вместе с тем, Армения должна продолжать проводить политику, направленную на развитие взаимовыгодного сотрудничества. Параллельно с этим разъяснять свою позицию по вопросу двусторонних отношений с Исламской Республикой Иран, с учетом сложившихся реалий по периметру границ Армении – продолжающегося конфликта в Арцахе и все еще закрытой границы с Турцией. Кроме того, усилия Армении должны быть направлены на предотвращение эскалации напряженности вокруг Ирана до ее перерастания в вооруженный конфликт. А также разъяснение международному сообществу масштабов возможных катастрофических последствий военной операции против ИРИ для Черноморско-Каспийского и Ближневосточного регионов. Какую связь можно усмотреть между недавними встречами Роберта Кочаряна с руководством Ирана и визитом главы МИД этой страны в Армению? - Думаю, не стоит искать в этих двух визитах какой-либо особой связи – они вполне вписываются в общий контекст переговоров между двумя соседними государствами. Кроме того, нет ничего необычного в том, что в достаточно напряженный период повышенного внимания к нашему региону центров силы регионального и глобального масштабов, определенную роль во внешнеполитической активности Армении взял на себя и экс-президент страны Р. Кочарян. Сможет ли внутриполитическая нестабильность в Иране заставить властей пересмотреть свою политику в отношении Запада, в частности, отказаться от ядерной программы? - На современном этапе внутриполитическая нестабильность в Иране вызвана, по большому счету, достаточно болезненным процессом смены властной элиты, перераспределением веса и влияния группировок, ее составляющих. Это связано, в частности, с уходом с политической арены некоторых политиков и религиозных деятелей, активно участвовавших в Исламской революции 1979 года. Реальной угрозы существующей системе власти акции протеста оппозиции не представляют – по крайней мере, пока. Осуществление ядерной программы имеет для Ирана стратегическое значение, в первую очередь – в контексте стремления поддержать и еще больше укрепить свой имидж лидера в исламском мире. Тегерану важно не столько получить в свое распоряжение ядерное оружие, сколько достичь научно-практического и технологического уровня, достаточного для запуска собственными силами полного ядерного цикла, обеспечивающего потребности атомной энергетики. Степень же мотивации Тегерана и его реальная потребность в создании или приобретении ядерного оружия находятся в прямой зависимости от его способности обеспечить собственную безопасность политическими методами и с опорой на современное, но неядерное оружие. Считаете ли Вы возможным совместное использование Россией и США Габалинского РЛС, и каким образом это повлияет на баланс сил в регионе в контексте американо-иранского противостояния? - Надо сразу же отметить, что так называемая Габалинская РЛС является Информационно-аналитическим центром «Дарьял». Он не способен заменить ту систему противоракетной обороны, которую США в недавнем прошлом намеревались развернуть на территории Польши и Чехии, а сейчас рассматривают возможность размещения в Румынии и в акватории Черного моря. Габалинская РЛС не имеет опции наведения противоракет – а именно они являются основным элементом ПРО США. Функционально она способна обеспечить лишь отслеживание «ракетной активности» Ирана, и стать только частью информационно-аналитического обеспечения системы ПРО. Достаточно проблематичными представляются перспективы технического и оперативного взаимодействия систем радиолокационного контроля ПРО США и России. Кроме того, использование Габалинской РЛС не вместо, а в дополнение к развертываемой системе ПРО США несет в себе проблемы и военно-политического характера: Иран в свое время с пониманием отнесся к подобной инициативе России именно в контексте использования действующей РЛС как альтернативы вновь развертываемых систем. В целом же, совместное использование Россией и США Габалинской РЛС никакого существенного влияния на военный баланс сил в регионе не окажет, но вместе с тем, станет еще одним проектом, укрепляющим азербайджано-российские и азербайджано-американские военно-политические отношения.
Источник: АрмИнфо

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.