Раджаб Сафаров: В поведении России изменилась тональность, а не позиция.

11 февраля 2010
A A A


Россия поддержит санкции против Ирана? Позиция Москвы по иранской ядерной программе изменилась после того, как Тегеран объявил о своём намерении увеличить уровень обогащения урана. Насколько далеко может пойти Россия в поддержке новых санкций против Ирана и как это повлияет на развитие российско-иранских отношений? Эти вопросы в эфире Би-би-си обсуждают Генеральный директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров и заведующий отделом разоружения и урегулирования конфликтов ИМЭМО РАН Александр Пикаев. ВЕДУЩИЙ: Россия выразила готовность поддержать разработку новых санкций против Исламской Республики Иран. В прошлом Москва не очень спешила с одобрением резолюций Совета Безопасности ООН в отношении Тегерана. Однако после того как было объявлено о решении увеличить уровень обогащения урана до 20%, Москва решила поменять свою позицию. По словам главы Комитета ГД по международным делам Константина Косачева, терпению Москвы пришел конец. КОСАЧЕВ: Сейчас мы видим, что этот процесс себя исчерпал, он зашел в тупик. Иран не отвечает согласием ни на какие инициативы со стороны России и со стороны международного сообщества. И поэтому просто исчерпывается лимит, запас прочности, который до сих пор был у России по отношению к Ирану. Вот и все. ВЕДУЩИЙ: Израиль, у которого ядерная программа Ирана вызывает наиболее сильные опасения, считает, что санкции должны быть максимально жесткими. По мнению Константина Косачева, применение силы в случае с Ираном ни к чему не приведет. КОСАЧЕВ: Я считаю, что дальнейшее ужесточение экономических санкций вполне уместно. Но точно также я убежден, что военная сила абсолютно бесперспективна. Решений пока нет. И когда они будут мне говорить трудно. Но думаю, что они должны последовать в самое ближайшее время. ВЕДУЩИЙ: В свою очередь президент США Барак Обама пообещал, что разработка новых санкций против Ирана будет завершена в ближайшие недели. Поговорим на эту тему с гостями нашей сегодняшний программы – генеральным директором Центра изучения современного Ирана Раджабом Сафаровым и заведующим отделом разоружения и урегулирования конфликтов Института мировой экономики и международных отношений Российской Академии наук Александром Пикаевым. Доброе утро, уважаемые господа. Первый вопрос хочу адресовать Вам, г-н Пикаев. Как Вы думаете, насколько далеко может пойти Россия в поддержке новых санкций против Ирана? ПИКАЕВ: Вчера и за последние два дня с подобными заявлениями высказались представители трех важных институтов власти. Это и упоминавшийся Вами г-н Косачев, был комментарий МИДа, и было очень необычное интервью секретаря Совета Безопасности Патрушева, который, пожалуй, выступил с наиболее резкими заявлениями. Как мне представляется, сейчас Россия готова очень далеко пойти в плане санкций. Во всяком случае, гораздо дальше, чем это было до сих пор. Но другое дело, что эти санкции зависят не только и не столько от России сейчас, сколько от Китая. Дело в том, что российско-иранские экономические связи носят очень ограниченный характер, товарооборот превышает едва 2 млрд. долларов. Например, Китай рассчитывал вложить в Иран чуть ли не 100 млрд. долларов, прежде всего в нефтегазовую промышленность. И именно по китайским интересам эти санкции могут ударить, и не случайно Пекин продолжает выступать с примирительными заявлениями. То есть все зависит уже не от России, а все зависит от того, сколько будет сопротивляться Пекин, оставшись фактически в одиночку. ВЕДУЩИЙ: Г-н Сафаров, как вы думаете, учитывали ли в Тегеране такой геополитический расклад, объявляя о решении обогащать уран до 20%? САФАРОВ: Я думаю, что президент Ахмадинеджад не играет на грани фола и не блефует, и тем более, не встает в позу мировому сообществу. Дело в том, что когда Ахмадинеджад заявляет о том, что начинает процесс обогащения урана до 20%, это призыв мировому сообществу и очень серьезный сигнал о том, что Иран ждет конструктивного подхода по отношению к своему предложению. Иран уже на протяжении трех месяцев ждет ответа от мирового сообщества на свое согласие дообогащать уран за рубежом. И превратное понимание этого предложения (западные государства согласие Ирана восприняли как слабость) загнало ситуацию в тупик. По-видимому, не исключением стала и Россия, если учесть последние грозные заявления некоторых ее высокопоставленных лиц. Тем не менее, я считаю, что это еще не официальная позиция руководства страны относительно дальнейших действий России по отношению к Ирану. Полагаю, что пока Россия дает знать, что есть определенный диапазон действий по отношению к Ирану и одним из вариантов может стать новый пакет экономических санкций. Но, вызывает недоумение другое - почему на фоне полного молчания или примирительного поведения Китая, который в урегулировании иранской проблемы заинтересован не меньше чем Россия, Россия берет на себя инициативу и выступает основным застрельщиком иранской позиции. И по своему тону и резкости слов российские чиновники превзошли своих коллег из традиционно антииранской коалиции в лице США, Великобритании, Франции и Германии. Слова Патрушева, Нестеренко и Косачева, высказанные вчера в адрес Ирана, можно охарактеризовать как недружественные, которые серьезно нарушают общепринятый международный официальный этикет и, как мне кажется, пронизаны необоснованным высокомерием, которые в конечно итоге могут нанести серьезный ущерб российско-иранским отношениям и интересам российского бизнеса в Иране. ВЕДУЩИЙ: Г-н Пикаев, действительно интересный вопрос сейчас поднял Раджаб Сафаров. Почему Россия в данном конкретном случае выступила своеобразным, если хотите, застрельщиком, инициатором обсуждения этой темы? ПИКАЕВ: Россия не выступала застрельщиком. Застрельщиком как всегда выступили западные государства. Причем, интересно, что первыми выступили европейцы и только потом американцы. Может быть, это произошло из-за разницы во времени. Но действительно впервые позиции всех трех европейских стран, США и России сходные. Все пять из шести государств-участниц шестистороннего процесса по Ирану выступают за ужесточение санкций, возможно, резкое ужесточение санкций, под которые могут попасть весьма чувствительные области иранской внешней торговли. Кстати, Китай не выступает с одобрительными заявлениями, он тоже критикует Иран. И Китай не высказался против того, чтобы были новые санкции. Но Китай занимает более расплывчатую позицию. Но можно понят, какому серьезному давлению подвергается Пекин. Китайцы в одиночестве не готовы, по крайней мере, традиционно в ООН они избегали одностороннего вето, чтобы накладывать вето, оставшись в одиночку. Единственное они это делали по тайваньскому вопросу. То есть, какова будет позиция Китая, это главная интрига. Но я думаю, что в Вашингтоне и в европейских столицах довольны тем, что Россия наконец-то оставила "китайский лагерь" и примкнула к Западу. Ценность того, что Россия это сделала как раз состоит в том, что теперь на Китай можно будет оказывать гораздо более серьезное давление. ВЕДУЩИЙ: Г-н Сафаров, как Вы думаете, такой поворот событий, я имею в виду изменившуюся позицию Москвы, может повлиять и как, если может, на развитие иранско-российских отношений? САФАРОВ: Я все еще думаю, что в действиях России изменилась тональность, а не позиция. Согласитесь, это все-таки разные вещи. Тем более, в данном историческом контексте, любое изменение позиции России, негативное имеется ввиду, по отношению к Ирану означало бы глупость, выстрел в пустоту. Поскольку очевидно, что на фоне серьезного ухудшения американо-китайских отношений, у Пекина может появиться великий соблазн приструнить США, заблокировав любое антииранское решение. Китай, скорее всего так и поступит, во-первых, из-за своих колоссальных торгов-экономических интересов в Иране и, во-вторых, из-за американской позиции к Тайланду. Если Китай пойдет до конца, то нынешний истошный крик возмущения или даже особая позиция России в этом вопросе, которую, нельзя назвать иначе, как примыкание к антииранской коалиции, станет «бурей в стакане воды», т.е ровным счетом никакого эффекта иметь не будет. Впрочем, эффект будет один - это серьезное ухудшение российско-иранских отношений, выход российского бизнеса из Ирана и возможное обострение ситуации, вследствие пересечения интересов России и Ирана включая, кстати говоря, и политические аспекты. А это именно та стратегическая задача, которую поставили перед собой западные государства - сначала под любым предлогом не допустить сближения России с Ираном, затем поссорить их, и в конечном итоге, вытолкнуть Россию из иранского поля, что означает, по сути, изгнание России из мусульманского мира в целом. ВЕДУЩИЙ: Большое спасибо. К сожалению, время нашей дискуссии истекло. Я благодарю Александра Пикаева, заведующего отделом разоружения и урегулирования конфликтов ИМЭиМО, и Раджаба Сафарова, генерального директора Центра изучения современного Ирана, за участие в нашей программе. /Радио ВВС, 10.02.10 г./
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.