Кто для России конкурент или стратегический партнер на мировом энергетическом рынке?

20 июня 2008
A A A


(По материалам редакционной статьи иранского информационного агентства «Моудж», автор Марьям Хадийелоу). В последние годы России удалось придать новый импульс своему экономическому росту, и она стала располагать новыми возможностями на мировом энергетическом рынке. С точки зрения внешней политики Россия, которая относится к числу передовых стран в области ядерной энергетики, занимает особое место в вопросе о ядерной политике Ирана. Она фактически проявила себя как наиболее активно действующее государство среди членов Совета Безопасности ООН и группы «5 + 1» в связи с так называемым иранским «ядерным досье», не дающим покоя Западу. В настоящее время Россия располагает более чем 28% мировых запасов газа и богатыми запасами нефти, и она считается одним из самых сильных государств в мире с точки зрения обладания энергоносителями. Значимость и сила России в области экспорта природных ресурсов и топлива возрастают в связи со значительным ростом цен на нефть и спроса на эту важную в стратегическом отношении продукцию. Ее доля на мировом рынке энергоносителей, в частности в Европе, неуклонно увеличивается. Перспектива установления господства над мировыми энергетическими рынками и выхода на господствующие высоты на этом стратегически важном поле открывает для России более широкие по сравнению с прошлым горизонты в условиях постоянно растущего спроса на энергоносители. Это заставляет руководителей как промышленно развитых стран, так и тех, которые недавно вступили на путь развития, задуматься о том, что им предстоит нести с каждым днем все более обременительные энергетические расходы. С 2000 года Россия стала одним из важных торговых партнеров Ирана. Оба государства в ходе консультаций на правительственном уровне и на уровне торгово-промышленных палат прилагают усилия для максимального увеличения взаимного товарооборота. Согласно официальным данным, объем ежегодного иранского экспорта в Россию достигает 300 млн. долларов, а объем импорта из России – 1 млрд. 700 млн. долларов, т.е. на долю Ирана приходится только одна шестая часть от общего объема товарооборота между двумя странами. Вместе с тем, по оценкам специалистов, в ближайшие годы объем товарооборота между Ираном и Россией при благоприятных обстоятельствах мог бы достичь 20 млрд. долларов. Специалисты в области экономики отмечают, что Россия с учетом её успехов во внутренней и внешней политике предпринимает активные шаги, чтобы вернуть себе былую силу среди своих конкурентов и занять более прочное положение в группе «5 + 1». Этот подход в условиях роста влияния России в сфере мировой энергетики не представляется лишенным смысла. Правящая ныне в РФ партия «Единая Россия», обнародовав свои экономические и политические программы, приступила к их реализации на внутреннем и внешнем рынках, проявляя при этом довольно незаурядное искусство. Это в полной мере подтверждается всё более активным расширением присутствия России в зоне Ближнего и Среднего Востока. Кроме того, в настоящее время Россия ведет конкурентную борьбу с другими странами, например с Китаем, не только за господство на экономическом рынке нашего региона, но и на других мировых рынках. Что касается Ирана, то он приобретает всё больший вес для России, как сильный стратегический партнер в регионе. Со своей стороны, Иран заинтересован, чтобы Москва при планировании своей политики по установлению стратегических отношений с Тегераном, в частности при определении своей позиции по проблеме иранского «ядерного досье», еще больше и активнее концентрировала бы свое внимание на сотрудничестве в энергетической отрасли. Российское руководство сделало многое у себя в стране, чтобы забрать нефтегазовую промышленность страны у мелких и крупных расхитителей государственной собственности и со всей серьезностью поставило вопрос о национализации такой важной отрасли, как энергетика. В мировой прессе, да и в некоторых иранских СМИ, в последнее время появились оценки, что Россия якобы опасается превращения Ирана в серьезного конкурента на энергетическом рынке, который располагает большими запасами нефти и занимает второе место после России по запасам природного газа, может стать обладателем мирных ядерных технологий в полном объеме. При этом делаются ссылки на то, что Россия, поддаваясь давлению Запада, всё-таки присоединилась официально к санкциям Совета Безопасности ООН в отношении Ирана и, тем самым, не дает иранцам играть серьезную роль на рынке энергетики. В Иране, тем не менее, понимают, что Россия в связи с иранской проблемой хочет, прежде всего, защитить свои интересы во взаимоотношениях со странами группы «5 + 1». Именно поэтому периодически Москва занимает позицию, которая не вполне устраивает Тегеран. В то же время иранская ядерная проблема с учетом предложения Ирана об участии в проекте по обогащению урана на территории России получила отражение в новом пакете предложений группы «5 + 1», в которую входит и Россия. В этом пакете предлагается осуществлять соответствующую программу на территории одной из европейских стран. Да, внешне складывается впечатление, что российские руководители проявляют непостоянство в вопросе об иранском «ядерном досье» и стремятся использовать в качестве некоего рычага давления энергоносители, потребность в которых постоянно возрастает. Но реальная жизнь диктует и демонстрирует другие подходы к развитию российско-иранских отношений. С одной стороны, Иран в рамках стратегического партнерства с Россией должен укреплять и укрепляет свои экономические позиции, в частности в области двустороннего сотрудничества, за счет развития энергетической отрасли. Именно поэтому отношения между Ираном и Россией могут обрести форму, выходящую за рамки проблемы «ядерного досье», и российские интересы распространятся не только на ядерную энергетику Ирана, но и на энергетику с применением ископаемых энергоносителей. С другой стороны, для того, чтобы расширить свою долю на энергетическом рынке, Ирану следует проявлять большую гибкость по разрешению проблем с российской стороной в области использования энергоносителей. Например¸ это касается практического решения вопроса о создании «газовой ОПЕК». Такая организация может быть создана только при сотрудничестве с Россией, а совместные действия обеих стран могут в свою очередь в значительной степени способствовать достижению Ираном своих экономических целей. Кроме того, в плане максимального укрепления связей между Ираном и Россией и с целью дальнейшего развития экономических отношений следует предпринять самые серьезные шаги для восстановления двусторонних связей в области культуры. По оценке экспертов «Иран-Ньюс», в настоящее время в качестве критерия развития двухсторонних отношений вообще не рассматривается вопрос конкуренции на мировом энергетическом рынке между Ираном и Россией. Такой подход играл бы на руку лишь противникам стратегического партнерства Москвы и Тегерана, в частности странам Запада и их покровителям на Ближнем и Среднем Востоке. У лидеров наших стран есть совершенно четкое понимание того, что не конкуренция, а так называемый «энергетический альянс» ИРИ и РФ будет мощным конкурентом тем, кто мечтает устранить как политическое, так и экономическое российско-иранское влияние в регионе. Реальный пример этому – продолжающееся участие России в реализации программ строительства новых АЭС и других объектов в Иране. Здесь России в Иране конкурентов нет и в ближайшее время не предвидится.
Источник: Iran News

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.