Николай Макаров: «Ракетная угроза Европе и США со стороны Ирана и КНДР надумана»

04 мая 2012
A A A


Места базирования противоракетных средств НАТО приближаются к нашим границам, поэтому Россия вынуждена принимать ответные военно-технические меры, вплоть до упреждающего применения имеющихся средств поражения, но только в период обострения обстановки в качестве крайней меры. О такой позиции России по развёртыванию в Европе НАТОвских ПРО заявил начальник генштаба Вооружённых сил РФ Николай Макаров. «Ключом к пониманию позиции России по ПРО является принцип равной и неделимой безопасности, это базовый элемент региональной и глобальной стабильности. Что это означает? В условиях распространения ядерного оружия и ракетных технологий взаимоотношения в мире характеризуются возможностью резкой эскалации региональных вооруженных конфликтов и их выхода на глобальный уровень, поэтому сегодня региональная и глобальная безопасность составляют единое целое и должны быть неделимы. В современном многополярном мире невозможно обеспечить защиту от всего спектра угроз одного государства или группы государств без учета влияния принимаемых мер безопасности остальных членов мирового сообщества. Еще один краеугольный принцип российского подхода в отношении системы противоракетной обороны - неразрывная связь стратегических наступательных и стратегических оборонительных вооружений. Этот принцип зафиксирован в договоре между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 2009 года. Представленный Соединенными Штатами Америки в 2009 году план поэтапного адаптивного подхода, по мнению российских специалистов, не вполне адекватен заявленным целям – защите европейских стран от ракетных угроз со стороны Ирана и Северной Кореи. Его глубокий анализ, проведенный научно-исследовательскими организациями Министерства обороны России, показал, что при реализации третьего и четвертого этапов, появляется реальная возможность поражения российских межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок на различных траекториях полета. Противоракеты, развернутые в Польше и предназначенные для борьбы с межконтинентальными баллистическими ракетами окажутся в непосредственной близости от нашей территории. Мы, по-прежнему, считаем, что ракетная угроза Европе и США со стороны Ирана и КНДР надумана. Признавая, что в этих странах реализуется программа создания ракет меньшей и средней дальности, мы пришли к выводу, что принятие на вооружение Пхеньяном и Тегераном межконтинентальных баллистических ракет – задача крайне трудновыполнимая, если реализуемая вообще в условиях действия международных санкций. В то же время, мы не могли игнорировать логику наших европейских партнеров, которые усматривают угрозу собственной безопасности со стороны так называемых непредсказуемых режимов. В этих условиях для достижения компромисса и снятия напряженности во взаимоотношении России и НАТО было принято решение о внесении коррективов в наши подходы. Так на саммите России и НАТО в Лиссабоне, президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев предложил новый подход к развитию отношений в сфере противоракетной обороны. Вместо критики и противодействия планам НАТО по созданию европейской системы ПРО - взаимовыгодное сотрудничество с целью совместного устранения потенциальных ракетных угроз всему Европейскому континенту. Объединение отдельных зон и секторов противоракетных средств России и НАТО в итоге составило бы систему противоракетной обороны Европы. Российские средства ПРО, расположенные на западе и на северо-западе страны, моли бы обеспечить прикрытие от ракетных ударов наряду с нашей территорией и части территории сопредельных государств и морских акваторий. Планов размещать российские средства противоракетной обороны за пределами национальной территории у нас не было и нет. Такой подход исключал бы влияние российских средств ПРО на потенциал сдерживания любого государства – участника проекта. Приходится констатировать, что российские предложения не приняты нашими партнерами в качестве основы для дальнейшего диалога. Юридически обязывающие гарантии ненаправленности средств ПРО сторон против потенциала стратегически ядерных сил стран-участников логично вписываются в российскую концепцию. Нежелание Соединенных Штатов взять на себя такие обязательства может свидетельствовать о планах использования американской ПРО против российских стратегических ядерных сил. Как Россия могла поверить в искренность заявления о том, что все, что делается, делается не против нас, если несмотря на российские озабоченности, ни одна из противоракетных программ США после Лиссабона не претерпела каких-либо изменений с тем, чтобы учесть российские озабоченности? При этом создаваемые информационные и огневые средства совершенствуются в направлении роста радиуса их действий, увеличения скоростей перехватывания целей и повышения точности наведения. Места базирования противоракетных средств приближаются к нашим границам, обеспечивая в условиях отсутствия каких-либо взаимных обязательств возможность оперативного развертывания противоракетных группировок на чувствительных для нас направлениях. Наше законное беспокойство вызывает сама конфигурация, создаваемая Соединенными Штатами Америки, системы глобальной ПРО, фактически окружающая территорию России, а также количественный состав ее средств. Европа, Ближний Восток, Азиатско-Тихоокеанский регион уже в обозримой перспективе – это сотни перехватчиков, около полусотни кораблей с возможностью базирования по всему миру. И все это против несовершенных, обладающих ограниченной дальностью нескольких иранских и северокорейских ракет? Мы вынуждены принимать ответные военно-технические меры, которые, во-первых, должны стать дополнительным сигналом нашим партнерам, что дальнейшее игнорирование российских озабоченностей в сфере ПРО ведет не к повышению безопасности на Европейском континенте, а к возникновению новой сферы в столкновении интересов. Во-вторых, конкретные мероприятия будут выполняться исключительно в качестве ответных шагов по мере роста опасности нашим стратегическим ядерным силам со стороны разворачиваемых США и НАТО средств ПРО. Указания, отданные Президентом России и Министерством обороны Российской Федерации, ориентированы на решение вышеперечисленных задач. В частности, ввод в боевой состав радиолокационной станции "Воронеж-ДМ" в Калининградской области позволит нарастить возможности по обнаружению стартовых баллистических ракет западного и северо-западного направления. Повысится достоверность получаемой информации за счет комплексной оценки данных от различных источников. В итоге будет увеличено время, которым располагает руководство страны, для принятия решения об адекватных мерах реагирования на возможность применения стратегических ядерных сил. Дополнительно появятся возможности контролирования старта ракет при их дислокации в Польше и северо-западных морях. Огневое поражение комплексов противоракетной обороны, включая развертывание ракетного комплекса "Искандер" в Калининградской области, представляет собой один из возможных вариантов разрушения инфраструктуры ПРО в Европе. С учетом дестабилизирующего характера системы ПРО, а именно создания иллюзии нанесения безнаказанного разрушающего удара, настороженность сторон существенно возрастет. Хочу здесь особо отметить, что решение об упреждающем применении имеющихся средств поражения будет приниматься в период обострения обстановки. Размещение, и тем более, применение средств поражения, мы считаем крайней мерой реагирования на размещение ПРО в Европе. Хочется верить, что нам никогда не придется ее задействовать. Считаем, что наши европейские партнеры должны определиться, стоит ли форсирование строительства собственной системы ПРО НАТО под лозунгом защиты от несуществующих ракетных угроз со стороны стран с непредсказуемыми режимами того, что Россия вынуждена компенсировать ее антироссийский потенциал военно-техническими мерами, создающими реальную угрозу тем государствам, на территории которых будут развернуты противоракетные средства. Мы не отказываемся от обязательства воздерживаться от угрозы применения силы друг против друга, закрепленного в Уставе Организации Объединенных Наций. Но если США и НАТО считают возможным при обеспечении собственной безопасности не обращать внимания на безопасность своих соседей, нам не остается ничего другого, как принимать адекватные ответные меры. Нам нужны четкие гарантии того, что планируемые к размещению в Европе противоракетные средства США и НАТО вне зависимости от политических изменений в тех или иных государствах не будут работать против России. Данный вопрос имеет для нас принципиальное значение. Без его удовлетворительного решения обсуждение каких-либо проектов сотрудничества не имеет смысла".
Источник: Голос России

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.