Игроки на Ближнем Востоке: изменит ли США свою политику в отношении Ирана?

28 февраля 2013
A A A


Чарльз Хейгел утвержден Сенатом США в должности министра обороны. Утверждение состоялось простым большинством голосов - 58 против 41. Судя по всему, оно прошло весьма не гладко. Основная команда внешнеполитического блока новой администрации собрана и может работать. Тяжелое прохождение именно Хейгела, похоже, связано с очень сложной борьбой внутри американской элиты. Подходы Обамы, хотя рационально и понятные республиканцам, вызывают у них зубовный скрежет. Приверженцы стучать кулаком по столу просто передергиваются от мысли, что Америке нужно хитрить, ловчить и выгадывать там, где она раньше могла себе позволить просто отбомбиться или ввести войска.

Видимо, именно давление республиканцев вынудило неких "официальных лиц" из группы сопровождения Керри на переговорах с Лавровым сделать заявление о том, что США рассматривают вопрос об оказании прямой помощи сирийским боевикам. Вероятность принятия такого решения невелика - хотя и есть. Проблема в том, что начало такой помощи немедленно отбрасывает выстраиваемую пока исподволь и аккуратно новую политику США на Ближнем Востоке, и главное - может вызвать жесткую реакцию Ирана, на которого эта политика постепенно ориентируется.

Скорее всего, это заявление носит и второй смысл - оно намекает именно Ирану, что от степени его неуступчивости в переговорах с "шестеркой" может зависеть позиция США по Сирии.

Сама по себе встреча в Алма-Ате  не должна и не может принести каких-либо прорывных решений. Однако именно она может дать ответ — насколько быстро Штаты готовы начинать переформатирование своей ближневосточной политики.

Обама еще в начале своего первого срока методично стал проводить линию на отказ от прямого присутствия США на Ближнем Востоке. Просто так взять и уйти невозможно — Штаты серьезно зависят от ближневосточных углеводородов. Но даже достигнув весьма впечатляющих успехов в переориентации на производство собственных энергоресурсов («сланцевый бум», запуск программы добычи сланцевой же нефти), США не могут оставить Ближний Восток просто так — их место неизбежно займет Китай.

Совершенно не случайно «сланцевый бум» внезапно оказался синхронизирован с «Арабской весной» и жесткой зачисткой среди ближневосточных производителей нефти и газа, а также попыткой дезинтегрировать важнейшие инфраструктурные страны региона — тот же Йемен, Сирию. Не всё получилось — однако так или иначе, но в регионе остаются лишь два центра силы — Саудовская Аравия и Иран.

Теперь приходит их время. С одной стороны, именно эти две страны должны будут поддерживать минимальный порядок в регионе — хотя бы потому, что скатывание его в неконтролируемый хаос не выгодно никому — и Соединенным Штатам в том числе. С другой стороны, именно хаос необходим для того, чтобы препятствовать Китаю. Хочешь не хочешь, но нужно помочь обоим игрокам поддерживать свое развитие на достаточном для решения этих задач уровне. Здесь же важно еще и регулировать накал вражды между извечными противниками — Королевством и Ираном, которое и будет с одной стороны, продолжать хаотизировать регион, с другой — отвлекать на эту вражду значительные ресурсы.

Задача очень нетривиальная, сложная. Её практически невозможно сформулировать в планах «А», «Б» и так далее — во многом политика США должна стать интуитивной. Штаты должны будут не просто идти вслед за вероятностями, но и создавать их — в общем, высший пилотаж и технологии максимально высокого уровня.

Именно это не хотят (или не могут) понять республиканцы. Они — динозавры прежней имперской эпохи и рассуждают в логике прямых действий, хотя за окном время непрямых решений.

В рамках этой стратегии непрямых действий политика США вокруг Ирана сейчас приобретает исключительно важное значение. Нельзя ни при каких обстоятельствах позволить Ирану развиваться самостоятельно — его впечатляющий уровень развития даже в условиях 30-летних весьма жестких санкций доказывает — рывок Ирана в случае их снятия будет совершенно невиданным для этого региона. Доминирование Ирана станет абсолютным — что, похоже, пугает не только Соединенные Штаты. С другой стороны, задавив Иран санкциями последнего года, Штаты неизбежно переориентируют его именно на Китай — закрыв для персов традиционный европейский рынок. Что тем более недопустимо. Санкции нужно частично снимать. Как сделать это, не возбудив произраильское лобби и не вызвав истерику в самом Израиле — сказать сложно.

Видимо, именно с этим и связана сдержанная позиция США по Сирии — так как именно Сирия должна стать сквозным коридором для трансграничного газопровода Иран-Ирак-Сирия с перспективой выхода в Европу. Раз Катар, владеющий вместе с Ираном крупнейшим газовым месторождением в мире Южный Парс/Северное, не сумел сокрушить Сирию и направить газ этого месторождения в Европу по своему газопроводу, нужно дать возможность сделать то же самое Ирану. Главное — не дать этот газ Китаю.

Уже поэтому встреча в Алма-Ате становится крайне важна для США, так как позволит Штатам слегка ослабить удавку на шее Ирана. Контролируемо и не спеша — но именно ослабить.

Еще один фактор неопределенности ситуации связан с приближающимися президентскими выборами в Иране. Заключать сейчас какие-либо договоренности с иранцами для США бессмысленно — совершенно непонятно, кто победит на этих выборах. Уже определились две центральные их фигуры — человек рахбара мэр Тегерана  Мохаммед-Багер Галибаф и руководитель администрации президента Исфандияр Рахим Машаи. Человек, а заодно и родственник президента Ахмадинежада. Остальные возможные кандидаты пока выглядят статистами — но и здесь нельзя быть во всём уверенным. В общем, до прояснения внутрииранской обстановки Штаты явно не рискнут идти на какие-то прорывные договоренности. Но готовить их нужно — время уходит.

Именно поэтому Алма-Ата становится довольно важной точкой на этом нелегком пути. Штаты аккуратно расчищают дорогу, подают надежду и рисуют перспективы. С одной стороны рисуют перед Ираном перспективу возможности снятия санкций, с другой — грозя ужесточением своей политики в Сирии — что немедленно поставит проект газопровода под вопрос.

Иранцы понимают и видят капкан, который ставится перед ними. В обмен на снятие санкций США неизбежно столкнут их с Королевством. Разогреваемая обстановка в Бахрейне может стать спусковым крючком в резком осложнении отношений — Бахрейн критически важен как для Королевства, так и для Ирана. И поэтому иранцы тщательно прикидывают свою собственную линию поведения — им очень не нравится попасть в коридор решений, стены в котором будут выстроены американцами.

Простое перечисление всех проблем показывает, насколько тяжелая задача стоит перед всеми игроками на Ближнем Востоке. Прямые подходы, так любые республиканцам, здесь совершенно неприменимы — и поэтому понятно, почему столь упорно Обама конструирует свой внешнеполитический блок, идя на жесткое противостояние со своими политическими противниками.

Поэтому встреча в Алма-Ате не может стать чем-то значимым и прорывным — ни один из сложных вопросов всех ближневосточных хитросплетений не решен. Взаимная их увязка между собой настолько сильна, что нет ни малейших оснований предполагать на их решение по частям — только вместе. А значит — медленно, долго и очень непросто.

Её решения могут показать, насколько США, Иран и Россия готовы к началу новой американской политики в регионе. Точно можно сказать лишь одно — итоги встречи будут будничными и несенсационными. Поэтому придется улавливать не столько сами итоги, сколько их оттенки. Пока они важнее самих решений.

Эль Мюрид - популярный блогер и политический аналитик. Изучает социально-политические проблемы Ближнего Востока. Выступает в качестве эксперта на телевидении и в радио-эфирах.

Эль Мюрид
Источник: ИТАР-ТАСС

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.