Кондолиза Райс в Саудовской Аравии: контакты в интересах решения региональных конфликтных ситуаций

06 октября 2006
A A A


Г.Г. Косач 3 октября с.г. глава внешнеполитического ведомства Соединенных Штатов К. Райс прибыла в Джидду. Целью ее поездки в Саудовскую Аравию, как она заявила накануне визита в королевство, должен был стать поиск путей разрешения конфликтных ситуаций в регионе Ближнего Востока. Речь, естественно, шла о выходе из тупика в палестино-израильских отношениях, о Ливане, Ираке и иранском ядерном досье. По словам американского госсекретаря, она предполагала обратиться к «помощи Саудовской Аравии в интересах стабилизации в Ираке», поскольку эта страна имеет «неоспоримое влияние на иракских суннитов, что поможет вернуть их в развивающийся в этой стране политический процесс, а также содействовать реализации плана внутрииракского “национального примирения”, выдвинутого Нури Аль-Малики». К. Райс добавила, что она собирается обратиться к содействию «консервативных и умеренных стран региона, включающих Саудовскую Аравию и других членов Совета сотрудничества арабских государств Залива, а также Египта и Иордании» ради того, чтобы «реанимировать процесс арабо-израильского урегулирования». Она также подчеркнула, что целью ее поездки в Джидду является «диалог с государствами Залива, Египтом и Иорданией в отношении способов предоставления помощи иракскому и ливанскому правительствам, а также главе Палестинской национальной администрации Махмуду Аббасу». В числе тем, которые К. Райс хотела обсудить с высшими представителями саудовского истеблишмента, был и вопрос «об иранской ядерной опасности». К моменту встречи с главой американского Госдепартамента, саудовский истеблишмент вновь выразил свое принципиальное отношение к тем вопросам, которые К. Райс предполагала обсудить, находясь в королевстве. Это отношение было выражено утром 2 октября на традиционной еженедельной встрече Совета министров этого возглавляемого королем Абдаллой высшего органа исполнительной власти. В заявлении Совета министров подчеркивалось: королевство считает, что «ближневосточный мирный процесс должен продвигаться вперед, опираясь на эффективные шаги, призванные покончить с введенной против палестинского народа экономической и финансовой блокадой, прекращение являющихся нарушением международного права действий Израиля на оккупированных палестинских территориях». Наконец, речь шла о необходимости «кристаллизации реальных международных усилий, направленных на то, чтобы обеспечить безопасность палестинского народа и его законное право на создание собственного независимого государства со столицей в Восточном Иерусалиме (Аль-Кудс Аш-Шариф)». Израиль, как подчеркивалось в этом заявлении, «должен подчиниться решениям международного сообщества и завершить вывод своих войск со всех без исключения ливанских территорий (речь идет о фермах Шебаа. – Г.К.)». Только это, как отмечалось в том же заявлении, «позволит международным миротворческим силам осуществлять возложенные на них обязанности с тем, чтобы в Ливане возникла атмосфера заинтересованности в восстановлении национального единства, в восстановлении разрушенной Израилем в ходе войны экономической инфраструктуры». В отношении же Ирака саудовский Совет министров подчеркнул, что происходящие ныне в этой стране события могут «привести к подрыву единства ее территории, усилению отчужденности между ее гражданами и нанесению непоправимого ущерба ценностям ислама». Не допустить сползания Ирака в пропасть должны «прежде всего сыны Ирака, его лидеры, его мыслители, его религиозные деятели, а не кто-либо другой». Уже 3 октября К. Райс в Джидде принял король Абдалла. Сообщая об этой встрече, государственный секретарь подчеркнула: «Мы провели напряженную и плодотворную встречу, в ходе которой подробно обсудили положение на палестинских территориях, включая в первую очередь пути реализации арабской инициативы, направленной на сосуществование двух государств». Тем не менее более подробно позиции обеих сторон были высказаны в ходе состоявшейся в тот же день совместной пресс-конференции К. Райс и ее саудовского коллеги – Сауда Аль-Фейсала. Заявления, сделанные ими в экономической столице саудовского королевства, не продемонстрировали сколько-либо существенных расхождений между обеими сторонами в подходах к обсуждавшимся вопросам. Скорее, она показали различия в статусах обеих держав — региональной в случае Саудовской Аравии и глобальной – в случае Соединенных Штатов. Итак, вопрос о палестино-израильском противостоянии Для С. Аль-Фейсала визит его американской коллеги был свидетельством того, что «Соединенные Штаты действительно волнует проблема палестино-израильского противостояния, и они стремятся найти пути реанимации мирного процесса». Это определялось в том числе и тем, что «периодически возникающие в регионе кризисы, а также распространение в нем терроризма имеют свою важнейшую причину – палестино-израильскую конфронтацию». При этом он подчеркнул, что «урегулирование этого конфликта окажет свое положительное воздействие на все конфликтные ситуации – как в Ливане, так и в Ираке». По мнению саудовского министра иностранных дел, решение вопроса о палестино-израильском урегулировании должно исходить из необходимости «сосредоточения усилий на принципиальных аспектах, а не на процедурных моментах». Эти «принципиальные аспекты» известны, поскольку их определяют важнейшие международные документы – «резолюции Совета Безопасности ООН, “Дорожная карта”, арабская мирная инициатива и видение проблемы президентом Дж. Бушем: два независимых государства, мирно сосуществующих рядом при создании механизмов, необходимых для реализации продвижения к миру и обеспечения безопасности всеми заинтересованными сторонами». Касаясь позиции королевства в отношении движения ХАМАС, С. Аль-Фейсал отметил: «Мы поддерживаем палестинскую администрацию, а также различные палестинские стороны. Лига арабских государств располагает фондом для оказания помощи палестинской администрации. Но сегодня использовать этот фонд не представляется возможным, хотя палестинский народ переживает огромные трудности. Мы надеемся, что эта проблема будет адекватно решена». В свою очередь, американский государственный секретарь подчеркнула, что она обсуждала со своим саудовским коллегой вопросы, связанные с «ходом саудовских реформ», и отметила, что США и в дальнейшем будут поддерживать с королевством «стратегический диалог ради решения насущных проблем, а также вопросов двустороннего характера». Обращаясь к теме палестино-израильского противостояния, К. Райс сказала: «Мы всесторонне обсудили положение на палестинских территориях, достигнув соглашения по вопросу о том, что палестинцы сами должны разрешить существующий там политический кризис с тем, чтобы можно было бы вновь начать продвижение к созданию двух государств на основе видения президента Дж. Буша и арабской инициативы». Касаясь же темы столкновений между ФАТХом и ХАМАСом, она отметила: «Для палестинского народа путь к лучшей жизни проходит только через реализацию “Дорожной карты” и арабской инициативы». Она выразила надежду на то, что ХАМАС «пожмет руку палестинского президента Махмуда Аббаса, который поддерживает арабскую инициативу и идею решения на основе сосуществования двух государств». Тем не менее для К. Райс были важнее вопросы, связанные с Ираком и иранским ядерным досье (как, наверное, они были важнее и для ее саудовских собеседников). Она подчеркнула, что ее страна «высоко ценит огромную помощь Саудовской Аравии иракцам, стремящимся решить вопросы своей страны, исходя из ее национальных интересов». Эта помощь, отметила К. Райс, направлена на то, чтобы Ирак стал «единым, демократическим государством, в котором вместе живут сунниты, шииты и курды». По ее словам, саудовская помощь Ираку (она добавила, что речь идет и о помощи со стороны Кувейта и Египта) «служит общим интересам всех соседних с ним государств, интересам иракского народа и всего международного сообщества». Признание саудовской роли в решении региональных конфликтных ситуаций было очевидно. С. Аль-Фейсал, по сути дела, высказал те же идеи. Отсутствие безопасности в Ираке он назвал «сигналом для друзей и братьев Ирака, который должен заставить их помочь в осуществлении программы национального примирения, выдвинутой премьер-министром Нури Аль-Малики». Соседи же Ирака, по его словам, должны «помогать Ираку и поддерживать его безопасность, а не вмешиваться в его внутренние дела». Намек на Иран был более чем очевиден. Равным образом совпадение точек зрения обеих сторон очевидно и в вопросе о Ливане. С. Аль-Фейсал считает, что полномасштабное выполнение резолюции Совета Безопасности № 1701 будет содействовать «безопасности и стабильности Ливана, а также поможет усилиям ливанского правительства в восстановлении его власти на всей территории страны». К. Райс в свою очередь отметила необходимость помощи поставками вооружения ливанской армии, «реализующей идею восстановления власти правительства на всей территории страны». Она потребовала разоружить все ливанские военизированные формирования, включая «Хизбаллу», и подчеркнула необходимость выполнения «всех резолюций ООН по ливанскому вопросу». Не стоит думать, что между обеими сторонами возникли разногласия и по вопросу об иранском ядерном досье. К. Райс в этой связи сказала: «Мы обсудили беспокоящую нас ядерную программу Ирана. Я рассказала Служителю Двух Благородных Святынь и министру иностранных дел о том, почему в этой сфере все еще нет прогресса. Но я также подчеркнула, что мы не теряем надежду на то, что Иран приостановит выполнение своей ядерной программы, хотя у нас и нет никакой уверенности в том, что они это сделают». Затем она добавила: «Если обогащение урана не будет приостановлено, то у международного сообщества не будет иного выхода, кроме претворения в жизнь резолюции № 1669, то есть введения санкций на основе пункта 41 и пункта 7 Устава Совета Безопасности». В свою очередь, С. Аль-Фейсал в связи с тем же вопросом отметил, что его страна считает необходимым, чтобы «регион был свободен от оружия массового поражения, и прежде всего от ядерного оружия». Далее он добавил: «Мы надеемся, что проблему иранского ядерного досье можно будет решить мирным путем, на основе переговоров между Ираном и группой “пять плюс один”, тем более что существуют объединяющие обе стороны основания – обе они поддерживают Международное агентство по ядерной энергии». Да, конечно, продолжил он, «проблема обогащения урана – это основное разногласие между сторонами. Оно мешает достижению между ними взаимопонимания, тем более что существуют взаимные опасения. Тем не менее мы надеемся, что все стороны продолжат переговоры. Во всяком случае, — завершил он эту тему, — мы, государства Совета сотрудничества, ощущаем глубокое опасение в отношении того, что на наших берегах могут появиться ядерные реакторы». Существенное дополнение. Важным успехом К. Райс, достигнутым ею в Джидде, стало решение Саудовской Аравии поддержать усилия США по вопросу о выработке единой позиции стран Совета сотрудничества, Египта и Иордании (тех государств, которые она назвала «консервативными и умеренными») в отношении палестино-израильского урегулирования. Вечером 3 октября в Каире состоялась встреча американского госсекретаря и представителей группы «6 + 2» (шесть стран — членов Совета сотрудничества, Египет и Иордания. – Г.К.). В ней участвовали министры иностранных дел государств Залива, а также их египетский и иорданский коллеги. В процессе подготовки этой встречи и в ходе ее проведения произошло немало любопытного. Накануне встречи с К. Райс ее египетский коллега Ахмед Абу Аль-Гейт заявил, что встреча ни в коей мере не предусматривает «создания оси или раскола в арабском мире». Эта же идея была повторена кувейтским министром иностранных дел шейхом Мухаммедом Ас-Сабахом: «Мы не собираемся создавать какую-то ось, направленную против какой-либо стороны или государства. Мы лишь консультируемся по вопросу о реанимации мирного процесса». Тем не менее в этой встрече не участвовала Сирия, по поводу которой кувейтский министр заявил следующее: «Сирия – трудное число в теореме мира, так как Израиль оккупирует сирийские Голанские высоты». Но, добавил он, «Сирия будет незримо присутствовать в Каире, поскольку арабская мирная инициатива предусматривает вывод израильских войск со всех оккупированных арабских территорий». Крайне дипломатичная формула, выбранная главой внешнеполитического ведомства Кувейта, была вместе с тем очень выразительна и красноречива. Итак, «консервативные и умеренные» государства арабского мира начинают действовать. Возникает некоторое подобие той ситуации (всякие сравнения, естественно, условны), которая складывалась после завершения возглавлявшейся США операции по освобождению Кувейта, когда группа тесно связанных с Западом арабских стран активно содействовала созданию условий для созыва Мадридской конференции с целью подготовки условий для разблокирования арабо-израильского противостояния. Вне зависимости от того, как будет развиваться нынешняя ситуация, стоит вновь подчеркнуть, что проведенная параллель между 2006-м и началом 1990-х годов, вне сомнения, не может быть абсолютно безупречной. Наконец, еще один аспект проблемы, связанной с поездкой К. Райс в Саудовскую Аравию и, как ее итогом, каирской встречей по формуле «6 + 2» с участием американского госсекретаря. Это – реакция саудовской прессы. Ограничимся двумя изданиями – газетами «Ар-Рияд» и «Аль-Джазира», вышедшими в свет 5 октября с.г. В своей передовой статье «Друзья… не союзники» газета «Ар-Рияд» пишет: «Едва лишь представители членов Совета сотрудничества стран Залива, Египта и Иордании встретились под эгидой американского государственного секретаря, как кое-кто заявил о формировании стратегического союза против некоторых государств региона. Но о каком стратегическом союзе может идти речь, если на повестку дня встречи поставлен палестинский вопрос – вопрос об историческом конфликте, если на встрече обсуждаются проблемы, связанные с Ливаном и Суданом, а проблему обогащения урана ставит только Райс?» Время «союзов и коалиций умерло вместе с Советским Союзом», эти коалиции «создавали те, кто занимался национализациями, кто приводил Советский Союз в регион, кто предоставлял этой стране льготные условия для использования ею портов и аэродромов, кто обращался к гражданам как к “товарищам”». Впрочем, продолжает газета, «в ходе последней войны в Ливане возникла коалиция в составе Ирана, Сирии и “Хизбаллы”». Если же смотреть на эту коалицию как на «предшественника каирского союза», то пусть «этот союз действительно рассматривается как коалиция, поскольку в Каире решали общенациональную, а не узкорегиональную задачу». В конце концов, отмечает «Ар-Рияд», «тема встречи восьми арабских государств с К. Райс была связана с развлечением или попыткой нарушить безопасность какого-то государства, начав против него враждебные действия. Эта тема касалась международно признанной проблемы. Ее пытаются решать государства, тесно связанные с великой державой, на территории некоторых из этих государств находятся американские базы, другие же задолго до этой встречи заключили с Соединенными Штатами соглашения о поставках вооружения». Передовая статья газеты «Аль-Джазира» называется «Палестинская эскалация и суть урегулирования». В ней говорится: «Положение на палестинских территориях грозит эскалацией, но не между традиционными участниками противостояния, а между сыновьями палестинского народа… Палестинцы находятся на пороге бездны, они уже давно преступили красную черту, за которой эта бездна находится». Вне зависимости от того, подчеркивает «Аль-Джазира», что источником нынешней палестинской ситуации является «политика Израиля, лишившего палестинских полицейских их зарплат», вне зависимости от «других проявлений израильской региональной политики» и «политики некоторых стран Запада», положение на палестинских территориях требует «его немедленного решения». Суть этого «решения, — по словам газеты, — состоит в том, что палестинский вопрос должен быть поставлен как вопрос о двух мирно сосуществующих государствах». Если это не будет сделано, то, «как говорил недавно Его Высочество министр иностранных дел американскому государственному секретарю, ситуация в регионе вызовет новую волну напряженности, источником которой, как это было и раньше, будет неурегулированность палестинского вопроса». «Консервативные и умеренные» арабские государства не только начали действовать. Они стремятся придать своим действиям характер насущной необходимости.
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.