О возможном визите Алиева в Иран или стратегия регионального торга "по-азербайджански"

01 апреля 2013
A A A


Появившаяся информация о возможном визите в ближайшее время президента Азербайджана Ильхама Алиева в Иран породила достаточно много вопросов, надежд и фантазий, что, признаться, вполне объяснимо из-за откровенной напряженности этих отношений. Нет, на официальном уровне с обеих сторон наблюдателей пытаются уверить, что в отношениях двух стран все идет нормально, трудности, конечно, есть, но они носят временный характер. Но уже на уровне полуофициальном высказывания звучат куда как более резко. А на уровне реальных действий спецслужб и военных все вообще выглядит как непрекращающаяся «холодная война». 

Может ли визит Алиева положить конец этой враждебности? Никоим образом, потому как в вопросах отношений с Ираном  политика Баку определяется не национальными интересами Азербайджана, а той ролью, которую отвели ему другие игроки. Алиев не может перешагнуть границ этой роли и единственное, на что он способен – это повысить свою значимость в глазах Турции, Израиля и США, выторговать признание «особой роли» Азербайджана в регионе, чем, собственно он и намерен заняться в случае, если визит все же состоится. 

К такому торгу есть все предпосылки. США откровенно «играли» нынешнюю азербайджанскую политическую элиту, маня ее морковкой «стратегического партнерства», которое, как на полном серьезе считали в Баку, позволит стать Азербайджану региональной «сверхдержавой», без особых проблем решить вопрос «оккупированных территорий» и раздела Каспия в выгодной для Азербайджана конфигурации. Правящая элита Азербайджана полностью приняла тезис о том, что именно Иран, сопротивляясь разделу Каспийского моря, препятствует строительству современной трубопроводной инфраструктуры и разработке энергоресурсов региона с участием международных энергетических компаний. Следовательно, считают в Баку, Тегеран намеренно тормозит развитие Азербайджана и извлечение им сверхприбыли от собственных ресурсов, поскольку Ирану добыча углеводородов на Каспии не так важна, ведь он сам имеет богатые ресурсы нефти и газа на юге и широкий доступ к Персидскому заливу и Аравийскому морю. Кроме того, Азербайджан искренне считает, что Иран «предал» его в нагорно-карабахском конфликте, поправ все нормы «исламской солидарности». Эти и другие причины привели к тому, что Азербайджан твердо встал на путь именно прозападной ориентации, полностью присоединившись к политике, которую США и Запад проводит в отношении Тегерана. 

Вашингтон и их партнеры по антииранской коалиции высоко оценили лояльность Баку. Посол США в Азербайджане Ричард Морнингстар недавно констатировал, что «США удовлетворены и довольны поддержкой Азербайджаном международных санкций против Ирана». В самом Баку утверждают, что «за период многолетних переговоров с МАГАТЭ и "шестеркой" ведущих стран мира Тегерану так и не удалось убедить мировое сообщество в мирном характере своей ядерной программы». Официальные лица в Баку, заявляя о праве Ирана на использование атомной энергии в мирных целях, также неоднократно подчеркивали, что овладение Тегераном ядерного оружия станет серьезной угрозой для безопасности Азербайджана.

Уверенность азербайджанской элиты в том, что США и Израиль видят в Баку «стратегического партнера» и поддерживают его усилия в гонке за региональное доминирование, в немалой степени поддерживаются  той огромной помощью, которую и эти страны, и Турция оказывают Баку в милитаризации собственной страны. По данным доклада экспертов SIPRI (Международного института по изучению мира, действующего в Стокгольме), объемы импорта оружия в Восточной Европе в 2003-2012 гг. увеличились на 21%, причем исключительно за счет Азербайджана. "Эта страна за указанный период увеличила объем импорта оружия на 155%", – отмечают аналитики SIPRI. В числе последних закупок Азербайджана — беспилотные летательные аппараты типа Aerostar и Hermes-450. "Наряду с этим, Азербайджан в прошлом году приобрел российские военные вертолеты Ми-24, а также бронемашины Matador и Marauder, которые на основе лицензии, выданной Южной Африкой, были произведены на территории Азербайджана", — говорится в докладе. В докладе отмечается, что Азербайджан за 10 лет значительно продвинулся вперед в мировом списке государств-импортеров оружия, с 48-го места перейдя на 35-ое. 

Здесь уместно будет отметить, что разыгранное для публики «потепление» в отношениях между Тель-Авивом и Анкарой мало чем затрагивает Баку. То, что «охлаждение» на самом деле имело место только на публичном уровне, прекрасно демонстрирует ситуация в Азербайджане.  Израиль и Турция за все время «охлаждения» прекрасно работали здесь вместе, пусть и в разных сферах, но весьма согласованно. На пике мифического «турецко-израильского противостояния» в Азербайджане действовали 1106 компаний с турецким капиталом, которые инвестировали в экономику страны около $1,9 миллиардов. И в это же время Израиль заявил о готовности нарастить объемы поставляемых Баку вооружений (включая и самые высокотехнологичные) до 1.6. млрд долларов США своему основному южнокавказскому партнёру. 

Но, доказывая лояльность, Баку пошел гораздо дальше простого расширения ВТС. Рассчитывая получить поддержку своих «стратегических партнеров» в силовом решении «вопроса об оккупированных территориях», Азербайджан предоставил Израилю и США собственную территорию под пункты военно-технической разведки против Ирана и сквозь пальцы смотрит на то, как израильская и американская резидентуры ведут с его территории  агентурную работу среди иранских азербайджанцев. 

Кстати, именно свои тесные связи с иранскими азербайджанцами Баку постоянно выставлял в качестве дополнительного козыря в игре за признание его полноценным стратегическим партнером Запада. Тесные связи официального Баку и Конгресса азербайджанцев мира (КАМ) совершенно очевидны. Так, большинство проведенных в прошлом году перед иранским посольством в Баку акций протеста против политики Тегерана в отношении Азербайджана, а также против усиления сотрудничества Ирана с Арменией, организовывались именно азербайджанским представительством КАМ. Активисты этой организации на последнем заседании 18-19 января во Франкфурте правление КАМ обсуждали вопрос о создании эмиграционного правительства и парламента иранских азербайджанцев, что встретило полное понимание в среде азербайджанских проправительственных политологов: «Тюркским (азербайджанским) общественным организациям в Иране следует консолидироваться, четко обозначить свои политические позиции и мобилизоваться для претворения в жизнь национальных задач накануне войны Запада с Ираном».

 Моральной поддержкою и ценными советами дело не ограничилось. Общественные организации в АР пытаются привлечь к оказанию помощи сепаратистски настроенной части иранских азербайджанцев и Турцию. «Резкая активизация политической жизни азербайджанцев в Иране, массовые акции протеста в Тебризе, Ардебиле и других иранских городах с азербайджанским населением привлекают внимание общественных организаций и политиков в Азербайджанской Республике. Однако проблема Южного Азербайджана волнует мало турецких политиков. Турция, как самая крупная и влиятельная тюркская держава, должна так же близко к сердцу принимать беды южных азербайджанцев, как она относится к палестинцам и арабским демократиям», - призывала в Баку председатель Молодежного Движения Единый Азербайджан Ясаман Гарагоюнлу.

 Безоблачную картину стремительного рывка Азербайджана к региональному доминированию и решению «вопроса об оккупированных территориях» напрочь смазали два обстоятельства. Во-первых, руководству Ирана в преддверии президентских выборов удалось обеспечить лояльность иранских азербайджанцев. О деталях того, как это произошло – еще не пришло время рассказывать, но, по некоторым сведениям, об этом обстоятельстве Тегеран частично проинформировал Баку 24 февраля нынешнего года, в ходе беседы Ильхама Алиева с секретарем Высшего Совета национальной безопасности Ирана Саидом Джалили, который накануне алма-атинского раунда переговоров с «шестеркой» неожиданно посетил Азербайджан. 

Во-вторых, и это, пожалуй, главное, надежды на «стратегическое партнерство» обернулись совсем не так, как это ожидалось в Баку. Официальный Вашингтон четко определил приоритеты в становлении мира и стабильности на Южном Кавказе – урегулирование карабахского конфликта и нормализация армяно-турецких отношений. Логика здесь проста – снять с повестки межгосударственных отношений стран Южного Кавказа и Турции проблемные вопросы. Именно Турция должна стать основным представителем интересов Запада на Южном Кавказе, именно она должна сформировать вокруг себя новый альянс (пока – в составе Тбилиси, Баку и Анкары, но с перспективой вовлечения Еревана). 

В идеале это должно привести к созданию западноориентированного альянса на Южном Кавказе, который будет направлен на взаимную экономическую интеграцию и  создание транспортно-энергетического коридора между регионами Каспия и Восточной Европой. И в Ереване, и в Баку, и в Тбилиси, и в Анкаре прекрасно осознают все позитивные перспективы и все плюсы создания такого полностью интегрированного пространства от Каспия до европейских границ Турции. 

Это выгодно всем региональным игрокам, за исключением России и Ирана. Но для Азербайджана эта выгода все же меньше, чем он рассчитывал получить. В этом раскладе ни о каком региональном доминировании речь идти не может, о равноправном партнерстве – тоже. Азербайджану отведена роль «младшего партнера», что, естественно, вступает в противоречия с его амбициями.

И в этом случае у Ильхама Алиева не такой уж богатый выбор вариантов того, каким образом можно занять в данном альянсе более выгодное положение. Во-первых, нужно продемонстрировать западным союзникам потенциал Азербайджана как «модератора» в диалоге с Ираном на Южном Кавказе. Во-вторых, нужно усилить антироссийскую составляющую своей внешней политики, продемонстрировав, что и здесь Баку является для Запада серьезным партнером, способным, в случае необходимости противостоять «возрождающейся империалистической политике России на Кавказе», что в переводе на нормальный язык означает заставить Россию смириться с Транскаспийским трубопроводом. 

Со вторым, с усилением антироссийской риторики, официальный Азербайджан справляется вполне успешно. Роль же «модератора» в диалоге с Ираном ему еще предстоит освоить, шантажируя, уступая по мелочи, нахваливая себя, клянясь и плутуя, словом – отчаянно торгуясь. Если визит Ильхама Алиева все же состоится (а вероятность такого событий до выборов в Иране стоит рассматривать как 50 на 50), то мы сможем наблюдать дебют Баку в этой роли.

 

 

 

 

Комментарий Iran.ru

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.