Актау – ключ к прорыву в сотрудничестве Астаны и Тегерана

08 апреля 2004
A A A


Во время встречи глав внешнеполитических ведомств прикаспийских государств 6 апреля в Москве делегации Азербайджана, Ирана, России и Туркменистана обсудили широкий круг вопросов, связанных с каспийской проблематикой, - от правового статуса моря до проблемы сохранения его биоресурсов. Особое внимание было уделено вопросам, которые должны стать предметом рассмотрения на следующем каспийском саммите. По предложению иранской стороны, переговоры Президентов пяти стран могут состояться в конце этого года в Тегеране. На встрече также состоялся обмен мнениями по поводу образования постоянно действующей пятисторонней структуры – Совета Президентов. Министры обсудили вопрос о проведении в Тегеране второго Каспийского саммита. Надо думать, что Иран, особенно на фоне нового витка военного конфликта в Ираке, на сегодня становится одной из ключевых фигур в современном геополитическом раскладе. С ним связывают определенные надежды как страны постсоветского пространства, так и заокеанские Соединенные Штаты. В этой связи стоит отметить, что, несмотря на одержанную в феврале 2004 года победу на парламентских выборах в Иране духовно-консервативных сил, большинство стран мира по-прежнему считает исламскую республику выгодным и предсказуемым экономическим партнером. По мнению зарубежных экспертов, новый меджлис ИРИ продолжит реформы, только их акцент сместится на решение экономических проблем. Доказательством этому служит развернутая в последнее время активная внешнеэкономическая деятельность Тегерана. Ее крупнейшим достижением стало заключение нового нефтяного соглашения с Японией на сумму в два миллиарда долларов, в рамках которого японские компании начнут разработку крупнейших нефтяных месторождений Азадеган на юге страны. Активизировались переговоры между Дели и Тегераном по вопросу строительства газопровода между двумя странами. Значительно увеличился экспорт из Индии нефтепродуктов, риса, чугуна, стали, алюминия, продукции машиностроения, медикаментов и других товаров. В свою очередь исламская республика увеличила экспорт сырой нефти. Правительствами стран обсуждается идея общего рынка Ирана, Индии и Пакистана. На 4-й конференции глав государств и правительств восьми мусульманских стран - Ирана, Египта, Турции, Пакистана, Малайзии, Бангладеша, Индонезии, Нигерии, прошедшей в конце февраля в Тегеране, президент М.Хатами заявил о том, что ИРИ будет четко следовать курсу создания общего рынка свободной торговли в регионе, сближению банковских систем и созданию необходимых условий для взаимных капиталовложений. Необходимо отметить, что на днях Тегеран сделал первый шаг в подтверждение своей решимости следовать указанной декларации, заключив двустороннее соглашение о преференциальной торговле с Исламабадом. 8 марта с.г. завершился визит в Китай высокопоставленной делегации министерства нефти Ирана. В ходе переговоров стороны обсудили возможности углубления двустороннего сотрудничества в области нефти и газа. Одновременно Тегеран активизировал свою внешнеэкономическую дипломатию в прикаспийском регионе. Так, министр иностранных дел Ирана К.Харрази посетил в феврале Ашгабат, где был принят президентом С.Ниязовым. В ходе встречи стороны обсудили вопросы поставок электроэнергии и строительства плотины «Дружбы». А уже на прошлой неделе торговая корпорация «Туркменнефтегаз» и иранская компания «Парс Энерджи» подписали контракт на строительство нового терминала в порту Киянлы для экспорта в Иран сжиженного газа танкерами. Стоимость сделки составляет более 9 миллионов долларов. 23 февраля министр информации Ирана А.Юнеси прибыл с рабочим визитом в Ереван, в ходе которого обсудил с армянским руководством вопросы двустороннего сотрудничества, в том числе экономические. В частности, стороны высказались за активизацию работ по прокладке газопровода из Ирана в Армению. Кроме того, исламская республика активизирует свои экономические отношения с европейскими странами, в первую очередь, с Италией и Германией. Вновь оживляется сотрудничество Тегерана с Москвой в области ядерной энергетики. Вышеуказанные факты заметной активизации внешнеэкономической деятельности Ирана указывают на то, что его высшее руководство взяло курс на модернизацию страны по «китайскому типу» - либерализацию экономики и внешней политики при сохранении государственной монополии во внутриполитической жизни. Если к этому добавить подписанный в конце прошлого года Дополнительный протокол к Договору о нераспространении ядерного оружия, то можно с уверенностью говорить о том, что в среднесрочной перспективе Иран останется на международной арене вполне прогнозируемым актором, с которым можно развивать взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество. Для Казахстана Иран в силу своего геополитического положения и значительного экономического потенциала является одним из наиболее приоритетных партнеров. За годы независимости наша республика установила широкие экономические связи с исламской республикой, особенно в нефтяной отрасли, транспортной и промышленной сферах (железорудной, металлургической, угольной, химической отраслях), торговле и предоставлении услуг. С учетом динамично развивающейся экономики Казахстана и соответствующего роста экспорта товаров за рубеж, актуализации транзитного потенциала республики в рамках транспортных коридоров «Север-Юг» и «ТРАСЕКА» жизненно важной является задача дальнейшего совершенствования и диверсификации путей транспортировки казахстанских товаров, в первую очередь, нефти, зерна, металлов на мировые рынки. По оценкам многих отечественных и зарубежных экспертов, иранский транзитный маршрут является для нас выгодным и кратчайшим выходом к портам Мирового океана. В настоящее время доставка казахстанской нефти осуществляется национальной компанией «КазМунайГаз» танкерами из Актау в иранские порты по принципу дальнейшего ее замещения на эквивалентный объем сырой нефти, экспортируемой из Персидского залива на мировые рынки, преимущественно в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2004 году «КазМунайГаз» планирует увеличить вдвое поставки нефти по данному маршруту. В декабре прошлого года канадская компания «PetroKazakhstan» также начала отправку нефти с юга республики в Иран по железной дороге через территорию Узбекистана и Туркменистана. Однако первый маршрут остается более предпочтительным в силу сосредоточения основных запасов нефти на казахстанском участке шельфа Каспийского моря, а также возможности работы с Ираном без посредников. Тегеран также является импортером других казахстанских товаров, в первую очередь, зерна и металлов. Их значительная часть доставляется из Актау в иранские порты на Каспии. Кроме того, в перспективе по данному маршруту планируется наладить доставку казахстанских строительных материалов и зерна транзитом через территорию Ирана в Объединенные Арабские Эмираты. Интенсификация торгово-экономического сотрудничества с ИРИ требует соответствующего развития транспортных коммуникаций и расширения производственных мощностей прибрежных портов. За годы независимости Казахстана Актау из провинциального городка превратился в современный международный морской порт. В настоящее время здесь имеются три наливных причала, проектная мощность которых достигает восьми миллионов тонн нефти в год, зерновой терминал с перспективной мощностью обработки до 600 тысяч тонн, причалы для обработки судов и грузов, гигантские склады для хранения грузов, в том числе тяжеловесных. Национальная морская судоходная компания «Казмортрансфлот» имеет в аренде шесть российских, четыре азербайджанских и два иранских нефтеналивных судов с емкостями 3-5 тысяч тонн. Осенью этого года планируется завершение строительства первого казахстанского танкера емкостью 12 тысяч тонн, осуществляемого на судостроительном заводе в Санкт-Петербурге. Вместе с тем, для полноценного развития транспортного потенциала необходимо создать вспомогательный флот для буксирования и иного обслуживания судов, продолжить развитие порта и его производственных мощностей, построить новую гавань, терминалы по обработке грузов и модернизировать существующие. В более отдаленной перспективе администрацией порта намечено строительство судоремонтного и судостроительного заводов. С учетом этого, экономической дипломатии Казахстана предстоит решение важной задачи по привлечению дополнительных иностранных, в том числе иранских, инвестиций в развитие порта Актау. Представляется, что Тегеран является заинтересованной стороной в этом вопросе. Увеличение интенсивности транзита товаров через Каспийское море по иранскому маршруту неизбежно вызовет экономический рост не только в Казахстане, но и в Иране, в частности, в иранских прикаспийских портах, ускорит развитие международных транспортных коридоров и позволит переключить большую часть грузопотоков на себя. Со временем увеличение интенсивности транзита товаров по иранскому пути приведет к поиску альтернативных способов транспортировки, и, без сомнения, проект создания магистрального трубопровода через территорию Ирана к Персидскому заливу станет наиболее приоритетным и жизнеспособным. Мощный стимул к развитию получит Организация экономического сотрудничества, жизнеспособность которой на данный момент вызывает сомнения. Вклад инвестиций в развитие Актау также позволит иранским компаниям закрепиться на казахстанском рынке, в особенности, в порту, который в перспективе должен превратиться в важный соединительный пункт на евразийских транзитных маршрутах. Безусловно, с развитием нефтедобывающей промышленности Казахстана Иран получит еще одного конкурента на мировом рынке энергоресурсов, но вышеперечисленные плюсы многократно возместят возможные потери в прибыли от продажи природных богатств. Кроме того, следует отметить, что процесс увеличения нефтедобычи в нашей республике уже давно стал необратимым, поэтому с учетом продвижения проектов Баку-Джейхан и Западный Казахстан-КНР, увеличения загрузки КТК, а также более отдаленных перспектив развития ТРАСЕКА и возможной прокладки Южного транспортного коридора через территорию Афганистана недостатка в альтернативных путях транспортировки углеводородного сырья Казахстан в будущем вряд ли испытает. Рассматривая тему углубления экономического сотрудничества Казахстана и Ирана было бы большим упущением не упомянуть о возможной негативной реакции со стороны США. В настоящее время против Тегерана продолжают действовать санкции со стороны Вашингтона, подозревающего его в поддержке международного терроризма и разработке ядерного оружия. Однако с учетом последних реалий, а именно, как уже упоминалось выше, подписания Ираном Дополнительного протокола к ДНЯО, выдачи американцам большой группы членов Аль-Каиды, а также взаимных интересов в совместном урегулировании ситуации в Ираке и его поствоенном строительстве, вполне реально ожидать, что в Белом доме сменят «гнев на милость». В этом случае, с учетом уже имеющегося опыта мирных инициатив и соответствующего имиджа на мировой арене, не исключено, что Астана станет посредником в перемирии Ирана и США. Источник:"inform.kz",08.04.04
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.