Железнодорожное строительство в Иране

21 мая 2004
A A A


Первые железные дороги в Иране строили иностранцы. В 1887 году английские специалисты построили пригородную линию длиной 10 км Тегеран — Шехр-э-Рей, в 1915 году специалисты из России — первую магистральную линию длиной 148 км Тебриз — Джульфа. За ними последовали линии Захедан — Мирджаве и Шерефхане — Суфиан. Дальнейшее строительство осуществлялось в соответствии с планом создания национальной сети железных дорог, принятым парламентом страны в 1925 году. Первым этапом его реализации стало строительство железнодорожной станции в Тегеране в 1927 году, а важнейшей задачей — соединение Каспийского моря с Персидским заливом. В 1938 году общая длина сети достигла 1290 км. Особенно интенсивно строительство железных дорог велось после Второй мировой войны, когда были построены важнейшие магистрали, составляющие ядро сети. Итоговые сведения о действующих в настоящее время в Иране железнодорожных линиях приведены в табл. 1. Таблица 1 Сеть железных дорог Ирана в 2002 г. Линия Длина, км Годы строительства Тебриз — Джульфа 148 1912 – 1916 Захедан — Мирджаве 94 1920 – 1921 Тегеран — Бендер-Торкемен 461 1928 – 1938 Тегеран — Бендер-Хомейни 928 1928 – 1939 Ахваз — Хорремшехр 121 1942 – 1943 Сарбандар — Мешхер 12 1950 – 1951 Гермсар — Мешхед 812 1938 – 1958 Тегеран — Тебриз 736 1939 – 1959 Гоган — Бендер-Торкемен 35 1960 – 1961 Тебриз — Рази 192 1912 – 1971 Кум — Зеренд 847 1939 – 1971 Исфахан — Зеррин-Шехр 111 1969 – 1971 Зеранд — Керман 80 1975 – 1979 Бафк — Бендер-Аббас 626 1982 – 1995 Мешхед — Серахс 165 1993 – 1997 Априн — Малеки 24 1993 – 1997 Бад — Мейбод 254 1996 – 1998 Априн — Мохаммедие-2 122 1994 – 1999 Чадормалу — Мейбод 219 1992 – 1999 Бендер-Эмирабад — Ростамкола 20 1996 – 2001 Мохаммедие-2 – Мохаммедие-1 6 1994 – 1999 Одновременно велась реконструкция ранее построенных линий, в основном путем укладки второго пути. Сведения о линиях, преобразованных в двухпутные, приведены в табл. 2. Таблица 2 Двухпутные линии и участки железных дорог Ирана в 2002 г. Линия (участок) Длина, км Сроки укладки второго пути Хасанабад — Дизиче 44 1991 – 1992 Миандешт — Бендер-Хомейни 92 1982 – 1994 Гермсар — Ширинчешме 419 1995 – 2001 Тегеран — Гермсар 114 1991 – 1997 Тегеран — Априн 20 1991 – 1997 Щураб — Мохаммедие-2 20 1998 – 1999 Априн — Мохаммедие-2 122 1994 – 2001 Малеки — Карадж 18 1991 – 2001 В настоящее время общая эксплуатационная протяженность сети железных дорог Ирана составляет 6013 км, развернутая — 6862 км. Длина второстепенных ответвлений, линий промышленного железнодорожного транспорта и станционных путей равна 2708 км. Среди пассажирских станций, помимо Тегерана, выделяется Мешхед — священный город мусульман, куда ежегодно совершают поездки тысячи паломников. Кроме того, Мешхед является важным узлом связей Ирана со странами Центральной Азии. Важная пограничная станция расположена в Джульфе, через которую проходят импортно-экспортные грузовые перевозки в связях со странами Закавказья. Здесь же имеется пункт перестановки вагонов на другие тележки, что необходимо из-за разницы в ширине колеи железных дорог Ирана и Азербайджана (1435 и 1520 мм соответственно). Большой потенциал развития имеет станция Рази на турецкой границе, поскольку через Турцию осуществляются сухопутные связи Ирана с Европой. Большое значение имеют линии на юго-западе страны, наиболее экономически развитом. Здесь в Эраке расположен крупный машиностроительный завод, в Парсе — завод по строительству железнодорожного подвижного состава, в Шахзанде — сахарный завод, в Эзне — нефтеперерабатывающий комбинат. Важна также линия, ведущая в Чадормалу — район добычи железной руды. Растет грузооборот на линии, связывающей с глубинными районами страны Бендер-Аббас — крупный порт на побережье Персидского залива с большим грузовым терминалом. Среди отдельных объектов, построенных за последние 20 лет, следует отметить сортировочные станции Априн вблизи Тегерана и Мохаммедие между Кумом и Бадом, несколько ответвлений от основных линий для обслуживания портов, горнодобывающих и промышленных предприятий, крупное депо в Лотфабаде возле перехода через границу с Туркменистаном. Новые линии Планом развития железных дорог Ирана предусмотрены строительство ряда новых линий и реконструкция действующих. Сведения о важнейших строящихся и реконструируемых в настоящее время линиях приведены в табл. 3. Следует отметить те из них, которые предназначены для улучшения транспортного обслуживания северо-восточных районов страны: Захедан — Бендер-Аббас и Бафк — Мешхед. Последняя пройдет через район добычи угля в Тебесе, а также станет частью будущего транзитного направления в сторону Афганистана. Линия Миане — Бостанабад — Тебриз, которая спрямит маршрут от Тегерана до Тебриза и сократит его длину на 128 км, может привлечь дополнительный объем перевозок, оцениваемый в 2 млн. т грузов и 2 млн. пассажиров в год, в том числе в международных сообщениях. Таблица 3 Строящиеся и реконструируемые линии железных дорог Ирана Линия Длина, км Априн — Бахрам 31 Бендер-Аббас — Захедан 539 Исфахан — Шираз 507 Бафк — Мешхед 800 Миане — Тебриз 200 Урмия — действующая сеть 180 Гермсар — Мешхед (завершение укладки второго пути) 393 Таблица 4 Проекты новых линий железных дорог Ирана Линия Длина, км Керманшехр — Хосрови 395 Керман — Захедан 539 Кум — Исфахан 240 Миане — Ардебиль 153 Казвин — Энзели 225 Бад — Гермсар 192 Исфахан — Эзна 320 Керман — Чах-Бехар 610 Лар — действующая сеть 143 Кроме того, еще ряд линий находится на разных этапах проектирования. Сведения о наиболее продвинутых проектах приведены в табл. 4. Среди них особое значение придается линиям Казвин — Энзели, которая даст дополнительный выход к Каспийскому морю и улучшит условия сообщений в направлении север — юг, и Керман — Мирджаве, которая станет завершающим звеном железнодорожной связи с Пакистаном (в настоящее время на действующем участке Мирджаве — Захедан уложен путь колеи 1676 мм, как на железных дорогах Пакистана; когда линия дойдет до Захедана, здесь предусмотрено уложить второй путь нормальной колеи) и также будет иметь большое значение для транзитных перевозок в направлении запад — восток. Источник: www.rzd.ru
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.