Вражда США с иранской историей и культурой

02 марта 2012
A A A


В прошлом месяце было распространено странное и в то же время огорчающее сообщение, вызвавшее сожаление среди любителей культуры и искусства. Один из комитетов Сената США рассматривает проект, позволяющий "пустить с молотка" по самым высоким ценам памятники иранской культуры и истории. Проект предложен сенатором Робертом Мендесом в рамках новых санкций США, а получаемые от аукциона средства пойдут на борьбу с ИРИ. Вызывает удивление, как можно продавать на аукционах музейные экспонаты, большинство которых отданы на сбережение, не вызвав при этом никаких протестов? Интересно, такую глубокую ненависть представители администрации, претендующей на любовь к культуре, питают к иранской культуре, что решились утвердить такой закон? Не зря данное неправомерное решение и крупнейшая кража предметов культуры на государственном уровне вызвало упреки во всем мире. Напрашивается вопрос: насколько реализуемо данное незаконное решение? Согласно таким законам, как статья 27 Венской Конвенции, ни одна страна не имеет права игнорировать права других стран под предлогом защиты своих интересов и продавать чужие памятники истории. Таким образом, Белый Дом не может продать не только музейные экспонаты, но и скрижали периода Ахаменидов, хранящиеся в Чикагском университете, в противном случае Интерпол обязан конфисковать и вернуть их в Иран. Ожидается, чтобы международные организации, в частности ЮНЕСКО, примут адекватные меры противодействия. Мы познакомим вас с книгой Мухаммада Кули Маджда под названием «США и кража памятников иранской культуры», содержащей разоблачение кражи, совершаемой так называемыми "поклонниками культуры" в США. Книга посвящена истории археологии, появившейся в Иране в период правления шаха Резы Пехлеви. Открытие "ворот культурного наследия" Ирана перед чужеземцами, и в частности американцами, продолжалось до момента победы исламской революции и временами сопровождалось целенаправленным искажением и уничтожением иранской истории. Автор книги, вышедшей в 2003 году и состоящей из 9 глав, собрал засекреченные документы 1935-41 гг. Госдепартамента США, согласно которым, такие личности, как Артур Поуп, были причастны к краже антиквариатов из иранских мечетей и усыпальниц потомков непорочных имамов и их продаже американским музеям. Кроме того, некоторые памятники, вывезенные в 1931 году в Лондон для показа на выставке иранского искусства, так и не были возвращены в Иран. Контрабандой антикварных памятников в то время заведовали тогдашний премьер-министр Мухаммад Али Форуги и его сын. Вызывает сожаление то, что они даже не платили таможенных тарифов, и правительство приказало освободить эти вещи от пошлины. В другой части книги отмечается, что две группы музеев имели разрешение на раскопки в различных точках Ирана. Первая группа – это официальные музеи, а вторая – сотрудничавшие и одновременно соперничавшие университетские музеи. Заплатив незначительные суммы, они заключали договоры на 5-10 лет и присваивали археологические площади в стране. Предметы, которые они вывозили из Ирана, не имеют цены. Руководитель востоковедческого института при Чикагском университете Джеймс Брэстед назвал сделанные в Персеполе раскопки крупнейшими на протяжении всей истории. Согласно контракту по совершению раскопок в Персеполе, находки нужно было разделить поровну. Однако из-за слабости шаха Резы в конечном счете эта деятельность обернулась в ущерб иранской стороне, большая часть древних памятников Персеполя были вывезена из страны и свою победу отметил Госдепартамент США. Далее автор указывает на визиты подозрительных востоковедов в Иран, которые под предлогом проведения литературных и художественных исследований подготовили предпосылки увоза памятников культуры и истории. В рамках этого плана в Иран отправляли опытных дипломатов, из числа которых можно назвать прибывшего в 1926 году в Тегеран Филиппа Хофмана, который сразу же получил телеграмму, в которой Госдеп упоминал о важной деятельности американских археологах в других странах мира и сообщил об их заинтересованности раскопками в Иране и, как следствие, желал узнать мнение иранского правительства о возможном повышении уровня сотрудничества в области археологии. Из-за некомпетентности руководства страны это желание сразу же было исполнено, и американцам удалось занять такие важные должности в министерствах, в руководстве музеев и национальных библиотек и «достойно» выполнить свою миссию. Со временем археологические раскопки перешли из рук французов к американцам, которые, подкупив иранских чиновников, вмешивались даже в разработку законов по охране национальных памятников. В книге отмечается, что на всех этапах составления законов местная власть пыталась угодить иностранцам, из-за чего один из чиновников отблагодарил авторов документов за усилия, благодаря которым восточной страной был создан "замечательный прецедент" этой псевдонаучной деятельности. Но чем же закончилось это предательство? Согласно отчетам некой Мириам, американские археологи, фактические грабители 30-х годов, сосредоточили внимание на раскопках на иранской территории, и в частности в Персеполе, которые завершились в 1939 году. Из одного из документов явствует, что в Иране было обнаружено несколько сотен древних и ценнейших памятников культуры и истории, принадлежащих к периоду власти Ксеркса, в том числе бронзовая надпись на вавилонском языке, которую иранский МИД позволил вывезти в США с целью очистки от налета ржавчины при условии, что господин Шмит предоставит иранской стороне сто тысяч риалов в качестве гаранта возвращения памятника, с чем, кстати, он не согласился. Эта история повторялась не раз и много вещей было переправлено в музеи различных стран, в частности США, где и оставались по сей день. В 1941 году после оккупации Ирана советской и британской армией и отставки шаха Резы Пехлеви древние памятники, загруженные в восьми сундуках, были вывезены в США, за что тогдашний директор востоковедческого института Чикагского университета в 1940 году выразил благодарность Госдепу за его "неустанные труды". Книга «США и кража памятников иранской культуры» завершается рисунками и цитатами из документов Госдепа США. Ныне ценные памятники иранской культуры и истории находятся в США в руках злостных грабителей в государственном обличье, которые из-за вражды с народом решили пустить их с молотка.
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.