Механизм «шестерки» позволил удержать поиски решения ядерной проблемы Ирана в политико-дипломатической сфере

10 сентября 2009
A A A


Эксперт по Ирану, старший научный сотрудник Института востоковедения Российской Академии Наук Ирина Федорова о встрече представителей России, США, Китая, Великобритании, Франции и Германии для обсуждения доклада МАГАТЭ по иранской ядерной программе и их дальнейших действиях с тем, чтобы убедить Иран отказаться от реализации своей ядерной программы. -Скажите, возможны ли, с Вашей точки зрения, подвижки, то есть потепление в двусторонних отношениях США и Ирана? Ирина Федорова: Прежде всего, мне хочется сказать, что потепление отношений между Соединенными Штатами Америки и Ираном — это вопрос очень сложный. И надеяться на какое-то однозначное и скорое его решение мне представляется не совсем реальным. Потому что наряду с теми высказываниями Барака Обамы, нового президента Соединенных Штатов о том, что США готовы к прямому диалогу с Ираном, готовы к решению спорных вопросов в позитивном ключе, существуют и другие его высказывания. Высказывания о том, что при решении вопроса об иранской ядерной проблеме ни один из вариантов, включая военный, нельзя снимать с повестки дня. Ждать какого-то такого близкого реального потепления и в этом свете скорого решения иранской ядерной проблемы, я думаю, не совсем реально. -Недавно опубликован очередной доклад МАГАТЭ, который в целом очень положительно воспринят в Тегеране. А в соседней стране – Израиле – поспешили обвинить МАГАТЭ в том, что оно недостаточно последовательно и жестко проводит свою линию в иранском вопросе. Не кажется ли Вам, что такая жесткая позиция Израиля – подтверждение того, что есть многие, кто не готов по-новому взглянуть на иранскую ядерную проблему? Ирина Федорова: Ну да, Вы же знаете, что министр обороны США Роберт Гейтс, который находился с официальным визитом в Израиле, заявил, что к сентябрю Соединенные Штаты ожидают какого-то ответа Ирана относительно его ядерной проблемы до проведения Генассамблеи ООН в конце сентября. Это заявление прозвучало по итогам его переговоров с министром обороны Израиля Эхудом Бараком. Барак после встречи с Гейтсом заявил, что израильская сторона верит в то, что никакая мера воздействия на Иран не должна быть снята с рассмотрения. И этим утверждением Барак подтвердил, что Израиль продолжает рассматривать возможность применения военной силы для ликвидации иранских заводов по переработке ядерного топлива. Тем не менее, мы должны сказать, что, даже несмотря на такие «ястребиные» высказывания, Эхуд Барак отметил, что приоритет все-таки должен быть отдан дипломатии. И возможно, более жестким санкциям против Ирана. Поэтому говорить однозначно о «ястребиной» позиции Израиля, или об однозначной «ястребиной» позиции некоторых членов администрации США, мне кажется, нельзя. То есть все время на столе переговоров лежат разные варианты. У любой из сторон. -Насколько мне известно, российская сторона, учитывая пикантность этой ситуации, призывает и партнеров по "шестерке", и отдельные заинтересованные страны воздерживаться от резких высказываний в адрес Ирана, чтобы, с одной стороны, не загонять его в угол, а с другой стороны, – не провоцировать его на ответные жесткие меры и шаги. Может быть, эти крайние высказывания, о которых мы с Вами говорим, и провоцируют иранскую сторону? Ирина Федорова: Да, конечно, высказывания Роберта Гейтса и руководства Израиля провоцируют тоже обострение позиции. И недаром президент России Дмитрий Медведев подчеркивал, что, хотя иранская программа вызывает обеспокоенность, но жесткие решения крайне опасны. Крайне опасны – это звучало в выступлениях нашего президента. Но не только жесткие решения, но и жесткие высказывания опасны. И, конечно же, российская сторона заинтересована в том, чтобы удержать решения по иранской ядерной проблеме на политико-дипломатическом уровне. -Учитывая менталитет и руководителей Ирана, и иранцев, как Вы думаете, какие стимулы из предлагаемых "шестеркой" могли бы быть восприняты в Иране нормально? Как те, которые не ущемляют их самолюбия, суверенитета, независимости, а подталкивают Иран к сотрудничеству? Ирина Федорова: Вы знаете, это очень сложный вопрос, потому что иранская ядерная программа стала, если так можно сказать, национальным проектом, национальной программой и для населения Ирана и важным пропагандистским моментом в Иране. Поэтому очень многие иранцы – я имею в виду самые широкие слои населения – может быть, даже и не совсем четко представляют параметры этой ядерной программы. Но сами слова "ядерная программа", которые, по мнению иранского президента, обеспечивает и независимость Ирана, и крайне важна для его экономики, вот эти слова на слуху у всех иранцев. Поэтому какие-либо уступки по осуществлению этой ядерной программы правительству Ирана будет сделать очень трудно, имея в виду тот резонанс, который это может вызвать в стране. И стимулов, каких-то преференций, которые будут предложены Ирану в обмен на отказ от обогащения урана (потому что именно обогащение урана – самый больной вопрос в иранской ядерной программе) – очень трудно найти. Поэтому я думаю, что смягчение позиции Ирана в области его ядерной программы может быть только в контексте общего смягчения отношений с Соединенными Штатами Америки, с Западом. Это будет не отправной точкой для смягчения, а наоборот, – последствием смягчения отношения с Западом, смягчения позиции Ирана по ядерным вопросам. Вот так мне представляется. -Для того чтобы выйти на известные политические договоренности между Россией и Японией по территориальному вопросу российская сторона предлагает как можно интенсивнее развивать экономическое сотрудничество. А вот здесь, с учетом того, чтобы вывести Иран из политической изоляци. Не считаете ли Вы, что одним из направлений может стать вовлечение Ирана в энергетическое сотрудничество, в европейские энергетические проекты? Ирина Федорова: Ну, может быть это и является одной из ступенек к решению проблем, тем более что позиции ведущих европейских, ведущих мировых держав, которые входят в "шестерку", отличаются. Допустим, позиция США, которые практически не заинтересованы в экономических связях с Ираном, во всяком случае, мало заинтересованы, достаточно жесткая. Позиция европейских стран, которые заинтересованы в экономическом и в энергетическом сотрудничестве с Ираном, гораздо мягче. Хотя все-таки примыкает к позиции США. Позиция России и Китая, заинтересованных в экспорте иранских углеводородов, еще более мягкая. Конечно, вовлечение Ирана в энергетическое сотрудничество с Европой может быть одним из путей решения этой проблемы, я согласна с Вами. -Форма "шестерки" действует уже несколько лет. Какой уже наработан здесь, с Вашей точки зрения, политический капитал? Ирина Федорова: Вы знаете, крайне важно то, что благодаря действиям "шестерки" – и, несмотря на то, что нет видимых каких-то сдвигов в решении иранской ядерной проблемы – все-таки, благодаря этим действиям ситуацию удалось удержать на уровне политико-дипломатического давления на Иран. А также усилить заинтересованность Ирана в активизации деятельности МАГАТЭ, которая необходима для объективной оценки присутствия или отсутствия военных аспектов в иранской ядерной программе. Что, естественно, отвечает интересам и России, и других стран. -С другой стороны, видимо, можно говорить о том, что сама "шестерка" стала более консолидированной. Это не есть уже такой простой арифметический набор, а есть четкая стратегия решения иранской ядерной проблемы, учитывая то, что на одном полюсе, скажем, США и Евросоюз, на другом полюсе – Китай и Россия? Ирина Федорова: Да, конечно. Но все-таки наблюдается определенное сближение в этих позициях, в позициях этих стран. Однако Россия и Китай, конечно, занимают значительно более мягкую позицию. Я думаю, что они, обе эти страны, будут выступать против возможного ужесточения экономических санкций в отношении Ирана. -Видимо, «да» или «нет» новым санкциям — это все-таки не главный вопрос для "шестерки"? А что главное сейчас для международного сообщества? Побудить Иран — к чему? Ирина Федорова: Во-первых, к продолжению переговоров. Дальше – быть более открытым для инспекций МАГАТЭ. И вы знаете, что уже было более 25 таких неожиданных инспекций МАГАТЭ в Иране. Сотрудничать с МАГАТЭ во всех отношениях. Это позиция России. -И она, видимо, отражает и общую позицию «шестерки»? Ирина Федорова: Ну, конечно, в какой-то степени Соединенные Штаты тоже выступают за сотрудничество с МАГАТЭ. Но все-таки, несмотря на приход новой администрации, я считаю, что на Иран будет оказываться в отношении ядерной проблемы достаточно сильное давление и, может быть даже, Соединенные Штаты будут предпринимать какие-то односторонние санкции в отношении Ирана.
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.