Сергей Иванов: Если бы я был президентом Ирана, то о чем говорил бы на астраханском саммите?

26 сентября 2014
A A A


До открытия саммита прикаспийских государств в Астрахани остается всего три дня. Каспий сегодня – одна из самых значимых геостратегических точек постсоветского пространства, стабильность которой означает безопасность огромной территории – от Кавказа до Центральной Азии, своеобразной дуги, на которой оголенными нервами «торчат» вызовы для Москвы и Тегерана. Что мог бы сказать иранский президент Хасан Роухани, руководитель страны, чья позиция по Каспию уже четверть века юридически и политически безупречна, главам государств, которые 29 сентября соберутся в Астрахани?

По недоброй российской традиции – склонности к завышению значимости тех или иных событий, когда достижением считается не достигнутая в интересах страны договоренность, а лишь сам факт какого-то внешнеполитического мероприятия − будь то саммит или что-то еще – предстоящую встречу «каспийской пятерки» с подачи спецпредставителя президента РФ по делимитации и демаркации границ России с государствами-участниками СНГ, посла по особым поручениям МИД Игоря Братчикова, склонные к броским фразам СМИ уже называют «саммитом будущего».

Реальность, как это часто оказывается с внешнеполитическими шагами Москвы на «восточном» направлении, выглядит несколько скромнее. В очередной раз вопросы формирования современного правового режима Каспия будут лишь «обсуждены», поскольку основной документ, «Концепция о правовом статусе», к подписанию главами государств не готов. Максимум, чего удастся добиться в Астрахани – это согласовать ключевые принципы взаимодействия, которые составят его каркас. Но поскольку истории подготовки этого документа уже 18 лет, серьезно обольщаться возможностью его подписания в ближайшее время не стоит.

В итоге – кульминацией саммита станет подписание трех документов, тексты которых уже согласованы сторонами и «вылизаны» рабочими группами до степени, когда ни одна из сторон не видит в них ущерба собственным интересам. Первый – соглашение по линии МЧС, определяющее порядок действий в случае чрезвычайных происшествий на море. Причем, о создании каких-либо коллективных сил по преодолению этих происшествий в документе не говорится. Второй документ – протокол по вопросам сохранения биологических ресурсов Каспия, главным в котором является то, что статус существующей сейчас межведомственной комиссии государств-членов «пятерки» будет повышен до межправительственной. Вопрос, конечно, важный и значимый, но наибольшие выгоды от него получат скорее чиновники и каспийские осетры, которые, возможно, дождутся от этой комиссии запрета на коммерческий отлов. Ну, и третий документ касается гидрометеорологии, причем, как отмечается в официальных сообщениях, «речь идет не только о прогнозах погоды, но и планирование экономической деятельности на Каспии, в том числе судоходства. Чтобы на побережье люди понимали, что происходит в море и как вести хозяйственную деятельность». Остается только надеяться, что планы этой экономической деятельности будут все же достовернее прогнозов погоды. Вот, собственно, и весь «прорывной характер саммита будущего».

Даже дополнительные протоколы в сферах борьбы с терроризмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, финансовыми правонарушениями и браконьерством, которые необходимы к рамочному соглашению об обеспечении безопасности на Каспии, заключенному четыре года назад в Баку, отложены на «потом». Отвечает ли эта повестка на основные угрозы и вызовы, которые сформировались и продолжают возникать на Каспии для каждого из государств-членов «пятерки»? Вполне очевидно, что нет. И редакция Iran.ru решилась на эксперимент – мы попросили нашего ведущего эксперта по вопросам Каспия Сергея Иванова, чтобы он «смоделировал» короткую речь иранского президента Хасана Роухани, которая не только бы представила реальную картину противоречий на Каспии, но и смогла бы послужить стимулом к активизации внешней политики России и дружественных ей государств в этой геостратегически важной точке.

Хасан Роухани: Чтобы делить Каспий, нужно сохранить над ним контроль

Дорогие друзья – главы государств, которых объединяет Каспий! Хотел бы напомнить, что именно Исламская Республика Иран в начале 1992 года выступила с инициативой создания Организации регионального сотрудничества прикаспийских государств, а проект соответствующего договора был представлен на обсуждение на проходившем в октябре 1994 года в Москве совещании заместителей министров иностранных дел прикаспийских государств. Но инициатива иранской стороны не получила своего развития, поскольку Азербайджан и Казахстан, под несомненным нажимом западных нефтяных компаний и прозападного лобби, вскоре после обретения независимости стали на путь расходящегося с нормами международного права освоения шельфа Каспия. Не дожидаясь урегулирования вопроса о правовом статусе Каспия, были приняты по сути сепаратные правовые нормы. Например, в принятой Конституции 1995 года Азербайджан зафиксировал свое исключительное право на «национальный сектор» Каспия, а Казахстан внес в свой новый Уголовный кодекс статью, предусматривающую уголовную ответственность за исследование, разведку и разработку естественных богатств континентального шельфа или исключительной экономической зоны без соответствующего разрешения властей этой страны.

Стремясь добиться максимальной независимости от России, без жалости разрывая прежние хозяйственные связи и разрушая в угоду западным инвесторам собственную промышленность, власти ряда прикаспийских государств увидели в природных ресурсах Каспия, в его нефтяных и газовых запасах, волшебную «палочку-выручалочку», которая столь же волшебным образом поможет им решить собственные социально-экономические проблемы и «интегрироваться в западное сообщество». Алчность возобладала над здравым смыслом, долгосрочная стратегия уступила жажде мгновенных прибылей, и элиты недавно возникших независимых государств приступили к дележу Каспия, стремясь при этом приобрести для себя больше в ущерб соседям.

К сожалению, не осталась в стороне от этого процесса и Россия. Сделанное Москвой 23 января 1998 года заявление о намерении согласиться с позицией некоторых прикаспийских государств-членов СНГ о разделе всего дна моря на национальные сектора по «срединной линии» нужно признать ошибкой. Ошибкой, усугубленной подписанными затем сепаратными соглашениями с Казахстаном и Азербайджаном о разграничении дна части Каспия. Мы эти соглашения никогда не признаем. К сожалению, все эти годы позиция России по вопросам разграничения Каспия не была последовательной, ориентированной на государственные интересы, а зависела от сиюминутных выгод российского нефтяного бизнеса и отношений с Западом.

При этом, исходя из добрососедских намерений и важности мирного разрешения спорных вопросов, а также признавая огромное значение партнерских отношений Ирана с Россией и другими государствами-членами «каспийской пятерки», Иран все это время воздерживался от односторонних шагов, хотя имел для них все политические и юридические основания. Все эти годы мы считали и считаем, что необходимо отменить все эксклюзивные деления прибрежного водного пространства с тем, чтобы большая часть моря, являющегося общим достоянием всех прибрежных государств, могла бы использоваться всеми нашими государствами на основе равноправного кондоминиума. Тем не менее, чтобы облегчить путь к согласию, мы готовы пойти на переговоры о юридическом режиме, основанном на разделе моря на сектора. Но для такого деления следует использовать, как минимум, следующие критерии:

принцип единогласия (консенсуса) при принятии любых решений; принцип равных прав прибрежных государств во всех вопросах − от суверенитета до использования морских ресурсов, ресурсов дна и недр моря; Каспийское море должно быть объявлено демилитаризованной зоной и использоваться только в мирных целях, из чего логично вытекает недопустимость присутствия на Каспии внерегиональных держав в любой форме и проявлении.

Но сейчас не время вспоминать старые обиды, поскольку вызовы, стоящие перед нашими странами, настолько серьезны, что ставят вопрос не о будущем правовом статусе, а о том, удастся ли нам сохранить Каспий как часть суверенной территории наших государств, поскольку США, пользуясь нашими разногласиями, уже объявили Каспий зоной своих национальных интересов.

Проникновение Запада – главная угроза Каспию

Ни для кого не секрет, что сегодня в зону Каспия идет активное проникновение внерегиональных государств и подконтрольных Западу международных сил, то есть формируются угрозы и национальной безопасности Ирана, и безопасности России, и стабильности других государств. Сначала Запад занимался покупкой местных элит с помощью проектов по доставке нефти и газа в западном направлении. Позднее стало понятно, что западные страны под прикрытием вопросов экономики намерены добиваться смены местных лидеров на абсолютно лояльных Западу руководителей. Сегодня, вовлекая прикаспийские государства во всевозможные привлекательные на бумаге трубопроводные и трансграничные проекты, Вашингтон и его союзники не скрывают, что конечной их целью должно стать установление контроля над регионом и создание здесь рычагов давления и на Россию, и на Иран, и на Китай, и на остальной мир.

Те, кто этого не понимают, те, кто рассчитывают «договориться с Западом» путем предоставления ему возможностей самого широкого присутствия на Каспии, в том числе и военного, рискуют повторить судьбу экс-президента Киргизии Аскара Акаева, который изо всех сил старался быть лучшим другом Запада и самым демократичным президентом Центральной Азии, но в итоге вынужден был бежать из родной страны. И причиной этому была появившаяся под благовидным предлогом – борьбой с терроризмом – база США и их союзников по НАТО.

Сейчас перед нашими глазами разворачивается новая мировая афера – США, Франция, Англия и некоторые страны арабского мира под видом борьбы с международным терроризмом приступили к фактическому расчленению Ирака и к новой попытке по смене режима в Сирии. На наших глазах по отношению к Сирии совершается самая настоящая военная агрессия, ибо ракетно-бомбовые удары по территории суверенного государства, под каким бы предлогом ни совершались, можно осуществлять только в двух случаях: или по специальной резолюции СБ ООН или по просьбе официального руководства этого суверенного государства. И того и другого, как мы знаем, в данном случае нет! США, Запад и некоторые арабские государства максимально заинтересованы и все делают для того, чтобы перекинуть деятельность террористических организации, в том числе таких как ИГИЛ, на территорию Большого Кавказа. А это уже будет самым существенным образом затрагивать всех нас, наши стратегические интересы и национальную безопасность. Быть безучастным к этим проявлением никак не отвечает нашим интересам.

Извлекли ли политические элиты ряда прикаспийских государств урок из этой истории? Судя по всему – нет, поскольку продолжают порочную политику «многовекторности» и «открытых дверей». По непонятным причинам эти политические элиты решили, что Запад будет гарантом их независимости, гарантом сохранения их у власти. Это серьезная, более того, стратегическая ошибка, ведущая к катастрофическим последствиям, поскольку именно геополитические игры Запада являются главной угрозой безопасности и стабильности в каспийском регионе. А стремление участвовать в этих играх, стремление соблюсти многовекторность и некий мифический «баланс сил», игнорирование многолетних предложений Ирана и России по поводу партнерства в регионе – все это ведет к тому, что Каспий из нашего внутреннего моря, где все проблемы можно было бы легко решить в пятистороннем формате, начинает превращаться в потенциальную зону конфликта, потери от которого понесем все мы, а выгоды получат другие государства.

Это в полной мере относится и к экономической составляющей, поскольку за многочисленными словами о необходимости развития портового хозяйства, превращения Каспия в важнейший субрегиональный транспортный хаб, создания системы логистических центров и современной транспортной инфраструктуры не стоят конкретные дела. А мелочная конкуренция между нашими странами носит более выраженный характер, чем реальная кооперация. Существующее сегодня положение дел, которое мы пытаемся решить в ходе бесконечных, длящихся десятилетиями переговоров, не способствует ни формированию на Каспии единого экономического пространства, эффективное использование которого отвечало бы интересам всех пяти государств, ни обеспечению национальной безопасности стран-членов «прикаспийской пятерки».

Дорогие коллеги! Пора от слов переходить к делу, от разговоров к реальным шагам. Сейчас просто унизительно, то что в торговле друг с другом мы зависим от США и Европы. К примеру, если мы в Иране хотим покупать какой-то товар в Азербайджане, то мы должны сначала покупать американскую валюту или европейскую валюту для покупки этого товара, затем их перевести в США или в Европу, затем ждать, когда они дадут нам разрешение на выполнение этой операции и когда и если они захотят наши же деньги перевести в Азербайджан, тогда мы можем покупать этот товар. Это разве не унизительно? О каком суверенитете мы можем говорить после этого? И сколько это унижение может продолжаться?

В связи с этим, первое, предлагаю прямо на этом саммите договориться принципиально о том, чтобы к следующему нашему саммиту подготовить все документы и подписать Большое Соглашение о создании Экономического сообщества прикаспийских государств и начать с того, что прямо со следующего дня после саммита наши страны могли вести торгово-экономическую деятельность между собой только и исключительно на основе наших национальных валют. И второе, прямо на этом саммите договориться о формировании региональной системы безопасности и сотрудничества. Пришло время приступить к выработке межгосударственной «Стратегии и тактики обеспечения безопасности Каспийского региона», которая была бы взята за основу внешней политики каждой из наших стран по этому важнейшему региону, поскольку мы все имеем здесь серьезные экономические интересы, заинтересованы в сохранении его биологических ресурсов и экосистемы, в безопасности собственных инвестиций, развитии энергетических, транспортно-логистических проектов, поскольку только вместе мы можем сохранить безопасность и стабильность в этом регионе, сделать Каспий морем партнерства, добрососедства и сотрудничества.

*******

Готовя эту своеобразную «модель» выступления иранского президента Хасана Роухани на саммите в Астрахани, мы в редакции Iran.ru прекрасно понимаем, что по законам дипломатии она никогда произнесена не будет. Но очень надеемся, что в выступлении Хасана Роухани найдется место хотя бы таким словам: «Наша ответственность по отношению к Каспийскому морю не ограничивается какими-то временными рамками или сиюминутной политической конъюнктурой. Наш долг − создать такие условия, чтобы будущие поколения наших стран могли пользоваться ресурсами Каспия для своего мирного экономического развития».

От редакции Iran.ru
Источник: Iran.ru

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.