Американо-иранская напряженность. Чем похожи эти две нации? ("The Christian Science Monitor", США)

02 февраля 2012
A A A


Несмотря на эскалацию напряженности, которая сегодня происходит в отношениях между США и Ираном, наличие удивительного сходства между этими нациями позволяет предположить, что однажды две страны могут стать «естественными» партнерами и образовать крайне мощный союз. Конечно, такая концепция выглядит весьма провокационной, ведь именно те качества, которые делают эти народы схожими, и привели к тому, что Соединенные Штаты и Иран стали яростными и непримиримыми врагами после Исламской революции 1979 года. Тем не менее, иранцы одними из первых выразили свое сочувствие США после террористических актов 11 сентября 2001 года, а таких стран на Ближнем Востоке было немного. Вот пять характерных особенностей, которые роднят их с американцами: 1. Сознание своей исключительности Притязания Ирана на первенство в мире уходят корнями в глубокую древность, когда Персидская империя была одной из самых мощных держав своего времени, и с ней считались все. Именно это чувство национальной идеи, особой миссии и лежит в основе сознания своей исключительности, характерного для иранцев, которое сегодня подпитывает амбиции Тегерана. То же самое можно сказать и о чувствах американцев, хотя США являются относительно молодым государством, не имеющим такой древней истории. Именно в этом кроются причины настойчивости, с которой Исламская республика развивает свою ядерную программу, направленную, как заверяет Тегеран, на использование атомной энергии исключительно в мирных целях, а не на создание бомбы. Именно в этом следует искать корни заявлений президента Махмуда Ахмадинежада о том, что Иран является супердержавой, давшей импульс процессу «крушения» западного капитализма. Риторика, которую президент Франклин Рузвельт использовал во время избирательной кампании 1936 года, звучит для иранца так же искренне, как и для американца. «Рузвельт сказал, что американцы «встречаются с судьбой», - отмечает Шахрияр Рухани (Shahriar Rouhani), физик из Тегерана, получивший образование в Йельском университете, - однако то же самое можно сказать и об иранцах». 2. Борьба с тиранией Для многих иранцев свержение деспотического прозападного режима шаха в 1979 году означало то же самое, что чувствовали американцы, боровшиеся за идеалы свободы и демократии во время войны за независимость. Перед тем как в Иране произошла Исламская революция, Вашингтон считал режим шаха своим бесспорным союзником и всячески поддерживал его. США поставляли Ирану оружие в неограниченных количествах, а инструкторы ЦРУ обучали сотрудников САВАК (SAVAK - Министерство государственной безопасности времен правления шаха), применявших на допросах пытки. Иранские революционеры объясняли свою деятельность борьбой с деспотическим режимом, получавшим поддержку извне, в данном случае от США. «Мы чувствуем, что стремимся к достижению тех же целей, которые преследовали пуритане, первые поселенцы Америки, - утверждал президент страны Мохаммад Хатами в начале1998 года, пытаясь наладить отношения с США, - Именно поэтому сама суть американской цивилизации нам так близка». Он также отметил, что история Америки «заслуживает уважения». Однако политика Соединенных Штатов в последние десятилетия – поддержка режима шаха, подрывные действия против Исламской республики, вторжение в Ирак и Афганистан – вызывают у иранцев совсем другие чувства. Антиамериканские настроения называют «религиозным долгом» граждан Ирана. 3. Национальная гордость В своей риторике как США, так и Иран клянутся, что стремятся к миру, даже считают его некой «священной коровой», основным фактором мотивации. Вместе с тем, обе нации не боятся войны или применения насилия, если чувствуют угрозу или ощущают, что на карту поставлено само существование их государств. Дуэль идет между двумя народами, которые ставят национальную гордость и сознание своего исторического предназначения выше всего остального. В глубине души и американцы, и иранцы это понимают. Однако для того чтобы по-настоящему оценить бескомпромиссный, часто даже лицемерный характер своих заявлений в ответ на действия другой стороны, представителям каждой из этих наций необходимо посмотреть на себя в зеркало, как выразился один консервативный иранский чиновник в беседе с журналистом Christian Science Monitor. Американцы. Иранцы. «И те, и другие видят мир в черно-белых тонах, - пояснил Джавад Ваиди, - в душе американцы верят, что выполняют свой долг перед Богом, осуществляют некую миссию, предначертанную свыше. Это очень опасно. У нас тоже есть люди с таким складом ума. Оба народа считают себя избранными, рожденными для того, чтобы править миром». «Американцы видят новые рубежи и верят, что им «предначертано» владеть миром. У иранского народа существует такой же менталитет. Люди черпают подобные идеи из Корана. Всевышний не меняет судьбы людей, если они сами этого не хотят», - добавил он. 4. Индивидуализм Между иранским и американским народом есть еще одно сходство, суть которого журналистам нашей газеты разъяснил историк из Тегерана Реза Алави. «Для американского менталитета, как и для иранского, характерны такие ценности, как стремление к успеху и крайний индивидуализм. Они имеют поистине культурное значение, – утверждает г-н Алави, получивший образование в Гарварде и Оксфорде, - именно поэтому многие иранцы прекрасно приспосабливаются к жизни в Америке. Попадая в Соединенные Штаты, они чувствуют себя как рыба в воде». И это еще не все. Обе стороны склонны искать «врагов» и обливать их грязью в публичных заявлениях. Только в последние десятилетия США последовательно демонизировали Мануэля Норьегу из Панамы, генерала Мохаммада Фараха Айдида из Сомали, Слободана Милошевича из Югославии, руководителя Аль-Каиды Усаму бен Ладена, полковника Муаммара Каддафи из Ливии и Саддама Хусейна из Ирака, а революционные лидеры Ирана вообще являются постоянными объектами нападок со стороны Вашингтона. Такая же традиция существует и в Исламской республике. В течение двух веков персы поносили британцев и русских, обвиняя их во всевозможных махинациях и интригах. После революции 1979 года вследствие политики, основанной на принципе «ни Восток, ни Запад», Иран не участвовал в событиях «холодной войны», однако и западные страны, и Советский Союз, и Израиль рассматривались в качестве врагов и всячески демонизировались. С особой яростью Тегеран нападал на США. Вот что однажды завил один аятолла: «Пусть Америка гневается на нас и умрет от этого гнева». 5. Духовность Вера в Бога очень сильна в Исламской республике, которую аятолла Хомейни в 1979 году провозгласил «государством Аллаха». Эта идея жива в умах и сердцах многих иранцев, ее отголоски можно встретить в мечети, школьном классе и на любом перекрестке. Такая же вера существует и в Соединенных Штатах. В Декларации независимости провозглашается, что все люди «наделены их Творцом неотчуждаемыми правами», американские граждане дают клятву верности «одной нации под Богом», а на каждой банкноте красуется надпись «In God We Trust» (На Бога уповаем). «То, что в основе системы, существующей в США, лежат религиозные воззрения, совсем не плохо. … Я предпочитаю общаться с американцами, которые ходят в церковь, - заявил редактор одной иранской консервативной газеты Амир Мохебьян в беседе с журналистом Christian Science Monitor, - Однако в войне между двумя народами, которые считают, что действуют во имя Бога, нет ничего хорошего. Война между верующими нациями грозит большой опасностью».
Источник: Голос России

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.