Военная операция против Ирана была бы грубым просчетом Запада - замглавы МИД РФ Сергей РЯБКОВ

12 января 2012
A A A


Военная операция против Ирана была бы тяжелейшей ошибкой и очень грубым просчетом Запада. Об этом заявил заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков в интервью ИТАР-ТАСС. Высокопоставленный российский дипломат дал оценку возможным нефтяным санкциям в отношении Тегерана. Он убежден, что возобновление переговоров Ирана с "шестеркой" вполне реально. - Как Россия относится к идее введения нефтяных санкций в отношении Ирана в условиях проводимых Тегераном работ по дообогащению? - Независимо ни от каких условий, в которых мы рассматриваем этот вопрос: в условиях расширения иранцами обогатительной деятельности или других условиях - мы против применения подобных мер в отношении Ирана по нескольким причинам. Во-первых, мы считаем, что санкции такого рода не имеют ничего общего с главной задачей, а именно - укреплением режима нераспространения оружия массового уничтожения. Во-вторых, считаем, что те меры, которые уже приняты целой группой стран, которые ввели односторонние санкции против Ирана, не приблизили, а отдалили переговорные решения. Россия, как всем известно, выступает очень энергично в пользу нахождения такого решения и предлагает свои варианты. В-третьих, считаем, что вопросы, которые касаются всех аспектов политики на иранском направлении в части восстановления доверия к иранской ядерной программе, должны решаться по-партнерски и коллективно, а не келейно и индивидуально. Те страны, которые обсуждают подобного рода меры, подрывают единство "шестерки" международных посредников. - Как в Москве оценивают угрозы Ирана перекрыть Ормузский пролив? - В отношении подобного рода заявлений должен сказать, что Ормузский пролив является международным и в нем должна обеспечиваться свобода судоходства. Но в равной степени мы признаем право иранской стороны заботиться об обеспечении собственной безопасности. Это право включает и право на проведение соответствующих учений. Считаем, что и иранцы, и вообще все члены международного сообщества в нынешней тревожной ситуации в обязательном порядке должны избегать заявлений и тем более действий, которые способны вести к дальнейшему раскручиванию спирали конфронтации. Это очень опасная тенденция. Сейчас все должны проявлять максимальную сдержанность. - В том случае, если пролив все же будет перекрыт, затронет ли это интересы России? - Россия - страна, имеющая глобальные и региональные интересы. Естественно, мы не можем оставаться безучастными к тому, что происходит с судоходством в районе Ормузского пролива. - Насколько реален шанс возобновления переговоров Ирана с "шестеркой" в складывающейся ситуации? - Считаем, что возобновление переговоров вполне реально. В последние недели мы неоднократно обсуждали этот вопрос и с иранскими представителями на различных площадках, и с другими участниками "шестерки" международных посредников. Думаем, что предпосылки для продолжения переговоров созрели, и сейчас этот шанс нельзя упустить. - Как Вы считаете, начав работы по дообогащению, противопоставил ли себя Иран международному сообществу? - Мы с обеспокоенностью и сожалением восприняли информацию о том, что на объекте Форду близ города Кум начались обогатительные работы. Считаем, что эти действия не соответствуют требованиям, изложенным, по крайней мере, в двух резолюциях - 1929 СБ ООН и одной из резолюций, принятой в 2009 году по линии Совета управляющих МАГАТЭ. Сказав это, мы не можем не признать, что Иран заблаговременно проинформировал МАГАТЭ о планах начать обогатительную деятельность на объекте в городе Кум. Мы должны также признать, что весь ядерный материал на этом объекте находится под контролем МАГАТЭ. Считаем, что, конечно, эта ситуация не создает позитивного фона для возобновления переговоров, но вывод из этого только один - нужно удвоить усилия в пользу продолжения переговоров. Россия будет этим заниматься, в том числе продвигая известный план главы МИД РФ Сергея Лаврова, основывающийся на принципах поэтапности и взаимности в контактах с иранской стороной и в контактах с представителями "шестерки" международных посредников. - Велика ли вероятность военной операции в отношении Ирана? - Это было бы тяжелейшей ошибкой, очень грубым просчетом. Последствия подобного гипотетического развития были бы самыми далекоидущими для региональной и глобальной безопасности. Военного решения задачи восстановления доверия к мирному характеру иранской ядерной программы по определению быть не может. При таком решении может иметь место расшатывание региональной стабильности, нарастание рисков, серьезный удар по мировой экономике, то есть комплекс негативных факторов, который может сотрясти основы международной системы. Считаем, что это категорически недопустимо, и призываем партнеров по "шестерке", всех тех, кто в последние дни вновь активизировал обсуждение этой темы, одуматься и проявить максимальную сдержанность. - 14 января к обязанностям приступит новый посол США в РФ Майкл Макфол. Некоторые СМИ называют его "специалистом по внедрению демократии американского образца". Как в Москве воспринимают выбор такой кандидатуры? - В принципе, мы очень хорошо знаем господина Макфола. В последние годы он был спецпомощником президента США по российским делам, а значит - непосредственным участником всех тех процессов, которые позволили вначале выровнять двусторонние отношения, а затем - перевести их в более позитивное русло. Мы прекрасно знаем и о том, что Макфол в течение длительного времени работал в неправительственных организациях, научных и учебных центрах. Он занимался в том числе и правозащитной тематикой. Все это общеизвестные истины. Мы рассчитываем, что в его новом качестве посла в Москве линия на поступательное развитие двусторонних отношений сохранится. Мы уверены в том, что настолько опытный человек сумеет найти правильный курс и обеспечит недопущение никаких откатов в наших отношениях, по каким бы причинам подобные откаты не прогнозировались некоторыми недоброжелателями. Думаем, что те, кто занимается российской политикой с американской стороны, достаточно мудры и опытны, чтобы этого не допустить. - В какие сроки Россия может ратифицировать соглашение по облегчению визового режима с США? - Это вопрос календаря нового состава Государственной думы. Затем документ должен будет пройти ратификацию в Совете Федерации. Рассчитываю, что это не займет больше нескольких месяцев. - После Нового года США уже сделали заявление о том, что готовы продолжать диалог с Россией по ПРО и надеются договориться с Москвой. Насколько искренен Вашингтон в своем стремлении идти на компромисс или речь все же идет об "игре в одни ворота"? - Мы готовы договариваться, но я прошу вдуматься в само это слово. Договариваться - это значит слышать друг друга и находить такие решения, которые учитывают интересы другой стороны. Пока, к сожалению, администрация США не демонстрирует готовность прислушиваться к нашим озабоченностям и учитывать наши приоритеты. Суть проблемы та же, что и раньше: мы хотим иметь достаточно надежную основу для взаимоотношений с США в сфере стратегических вооружений в виде юридических, то есть правовых обязывающих гарантий того, что будущая, а точнее, уже создаваемая американцами во взаимодействии с рядом стран система ПРО не сможет задействоваться, не будет задействоваться таким образом, чтобы это подрывало стратегические ядерные силы, стратегический ядерный потенциал России. Одних заверений, пусть даже в письменной форме, недостаточно. Мы должны совместно разработать набор таких параметров, по которым можно будет делать выводы, насколько будущая система США и НАТО в этой области соответствует заверениям или заявлениям о ее ненаправленности против наших интересов. Это не сверхъестественные требования, это вполне реалистичный и разумный элемент, без которого продолжение движения к возможному сотрудничеству в сфере ПРО или каким-то совместным шагам в этой области просто лишается смысла. Поэтому нужно поинтересоваться у американских коллег, есть ли какие-то шансы на то, что наши простые, понятные и логичные соображения будут приняты в расчет. Если это так, то договориться можно достаточно быстро. Если же позиция американской стороны остается прежней, то есть ничего из этого набора решений найдено быть не может и выработано быть не может, то тогда у меня большие сомнения, что мы вообще когда-либо договоримся. Вопрос о времени - это вопрос не графика дипломатического процесса, а вопрос наличия политической воли. - Какие сроки можно считать "дедлайном" в этом вопросе? - Все выводы на тему того, когда что может начать происходить, рекомендуем делать, исходя из заявления президента России от 23 ноября 2011 года. Там достаточно прямо, без каких-то дипломатических околичностей изложено то, что может происходить в плане нашей реакции на дальнейшее развитие в области ПРО со стороны США и НАТО в отсутствие договоренностей. Будут определенные этапы, которые придется пройти, если договоренностей не будет. Кое-что уже сделано в плане введения в эксплуатацию, в частности, РЛС в Калининградской области. Однако хотелось бы подчеркнуть, что мы заинтересованы в продолжении диалога и нахождении решения, базирующегося на учете наших интересов, потому что меры военно-технического противодействия, о которых в ноябре объявил президент Медведев - это меры вынужденные. Это не наш выбор. Юлия Семенова (ИТАР-ТАСС, Москва)
Источник: ИТАР-ТАСС

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.