Ядерная Индия: Ядерный подвиг на АЭС Тарапур

13 апреля 2006
A A A


Т.С.Субраманян В Тарапуре (штат Махараштра) в эти дни царит праздничное оживление. На двух атомных энергоблоках – с первыми в стране энергетическими реакторами – закончены работы по модернизации, укреплению безопасности и продлению срока эксплуатации. Более того, теперь «Тарапур-1» и «Тарапур-2» располагают запасом топлива на несколько лет. Рядом с ними готовится к первому выходу на критику «Тарапур-3» – блок с созданным индийскими атомщиками тяжёловодным реактором PHWR-540. Это событие произойдёт в конце апреля или начале мая 2006 года. Сейчас на третьем блоке продолжается загрузка свежего топлива. Брат-близнец нового блока – «Тарапур-4» – работает успешно на мощности около 500 МВт (эл.). На первом и втором блоках АЭС «Тарапур» установлены легководные реакторы, поставленные компанией «General Electric» (США) и спроектированные специалистами фирмы «Bechtel». Оба блока начали свою работу в 1969 году. Они используют низкообогащённый уран в качестве топлива и лёгкую воду как замедлитель и теплоноситель. В своё время их сооружали с целью доказать, что атомная энергетика в Индии экономически целесообразна. Их проектная мощность составляет по 210 МВт (эл.), но в 1985 году она была снижена до отметки 160 МВт (эл.). По соглашению, подписанному в 1963 году, США обязались поставлять обогащённый уран для первой очереди АЭС «Тарапур» на протяжении 30 лет. Однако после проведения Индией мирного атомного эксперимента в мае 1974 года, Америка отказалась от своих обязательств. В Вашингтоне ссылались в те времена на внутреннее американское законодательство, в частности, на закон о ядерном нераспространении (1978 год), как обоснование для прекращения поставок топлива. В 1983 году роль уранового снабженца взяла на себя Франция и выполняла её до 1993 года – до момента окончания соглашения между США и Индией. В 1995 году 30 тонн обогащённого урана пришло на АЭС «Тарапур» из Китая, а в 2001 году 50 тонн поставила Россия. В марте 2006 года Москва согласилась продать Индии очередные 60 тонн, первая партия из которых прибыла в Индию в срок с 21 по 26 марта. Чартерный рейс доставил в Хайдерабад 30 тонн низкообогащённого урана в форме таблеток. В дальнейшем, специалисты ядерно-топливного комплекса собрали из русских таблеток твэлы с оболочками из циркалоя и передали их на АЭС «Тарапур». Как утверждают представители индийского атомного ведомства (DAE), теперь первая очередь первой индийской АЭС обеспечена топливом до 2012 года. На протяжении четырёх с половиной месяцев инженеры Ядерно-энергетической корпорации Индии (NPCIL) выполнили модернизацию и провели работы по продлению эксплуатации стареющих блоков «Тарапур-1» и «Тарапур-2», затратив на это порядка 20 кроров рупий. Стоит отметить, что в большинстве других стран мира схожие по возрасту реакторы предпочитают останавливать и выводить из эксплуатации. 16 февраля 2006 года блоки первой очереди АЭС «Тарапур» были вновь подключены к энергосети и продолжили свою работу на мощности 160 МВт (эл.) каждый. В ходе продления эксплуатации инженеры NPCIL довели уровень безопасности первой очереди до современных международных стандартов. Служба атомнадзора Индии (AERB), отвечающая за безопасность индийских АЭС, выдала NPCIL лицензию на пятилетнюю эксплуатацию первой очереди АЭС «Тарапур». Но на площадке уверены – оба блока смогут эксплуатироваться на протяжении 15 лет. Председатель и исполнительный директор NPCIL С.К.Джейн считает, что своему нынешнему успеху компания обязана систематическим наблюдением за состоянием блоков первой очереди АЭС «Тарапур», длившемся 37 лет. Кроме того, «General Electric» и «Bechtel» передали индийцам всю документацию по АЭС, включая схему разводки кабелей. Эти записи и данные помогли индийским атомщикам в ходе проведения мероприятий по продлению эксплуатации. «Мы провели обратный инженерный анализ. Стоимость первой очереди составляет 1800 кроров рупий. Мы фактически вернули в строй 1800 кроров, затратив всего лишь 20 кроров. Конечно, это имеет экономический смысл», – говорит У.Рамамурти, директор первой очереди АЭС «Тарапур». Он добавляет, что работы оказались непростыми – как и любые виды работ, которые необходимо производить в условиях ограниченного пространства. «Сегодня первая очередь выглядит настолько хорошо, что становится похожа на новую станцию», – не скрывает радости М.С.С.Рагаван, бывший одним из первых начальников смен на этой АЭС. Рагаван, ушедший на пенсию в 1994 году после долгой службы в NPCIL, посетил АЭС «Тарапур» в марте 2006 года после подключения блоков первой очереди к энергосети. «Я с большим удовольствием осмотрел все новые решения по увеличению безопасности», – говорит отставной атомщик. Мощность аварийных дизель-генераторов на «Тарапур-1» и «Тарапур-2» теперь увеличена. Кабели разведены более аккуратно, в строгом соответствии с международными стандартами. Кабели и оборудование систем безопасности сейчас полностью изолированы и сдублированы, отмечает Рагаван. Первой очереди АЭС «Тарапур» выпала непростая судьба, в которой встречалась даже нехватка топлива. Но, начиная с 1995 года, блокам стало жить намного легче, и они ответили на это стабильным ростом КИУМ. Длительные остановы превратились в краткосрочные, а время на перегрузку топлива неуклонно снижалось. «Мы добились 90% КИУМ в 2003-2004 годах. В 2004 году первая очередь произвела 2626,6 миллиона киловатт-часов электроэнергии, что стало лучшим показателем за всё время эксплуатации очереди», – говорит Рамамурти. После того, как эксплуатация «Тарапур-1» и «Тарапур-2» вошла в нормальный режим, атомщики запросили у атомнадзора лицензии на длительную работу блоков. Однако AERB потребовала провести тщательный анализ первой очереди, включая оценку времени жизни и формулирование мер, необходимых для противостояния старению блоков и укреплению их безопасности. Тарапурские инженеры приступили к этой работе, сконцентрировавшись на трёх направлениях: анализ эксплуатационной безопасности, модернизация и подготовка ТОБ (тома по обоснованию безопасности) на основе проекта очереди. Взлёты и падения, переживавшиеся блоками, не могли не сказаться на состоянии материалов и оборудования. Кроме того, проектирование «Тарапур-1» и «Тарапур-2» было выполнено на основании стандартов и принципов, существовавших в 60-ые годы. На сегодняшний день, атомная отрасль ушла далеко вперёд, и представители AERB заявили чётко и ясно – первая очередь АЭС «Тарапур» сможет продолжить свою работу только в том случае, если будет соответствовать современным стандартам. «Мы определили те участки, где требовалась модернизация. Мы выполнили вероятностный анализ безопасности, что дало нам хорошее представление об уровне безопасности станции. Мы выбрали то оборудование, которое подлежало замене», – вспоминает Рамамурти. Станционные постройки, в том числе, бетонное здание контеймента, были проанализированы особенно тщательно, в том числе, с проведением прочностных расчётов. Была выполнена оценка срока службы кабелей. Большую работу пришлось провести и в бассейне, содержащем 125 тысяч кубических футов воды для аварийного расхолаживания активной зоны в случае аварии LOCA (потеря теплоносителя) – после слива воды, было очищено дно бассейна и проверена целостность его стальной облицовки. В рамках работ по продлению эксплуатации и повышению безопасности на первом и втором блоках АЭС «Тарапур» были также заменены устаревшие аварийные дизель-генераторы и зарядники, изменена раскладка кабелей, модернизированы привода системы стержней СУЗ и проведены многие другие действия. Среди прочего, атомщики укрепили короба и стены, через которые проходят электрические кабеля, так, чтобы не нарушить подачу напряжения в случае землетрясения, а в некоторых комнатах были поставлены дополнительные перегородки для предотвращения распространения пожара. Для операторов блоков первой очереди теперь предусматривается резервный щит управления на тот случай, если помещение БЩУ окажется по тем или иным причинам недоступным для персонала. Модернизирована также система охлаждения выгоревших кассет. Особое внимание было уделено анализу сейсмоустойчивости всех систем станции – в частности, здание, в котором располагаются аварийные дизель-генераторы, было испытано на способность выдержать землетрясение. Отдельный сейсмоанализ был также сделан и для противопожарной защиты. Над укреплением безопасности первой очереди АЭС «Тарапур» непрерывно трудилось более 50 человек, которым помогала проектная группа из ядерного центра BARC. Одновременно операторы и другой персонал двух блоков сдали письменные и устные экзамены, которые позволили подтвердить их профессиональную пригодность.
Источник: «Frontline»

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.