Китай и Россия могут заменить страны ЕС в железнодорожных проектах Ирана

16 мая 2018
A A A


Европейские компании, работающие в секторе железных дорог Ирана, еще не приняли решение, следует ли продолжать или прекратить сотрудничество с иранскими компаниями после одностороннего выхода США из ядерной сделки с Ираном, официально известной как Совместный Комплексный план действий. 

«Если санкции будут восстановлены, российские и китайские компании заменят европейские компании», - сказал заместитель главы компании «Железные дорог Исламской Республики Иран» по техническим и инфраструктурным вопросам.

Как сообщает ILNA, Мазиар Яздани также заявил, что многие проекты были разработаны с европейскими и азиатскими партнерами, и еще слишком рано предсказывать их судьбу.

«Siemens» является одной из европейских компаний, о которой говорил Яздани. Немецкий конгломерат на протяжении многих лет сотрудничает с крупнейшим промышленным конгломератом Ирана «MAPNA Group». 

В 2011 году «Siemens» подписала контракт с MAPNA на поставку 150 локомотивов для железных дорог Исламской Республики Иран. MAPNA успешно приобрела технологию и своевременно выполнила заказ.

В октябре 2016 года MAPNA подписала предварительную сделку с «Siemens» по производству 50 дизельных электровозов для пассажирских поездов. 

Еще одно соглашение было подписано между MAPNA и «Siemens» в том же году для совместного производства 70 электровозов, которые будут использоваться на 926-километровой железной дороге Тегеран-Мешхед, которая электрифицируется.

Компания IRIR и «Siemens Mobility» подписали несколько меморандумов о взаимопонимании в январе 2016 года для развития железных дорог Ирана. Соглашения касались высокоскоростного поезда Тегеран-Исфахан, развития железнодорожной инфраструктуры Ирана и предоставления консультаций и технологий.

Еще одна сделка, подписанная с Ираном в январе 2016 года, поставила задачи перед «Siemens» построить 500 вагонов поездов и улучшить электрификацию двух линий, обслуживающих Тегеран. Соглашение также включало сервис и обслуживание. 

Контракт на строительство железнодорожных вагонов и модернизацию железнодорожных линий в Иране оценивался в пределах 1,5-2 млрд. евро, что сделало крупнейшую в Европе инжиниринговую компанию одним из первых бенефициаров после снятия торговых санкций со страны.

Французская многонациональная компания «Alstom» также подписала трехстороннее «соглашение с акционерами» в июле 2017 года с Организацией промышленного развития и реконструкции Ирана (IDRO) и Компанией развития иранской железнодорожной отрасли в Тегеране для производства вагонов на объектах IRIR в Иране.

Сумма, которую инвестирует «Alstom», не была опубликована, но источник в IDRO, который отказался идентифицироваться, сообщил Financial Tribune в то время, что около 1,3 млрд. евро будет инвестировано в совместное предприятие, основным акционером которого будет «Alstom» с долей в 60% , а у иранских компаний будет 20%. 

Учитывая мажоритарные доли «Alstom», она должна была возглавить совместное предприятие, назначив своего главного исполнительного директора.

Китай является крупным игроком в железнодорожном секторе Ирана. В июле 2017 года Китай подписал контракт с Ираном на финансирование электрификации 926-километровой железной дороги из Тегерана в восточный город Мешхед в провинции Хорасан Резави с кредитом в 1,5 млрд долларов. Аккредитив для этой цели был открыт пять месяцев спустя. 

Маршрут Тегеран-Мешхед является частью инициативы китайского «Нового Шелкового пути» под названием «Один пояс, одна дорога», предложенной Хэ Хуаву, главным инженером «China Railway Corporation», в конце 2015 года.

Предлагаемая железная дорога «Новый шелковый путь» протяженностью 3200 километров начнется в Урумчи, столице западной провинции Синьцзян Китая, и закончится в столице Ирана. По данным китайской газеты «China Daily», она свяжет Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан.

Оттуда она присоединилась бы к восточно-западной сети Ирана, ведущей к Турции и к Восточной Европе. Она также может открыть путь в Европу через развивающийся железнодорожный маршрут из южных иранских портов в Азербайджан и Европу.

Инициатива «Пояс и дорога», выдвинутая в октябре 2013 года китайским президентом Си Цзиньпином, включает в себя несколько коридоров через землю и море, включая железнодорожный маршрут «Новый Шелковый путь».

Маршрут станет важным для транспортировки товаров и энергии между Ираном и Китаем, которые установили долгосрочную цель двусторонней торговли в размере 600 миллиардов долларов в год.

Совсем недавно, 7 марта, был подписан контракт  между иранской компанией «Строительство и развитие транспортной инфраструктуры» и «China Machinery Industry Construction Group Inc», также известной как «Sinoconst», для строительства Секции-1 железной дороги Шираз-Бушер, протяженностью 446 км, которая охватывает 250 км  маршрута. 

«Это был контракт на проектирование, закупку, строительство и финансирование стоимостью 5 млрд. юаней (790 млн. долларов США). «Jahanpars Group» является иранским подрядчиком проекта», - сообщил Financial Tribune заместитель начальника отдела строительства и расширения железных дорог компании «Строительство и развитие транспортной инфраструктуры», связанной с Министерством дорог и городского развития Джаббар-Али Закери.

В тот же день был подписан еще один контракт между Организацией промышленного развития и реконструкции Ирана и компанией «CRRC Nanjing Puzhen Company», китайским производителем подвижного состава железных дорог, для проектирования, закупок, поставок, производства и доставки 450 вагонов метро для иранских городов Ахваз, Шираз и Тебриз.

«Проект стоит 500 миллионов евро и будет финансироваться китайской стороной», - рассказал Али Аракчи, менеджер по международным делам IDRO.

Он пояснил, что в контракте говорится, что китайская компания передаст технические ноу-хау, поэтому необходимо создать производственную линию и инфраструктуру. 

««CRRC Nanjing Puzhen Company» согласилась инвестировать 25 миллионов евро в этот проект», - сказал он.

Для завершения проекта потребуется 55 месяцев. Вагоны, используемые в настоящее время в стране, изготовлены из углеродистой стали. «Пужен» будет доставлять вагоны с алюминиевым корпусом. 

Также в марте «China Railway Rolling Stock Corporation Changchun Railway Company» и «Tehran Wagon Company» выиграли тендер на строительство и поставку 630 вагонов метро Тегерана. 

«Проект стоит более 782,66 млн. евро и он будет финансироваться китайской стороной», - рассказал Financial Tribune генеральный директор Бюро железнодорожного транспорта иранской городской администрации городов и сельских районов Хоссейн Раджаб Салахи.

«Китайская сторона должна доставить 56 вагонов в виде полностью построенных единиц. Еще около 70 вагонов будут собраны в Иране, а остальные 504 будут построены в Иране. CRRC CRC передаст техническое ноу-хау для строительства тележек, двигателей и алюминиевых корпусов иранскому производителю», - сказал он.

Представитель МИД КНР Гэн Шуан сказал в ответ на заявление Трампа то, что Китай привержен ядерному соглашению и будет «поддерживать связь со всеми сторонами и продолжать защищать и полностью выполнять это соглашение».

IDRO подписала контракт с российским ЗАО «Трансмашхолдинг» в Тегеране 31 июля 2017 года на сумму 2,5 млрд. евро для совместного производства подвижного состава в Иране.

На основании контракта было создано совместное предприятие между IDRO и российской компанией, владеющей 80% акций.

Генеральный директор «Трансмашхолдинга» Кирилл Липа сообщил Financial Tribune после подписания контракта о том, что мощность совместного предприятия будет зависеть от глубины локализации. 

«Для сборки мы думаем о 300-400 единицах в год», - сказал он.

Крупнейший производитель локомотивов и рельсового оборудования в России вместе с голландской фирмой «Breakers Investments BV» и французской инженерной группой в качестве заинтересованных сторон, «Трансмашхолдинг» должен взять на вооружение иранскую компанию «Wagon Pars» для начала производства.

Кроме того, российская «Объединенная вагонная компания» (UWC) подписала соглашение о поставке 6 000 грузовых вагонов в Иран в течение трех лет, из которых 4,9 тыс. вагонов будут выпущены в Исламской Республике.

UWC подписала предварительное соглашение в Тегеране 5 марта, чтобы в течение двух лет поставить в Иран 1100 вагонов (полностью построенных единиц), 900 из которых должны быть импортированы в первый год подписания окончательного контракта.

Что касается 4900 вагонов, они будут выпускаться совместно с тремя иранскими компаниями: «Wagon Pars» будет производить 2200 вагонов, «Arak Steel» 1250, а остальные будут производиться «Wagon Kowsar».

Россия заключила соглашение с Ираном в 2017 году о финансировании 3 млрд. евро для совместного производства 20 000 грузовых вагонов, 1000 пассажирских вагонов, 350 локомотивов и оборудования для железнодорожных перевозок.

Соглашение было подписано заместителем министра дорог и городского развития и главой «Железных дорог Исламской Республики Иран», Саидом Мохаммадзаде, с иранской стороны. Финансисты - Российский экспортный центр и Агентство по страхованию экспорта России, чьи соответствующие руководители Петр Фрадков и Алексей Тюпанов подписали эту сделку с российской стороны.          

«Ядерная сделка и снятие санкций в 2015 году ознаменовали возвращение европейского бизнеса в Иран. Но вряд ли они могут продолжать вести свои дела там сегодня, и тем самым предоставляя место России», - заявил независимый политолог Владимир Сотников. «Россия теперь может идти полным ходом», - добавил он.

Россия и Иран стремились укрепить свои деловые связи задолго до соглашения 2015 года, несмотря на международные санкции.

«Европейские компании более подвержены воздействию американского рынка, они должны подчиняться, чтобы не попасть в неприятности. Русские менее подвержены риску и меньше проигрывают», - сказал Игорь Делано, аналитик «Franco-Russian Observatory group».

Он добавил, что российские компании продолжали работать в Иране «без всякой суеты», даже когда были введены санкции.

«Они привыкли работать в правовых и экономических ограничениях. США систематически заставляют Иран больше обращаться к России и Китаю», - заявил он.

Ситуация могла бы оживить российско-иранские экономические связи, которые теряют позиции в последние годы, несмотря на участие российских ядерных и нефтяных гигантов в ближневосточной стране.

По данным Delanoe, объем двусторонней торговли в 2017 году составил 1,7 млрд. долларов США, что на 20% меньше, чем в предыдущем году и значительно ниже, чем  3 млрд. долларов США в конце 2000-х годов.

В ходе визита в Тегеран в четверг заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков сказал, что обе страны намерены продолжить «всестороннее экономическое сотрудничество». «Мы не боимся санкций», - подчеркнул Рябков.

«Россия хочет продавать в Иран сталь, транспортную инфраструктуру и другие промышленные товары. Чем меньше конкуренция со стороны США и ЕС, тем для России лучше», - сказал Чарли Робертсон, аналитик Renaissance Capital.

Другим позитивным сигналом для российской экономики является рост цен на нефть, который с 2014 года поднялся до самого высокого уровня после выхода США из иранской сделки.

Аналитики Альфа-банка в России заявили, что нынешняя напряженность должна поддерживать высокие цены на нефть, которые они назвали «большим облегчением для российского рынка».

Для российского государства, чьи финансы по-прежнему сильно зависят от природных ресурсов, это значительный источник дохода, в то время, когда президент Владимир Путин начинает свой четвертый кремлевский срок с обещаний развития российской экономики и сокращения уровня бедности.

 

Источник: Iran.ru

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.