Закроют ли ядерное досье Ирана на встрече «шестерки» в Багдаде?

10 мая 2012
A A A


Как считают во внешнеполитическом ведомстве Исламской Республики, позитивный ответ Ирана на призыв координатора внешней политики Европейского Союза Кэтрин Эштон, приведший к возобновлению переговоров по иранскому ядерному досье, перевел диалог на основу уважения ядерных прав Ирана. Сам факт проведенных в средине апреля в Стамбуле переговоров между Ираном и группой "5+1" (Россия, США, Франция, Великобритания, Китай и Германия) вокруг ядерной программы Ирана сейчас рассматривается в качестве положительного прорыва в отношениях Тегерана с мировым сообществом. Прошедшее десятилетие было временем бесконечного конфликта между Ираном и Западом в вопросе о ядерной программе. Запад постоянно обвинял ИРИ в попытках создать ядерное оружие, а Тегеран постоянно отрицал эти обвинения. Стамбульская встреча дает определенные основания говорить о вероятном закрытии иранского ядерного досье в ближайшей перспективе. Накануне Стамбула: в одном шаге от военной пропасти Стоит напомнить, что стамбульским переговорам предшествовало беспрецедентное нарастание конфронтации между США, Израилем и Ираном, грозящее перейти в вооруженное столкновение. В этой связи западные СМИ представляли переговоры в Стамбуле как последнюю попытку избежать силового принуждения Исламской Республики к отказу от своей ядерной программы, для чего активно раскручивалось клише "последний шанс для Ирана", введённый в оборот американским президентом Обамой. Поэтому стамбульские переговоры "шестёрки" посредников с Ираном имели беспрецедентно высокую актуальность. В случае их неудачи прогнозировался не просто очередной этап эскалации напряженности вокруг ИРИ, а появление нового военного очага, масштабного и непредсказуемого по последствиям вооруженного конфликта на южных рубежах Российской Федерации. Примечательно, что именно в этот период российское внешнеполитическое ведомство выступило на стороне Ирана против односторонних санкций США и их союзников, которые стали прямо называться в России «диктатом со стороны ряда стран и произволу на международной арене». Россия ясно давала понять, что будет использовать все свое дипломатическое влияние, чтобы выступать против вооруженного решения проблемы иранского ядерного досье. МИД РФ обещал блокировать любые дальнейшие санкции против Ирана и выступать против любой новой резолюции в Совете Безопасности ООН. «Мы считаем, что санкции по отношению к Ирану потеряли свою полезность», - отмечал Геннадий Гатилов, заместитель министра иностранных дел России. Глава МИД России Сергей Лавров немного позже отмечал, что «односторонние санкции против Ирана ряда государств не способствуют разрешению иранской ядерной проблемы, а направлены лишь на удушение экономики этой страны». Речь идет об односторонних санкциях, противоречащих согласованной ООН позиции, принятых накануне США и Европейским Союзом в одностороннем порядке в дополнение к существующим коллективным санкциям. Действительно, новый транш санкций, запущенный в начале 2012 года, со всей очевидностью был направлен не на предотвращение распространения ядерного оружия в Иране, а на удушение иранской экономики с явным расчетом на провоцирование внутреннего недовольства населения страны. В.Путин в своей статье «Россия и меняющийся мир», посвященной внешней политике и опубликованной накануне президентских выборов в России, отмечал, что «Запад слишком увлекся «наказанием» отдельных стран. Чуть что — хватается за санкционную, а то и за военную дубину». По мнению Путина, логика такого поведения контрпродуктивна, весьма опасна и ни к чему хорошему не приводит. В отношении Ирана в этой статье теперь уже президент России высказался весьма недвусмысленно: «Убежден, решать проблему нужно только мирным путем. Мы предлагаем признать право Ирана на развитие гражданской ядерной программы, включая право обогащать уран. Но сделать это в обмен на постановку всей иранской ядерной деятельности под надежный и всесторонний контроль МАГАТЭ. Если это получится — тогда отменить все действующие против Ирана санкции, включая односторонние». В поддержку российского подхода к оценке западных действий против ИРИ фактически выступил и Китай, антиамериканская позиция которого наиболее отчетливо проявилась в неприятии нефтяного эмбарго против импорта иранской нефти. Китай наряду с Россией осудил усилия США по расширению односторонних санкций против Ирана. "То, что Китай закупает иранскую нефть, относится к двусторонним торговым отношениям и представляет собой обычную рыночную сделку, соответствующую любым международным торговым правилам", - считают в Пекине. Для российской и китайской позиций стала характерна общая оценка пристального и предвзятого внимания США к ядерной программе Ирана. Обе страны считают, что обвинения Белого дома в адрес ядерной программы Ирана имеют не правовой, а политический характер. В конце концов, существуют другие государства, чьи ядерные программы не вызывают никаких споров и не являются предметом озабоченности международного сообщества. Причина конфликта вокруг ядерной программы Ирана, как справедливо отмечает независимый аналитик и автор «Foreign Policy Journal» Абдулхасем Байянат, заключается в исламском государственном устройстве Ирана. Источником конфликта явилось «сочетание стремления Тегерана к овладению ядерной энергией и политической идеологии Ирана», которая выражается в проводимой им внешней политике, особенно на Ближнем Востоке, где у США есть совершенно противоположные интересы. Соединенные Штаты своей целью считают сдерживание растущей мощи Ирана и снижение его влияния в регионе. И для достижения этой цели они готовы действовать вопреки международному общественному мнению. Бесспорно, что реакция России и Китая на нагнетание военной угрозы в отношении Ирана удержала США от поспешных, необдуманных военных действий против Тегерана. Можно назвать и несколько других существенных факторов: само значение Ирана для стабильности в регионе, проблемы, возникшие из-за экономического кризиса и неудач в политике США на Ближнем Востоке, неустойчивое, и даже ставшее более уязвимым после «арабской весны», положение Израиля. Поэтому Белый дом предпочел вместо одобрения планов Израиля на молниеносную войну с Ираном, сконцентрироваться на стратегии, которая учитывает одновременно «все возможные варианты» в отношении Ирана. Дело в том, что Соединенным Штатам хорошо известно, что Израиль не настолько силен, чтобы осуществить самостоятельно и успешно военную угрозу против Ирана, а в случае такой ошибки платить за неудачу пришлось бы американцам, которые и так уже стали в мусульманском мире олицетворением зла и насилия. В этих условиях, похоже, Белому Дому для сохранения своего образа «хозяина» стали также нужны дипломатические подвижки в решении иранской ядерной проблемы. Действительно правду говорят, что лучше отступить, чем потерпеть очевидное поражение, в данном случае внешнеполитическое. Кроме того, не вызывает сомнений, что перед выборами в США в «иранской уступчивости» заинтересован и лично Барак Обама. Ведь теперь можно говорить американским избирателям о том, что военная истирия вокруг Ирана дала положительный результат. Тегеран, судя по последним выступлениям руководителей страны, в свою очередь, явно хотел нормализовать свое сотрудничество с международным сообществом и был уверен, что его ядерные исследования не представляют военной угрозы. Судя по комментариям не только экспертов, но и официальных лиц из многих стран мира, можно говорить, что Стамбульский раунд переговоров был намного успешнее по сравнению с теми переговорами, что проходили ранее. Реакция со стороны США на итоги встречи, как не странно, также была более позитивной, чем негативной. Очередной раунд переговоров состоится в последней декаде мая т.г. в Багдаде. Насколько можно рассчитывать на то, что появившийся позитив сохранится до начала этого раунда переговоров, можно в определенной степени судить по позиции внешнеполитического ведомства Ирана к его проведению. Глава МИД ИРИ Али Акбар Салехи сообщил о разработке «дорожной карты» к багдадской встрече, но при этом оговаривается, что любые прогнозы в отношении вероятных итогов этих переговоров пока делать преждевременно. Иранская дипломатия о перспективах встречи с «шестеркой» в Багдаде Иранское руководство неоднократно отмечало, что ищет путь закрытия ядерного досье Ирана «выигрышный» для обеих сторон, однако до встречи в Стамбуле в Тегеране больше указывали на необходимость корректировки позиции Запада, которая, якобы мешает укреплению взаимного доверия. С этой точки зрения, то есть с точки зрения «шестерки» выслушивать иранское мнение, результаты диалога в Стамбуле расцениваются Ираном в целом как позитивные. И в дальнейшем не вызывает сомнений, что игнорирование прав Тегерана на продолжение ядерных исследований не при каких условиях не будет приемлемым для иранской стороны, и не только затруднит переговорный процесс, но может опять привести к его приостановке. Во внешнеполитическом ведомстве ИРИ надеются, что переговорщики в ходе последующих раундов переговоров и при принятии решений серьезно отнесутся к выдвигаемому иранцами принципу: «Ядерная энергия для всех, ядерное оружие никому». Иранцы считают, что при таком подходе до достижения «шестеркой» общих взглядов с Тегераном останется не такой уж долгий путь. В МИД ИРИ также указывают на другие «неоспоримые факты текущей ситуации», которые должны быть приняты во внимание переговорщиками. Во-первых, это политическая безрезультативность действующих санкций и угроз против Ирана, исламский режим под их давлением выстоял и сдаваться не намерен. Во-вторых, отсутствие доказательств и заключений международного сообщества о стремлении ИРИ к созданию ядерного оружия. Исходя из этого, в Тегеране полагают, что дальнейшее давление со стороны США и ЕС на иранскую позицию на переговорах непродуктивно и «шестерка» должна отказаться от ведения переговоров с позиций силы. С другой стороны, иранская дипломатия видит опасения Европы в связи с последствиями нефтяного эмбарго против Ирана для самих европейских экономик, отмечает несогласие ряда стран ЕС с общей позицией, и, в итоге, делает вывод о возможности нарастания разногласий между западными государствами. По мнению МИД ИРИ, данное обстоятельство снижает их зависимость в рассмотрении иранского ядерного досье от США и заставляет европейцев быть более осторожными при проведении диалога с Ираном, реально оценивать возможные последствия любого необдуманного и поспешного «враждебного» решения в отношении Исламской Республики. В целом, как считает глава иранского внешнеполитического ведомства, конструктивная позиция и новые предложения Тегерана дали толчок процессу закрытия иранского ядерного досье, и теперь можно надеяться, что в ближайшем будущем это фальсифицированное, по мнению Ирана, досье будет закрыто навсегда. Пресс-секретарь МИД ИРИ Рамин Мехманпараст на недавнем брифинге с участием местных и зарубежных журналистов в Тегеране заявил, что отмена санкций против Ирана может стать первым конструктивным шагом в сторону нормализации взаимодействия и диалога между сторонами. Говоря о вероятности отмены или ослабления некоторых санкций против Ирана после предстоящей в Багдаде встречи с представителями группы «5+1», он отметил, что если западные и европейские государства примут решение отменить незаконные санкции против Тегерана, это будет «признаком их движения в правильном направлении». В действительности же, внешнеполитическое ведомство Ирана отдает себе отчет в том, что пока принятие подобных решений «шестеркой» остается маловероятным. Оценивая консультации западных держав со своими союзниками перед переговорами в Багдаде, в МИД ИРИ считают, что они, по-прежнему, направлены на получение уступок от иранской стороны. Иранцы продолжают рассматривать заявления и высказывания официальных лиц США и их союзников, как «психологические и агитационные провокации в целях давления на Тегеран перед началом багдадского раунда переговоров». Касаясь комментариев и прогнозов о пожелании Евросоюза, чтобы Иран предпринял существенные шаги к созданию доверия и свертыванию программы обогащения урана, 8 мая пресс-секретарь МИД ИРИ заявил: «Этими разрозненными комментариями они стараются отодвинуть на задний план суть переговоров и заранее нагнетают антииранскую атмосферу». Встреча в Багдаде, по прогнозам иранской дипломатии, может дать хорошие результаты, если она будет проходить в атмосфере «доброжелательства и сотрудничества, направленной на урегулирование общих проблем сторон». Как видно, иранская дипломатия намерена придерживаться в Багдаде своей твердой позиции, и подает сигналы о том, что ожидать принципиальных уступок со стороны Тегерана у Запада пока нет оснований. МИД ИРИ заранее предупреждает мировое сообщество о том, «что Иран не допустит ущемления прав великого иранского народа». Иранская дипломатия предлагает за основу надо брать принцип «уважения прав народов» и допускает, что «решение большинства противоречий на переговорах в Багдаде возможно при устранении несправедливости в мире». Тесная увязка своей позиции по ядерной программе с национальной идеей и волей иранского народа, ссылки на неправомерное ограничение законных прав Тегерана на ядерные исследования, имеющие мирный характер, являются неотъемлемой частью идеологического аргументирования позиции Ирана на переговорах. Иранский атом и МАГАТЭ: доказательств нет, одни подозрения Положительные результаты апрельской встречи в Стамбуле "шестерки" с Ираном дали основания для возобновления прерванного диалога и в формате Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Ведь до сих пор этой организацией ООН не собрано никаких доказательств того, что иранцы тайно создают ядерное оружие. В преддверии нового раунда переговоров «шестерки» в Багдаде у международного сообщества, по-прежнему, нет убедительных доводов против Тегерана. Поэтому проведению очередной инспекции МАГАТЭ на ядерных объектах Ирана, а вернее новым выводам ее специалистов, придается весьма высокое значение, и не только в Иране. В России тоже хотели бы иметь авторитетное заключение МАГАТЭ. Новый раунд переговоров между представителями МАГАТЭ и Ирана пройдет в Вене 13-14 мая. Представитель Исламской Республики при МАГАТЭ Али Асгар Солтанийе оценивает это согласие ИРИ на возобновление переговоров, как демонстрацию желания Ирана сотрудничать с Агентством и его готовности представить доказательства в том, что «деятельность Исламской республики в атомной сфере целиком имеет мирный характер». По его словам, новый раунд переговоров должен определить «формы ответов его страны» на вопросы МАГАТЭ. Напомним, что иранские контакты с инспекторами Агентства были приостановлены после визитов в Тегеран делегаций МАГАТЭ в январе-феврале этого года. Одна из основных целей переговоров Ирана и МАГАТЭ – определить рамки и порядок международного мониторинга иранских ядерных объектов. Ведь речь идет о суверенитете страны, пустить инспекторов во все места по их желанию, вряд ли, согласилось бы и любое другое государство. Так, после февральского визита своих инспекторов в ИРИ Агентство заявило, что его представителям запретили доступ на военный объект в Парчине, а иранцы заявляют, что это посещение необходимо было согласовывать заранее, до приезда в Иран. МАГАТЭ не согласовывало, и получается, что поставило тем самым иранские власти перед необходимостью отказа. Тем не менее, западные страны использовали факт отказа для аргументации того, что на этом объекте ведутся ядерные исследования, целью которых является разработка и получение ядерного оружия. В докладе МАГАТЭ по этой же причине была выражена «серьезная обеспокоенность» в связи с возможным военным характером ядерной программы Ирана. Сейчас же Иран, якобы, готов разрешить представителям МАГАТЭ посетить этот ядерный объект. Об этом сообщало Radio France Internationale со ссылкой на посла Ирана во Франции Али Ахани. Правда, еще 6 марта этого года Иранское информационное агентство (ИРНА) официально сообщало о том, что Иран готов пойти на допуск инспекторов МАГАТЭ в Парчин. Тем не менее, в западных СМИ и в этом, по сути, позитивном решении Тегерана, нашли очередное «персидское лукавство». Associated Press со ссылкой на анонимные источники утверждает, что Тегеран, вероятно, осуществляет в настоящее время работу по устранению следов радиации после испытаний нейтронного детонатора на ядерном объекте Парчин. Эти обвинения как-то не очень вяжутся с готовностью Ирана предоставить под контроль МАГАТЭ другой важный объект своей ядерной инфраструктуры – завод в Фордо, запуск которого особо волновал противников иранской ядерной программы, прежде всего, Израиль. Кстати, здесь уместно напомнить, что Израиль в отличие от Ирана не подписал Договор о нераспространении ядерного оружия, а потому перед МАГАТЭ не отчитывается, хотя, по мнению многих экспертов, является обладателем ядерного оружия. В этой связи предложение Ирана «шестерке» о том, что Израиль должен взять на себя те же обязательства перед МАГАТЭ, что и Исламская Республика, с точки зрения международного права представляется вполне логичным. Более того, эта иранская инициатива с позиций мирового сообщества, а не отдельных враждебно настроенных к ИРИ государств, видимо, заслуживает особого внимания и может быть отнесена к конструктивным мерам по обеспечению ядерной безопасности в целом. Предстоящие венские переговоры в формате МАГАТЭ, разумеется, израильскую ядерную тему затрагивать не будут. Иранскими специалистами на них будут решаться важные технические и юридические вопросы сотрудничества Тегерана с МАГАТЭ. Эти переговоры должны подготовить предметную базу для политических решений в Багдаде. "Главной темой обсуждения на встрече представителей Ирана и МАГАТЭ станет формат будущей возможной договоренности, в рамках которой МАГАТЭ и Исламская республика урегулируют разногласия и снимут те вопросы, которые у Агентства к Ирану остаются», - полагает директор российского Центра энергетики и безопасности Антон Хлопков. Список этих вопросов, которые изложены в предыдущих докладах МАГАТЭ, есть. Речь идет, в том числе и о незадекларированной ядерной деятельности, то есть о работах, которые, по мнению экспертов МАГАТЭ, могут иметь и военное применение. В заключение хотелось бы разделить оптимизм советника Верховного лидера Ирана Голам Али Хадад Адель, который выражает уверенность относительно положительных итогов предстоящего раунда переговоров с МАГАТЭ в Вене. Противники Ирана в последнее время снизили уровень критики Исламской Республики. Встречи в Вене, а потом и в Багдаде, как ожидают в Тегеране, смогут убедить мировое сообщество в отсутствии стремления у Ирана к обладанию ядерным оружием. Снятие пусть и недоказанных обвинений в адрес Ирана, наконец-то, может создать международную правовую основу для политического решения иранской ядерной проблемы и отмены санкций и других дискриминационных ограничений в отношении Исламской Республики. При этом не будем забывать, что подход американских властей к переговорам непредсказуем. Многие иранские эксперты считают, что поскольку Белый Дом подвергается давлению со стороны сионистского лобби, внешнеполитический курс США в отношении Ирана стал инструментом для привлечения голосов на предстоящих президентских выборах в Америке. Однако позиция США в «шестерке» - это всего лишь один голос. Россия и Китай в качестве постоянных членов Совета Безопасности и участников этих переговоров имеют свое мнение и, вряд ли, последуют за Вашингтоном. Заместитель секретаря Совета национальной безопасности ИРИ по вопросам внешней политики и международной безопасности Али Багери накануне предстоящих переговоров с МАГАТЭ и встречи «шестерки» в Багдаде провел консультации с главой МИД РФ Сергеем Лавровым и замминистра иностранных дел Китая Мацзяо Су. Результаты переговоров в Москве и Пекине, как не скрывают в Иране, позволяют надеяться на объективное рассмотрение иранского «ядерного досье».
Николай Кольчугин, <i>эксперт по проблемам Ближнего и Среднего Востока, кандидат исторических наук, доцент. <b>Специально для Iran.ru</b></i>

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.