Насладиться красотой слова... Каллиграфия со всего мира в Москве

17 ноября 2009
A A A


Искусство каллиграфии притягивает ценителей прекрасного, как нечто изысканное и экзотическое. С 14 октября по 14 ноября по инициативе Национального союза каллиграфов в Москве прошла международная выставка каллиграфии, ставшая крупнейшей в мире в своем роде. Партнерами проекта стали Ассоциация выпускников МГИМО, российские библиотеки – государственная и национальная, Современный музей каллиграфии, культурно-выставочный центр «Сокольники». На выставке были представлены образцы творчества мастеров из России, Украины, Белоруссии, Прибалтики, США, Китая, Японии, Монголии, Австралии, Тайваня, Бразилии, Перу и других стран, в которых имеются свои школы и традиции каллиграфического искусства. Важное место занимала экспозиция работ мусульманских каллиграфов из Ирана, Палестины, Сирии, ОАЭ, Турции, Малайзии, и, что приятно, России. Насладиться красотой можно было уже сразу после входа в павильон. Выставочный зал был обставлен с удивительным вкусом. Черные шторы, белоснежные стены, красные двери, белые кубической формы вазы с красными свечками, живые цветы, мягкая подсветка, спокойная неоклассика, блики, бегающие по потолкам – предельно лаконичный, геометрический декор в японском стиле радовал глаз. В такой приятной и умиротворяющей атмосфере ничто не мешало предаться созерцанию образцов каллиграфии и размышлению об их смысле. Философия исламской каллиграфии Каллиграфия – древнейший вид искусства, который был развит во многих восточных цивилизациях, например, в Китае, в Японии, в Тибете, и был тесно связан с сакральными традициями и практиками. Широко известно, что в Исламе каллиграфия обладает особым статусом. Вне зависимости от отношения конкретной правовой школы и богослова к изображениям живых существ, художественное начертание Слова Аллаха, в любом случае, является наивысшей формой живописи. К сожалению, существует стереотип, что исламская каллиграфия носит декоративный характер и служит в основном украшением для архитектурных памятников: мечетей, медресе, дворцов. Многие, воспитанные на эталонах западных пластических искусств, люди искренне полагают, что мусульманские художники были вынуждены обращаться к каллиграфии из-за навязанного им запрета на изображение людей и животных. Мы не будем касаться темы разногласий по этому поводу в среде мусульманских ученых, равно и феномена турецкой и персидской миниатюры, ибо это не имеет отношения к предмету нашей сегодняшней темы. Что касается исламской каллиграфии, то наивны те, кто думает, будто она представляет собой только лишь замысловатые узоры и красивые письмена. В любой культуре и цивилизации – в том числе и в исламской – каллиграфия тесно связана с глубокими сакральными смыслами. Она отражает представления о Боге и о мире, утвердившиеся в рамках конкретной культуры и религии. Однако, помимо этого, каллиграфия несет на себе отпечаток мировоззрения самого художника, его мыслей, чувств, настроений и судьбы. Более того, каллиграфия есть путь познания самого себя и Бога. Проецируя на лист бумаги все свои вольные ассоциации, облаченные в краски внутренние состояния, рисуя, по сути, свои мысли и чувства, возникающие при соприкосновении со Словом Всевышнего, художник пытается увидеть свою подлинную суть, как если бы он видел свою душу в неком метафизическом зеркале. Хадис Пророка (мир ему) гласит: «Познавший себя познал и Всевышнего». Каллиграфия приоткрывает дверь в мир сокровенного: она раскрывает внутренние стороны веры и души самого художника, в сокрытые тайны мира. Каллиграфия фиксирует эту подчас незаметную связь между человеком и Аллахом, которая открывается ему в основном – во время молитвы. Каллиграфия изображает мистические состояния художника. Наконец, каллиграфия – это просто отражение красоты Бога и Его творения, ибо сказано в хадисе: «Аллах Прекрасен, и Он любит красоту». Созерцая образцы исламской каллиграфии, человек ощущает всю теологическую глубину и сакральную ценность красоты. Каллиграфия говорит с внимающим ей посредством красок и слов, игры цветом и образами, складывающимися из букв. Она помогает ему заглянуть внутрь себя и задуматься над смыслами Священного Слова Бога и сотворенного Им мира. И, сколько бы ты ни смотрел на причудливый танец завитков и оттенков, ты никогда не постигнешь его глубину до конца. Техника исламской каллиграфии Арабская каллиграфия носит наименование «хатт», или «хутут». В рамках исламской традиции каллиграфического письма сложилось шесть почерков, многие из которых и по сей день используются арабами, персами, пакистанцами и представителями многих других народов в их повседневном письме, в литературе, в печати. Это, во-первых, куфийский почерк, для которого характерно наличие массивных букв и геометрическая строгость. Существует много разновидностей данного почерка, среди них – восточный куфи, которому присущи диагональные росчерки, и квадратный куфи – состоящий из прямых углов. Рисунок его таков, что все начертанное словно вписывается в квадратную решетку. Во-вторых, это сульс, что в переводе с арабского означает «треть». В 11 веке он вытеснил распространенный до того куфический стиль. И по сей день его часто используют для украшения мечетей и в каллиграфии. Третий вид почерка – насх – является наиболее известным способом написания арабских слов. Ввиду его относительной простоты он стал общепринятым печатным почерком в тех странах, где алфавит составлен на основе вязи. На нем набираются учебники, книги, газетные статьи. Именно этот почерк знаком всем тем людям, которые в каком-либо объеме изучают арабский язык. А вот от руки арабы пишут другим почерком, который носит название «рук‘а». Фактически, это вариант арабской скорописи. Для простоты и удобства в нем опускаются многие зубцы, а группы точек над харфами (буквами с соответствующими им огласовками) сливаются в черточки или в «подковы». Этому почерку также учатся практически все те, кто хочет овладеть письменным арабским языком и графикой. Иранцы же и пакистанцы используют на письме наста‘лик (также известный под наименованиями «та‘лик» или «фарси»)– сложный и изысканный почерк, состоящий из множества лигатур. Буквы (точнее говоря, харфы) необходимо вырисовывать строго под определенным углом. Познать тонкости наста‘лика непросто, но тяга персов к красоте настолько сильна, что они используют этот почерк не только в каллиграфии, но и в своей повседневной жизни. Наконец, в Османской империи был распространен стиль дивани – то есть канцелярский почерк, отличавшийся тесным расположением харфов, имевшими округло-ломаную форму. Многие из этих стилей были представлены в работах, размещенных на выставке в Москве. В особенности обратили на себя внимание картины, написанные куфийским почерком, что характерно для арабских мастеров, или же наста‘ликом, который используют художники из Ирана. Что запомнилось Рассматривая работы разных художников, понимаешь, насколько каллиграфия обусловлена индивидуальными особенностями их личности и мировоззрения. Все представленные на выставке картины отличал ярко выраженный авторский стиль и почерк. Это настолько бросалось в глаза, что перепутать работы разных авторов было невозможно даже издалека. Каллиграфия Салавата Гилязетдинова – жесткая, мужская, суровая. Выдержанные в серо-черно-белых цветах работы напоминают не то воинские латы, не то каменные плиты на дагестанских могилах. Напротив, исполненные в спокойных, теплых тонах шамаили Назила Файзрахмановича Исмагилова – члена Союза художников Татарстана – исполнены ощущения тепла, семейного уюта и умиротворения. «Заботьтесь о родителях», «Господи, прости и помилуй» - лейтмотив работ Назила Файзрахмановича гармонирует с его каллиграфическим стилем. Также интересны тугры (личные гербы) за его авторством. Если российские каллиграфы в своем творчестве в большей степени тяготеют к характерно мужской четкости мысли и образа, к аскетизму и даже порой к некоему драматическому надрыву, то работы иранских художников – более мягкие, более лиричные и богатые полутонами и скрытыми смыслами. В основном иранцы используют насталик, ассоциирующийся в исламском мире прежде всего с персидской письменностью. Каллиграф Ядоллах Каболи мастерски играет со смысловыми нюансами цвета, передавая с его помощью основную мысль каждой своей картины. Так, основным тоном картины «Сокровенный мир» является зеленый, символически связанный с областью сердца и духовными состояниями, а доминирующий тон работы «Древо дружбы» - розовый. Картины, связанные с темой Единобожия и восхваления Всевышнего, имеют отчетливо выраженный светлый фон. Не оставило равнодушным и творчество Абу Афаша Хасана, художника из сектора Газа. Его глубоко религиозные, пронизанные преданностью Исламу работы впитали в себя всю боль палестинского народа, все его отчаяние и ярость, весь трагизм и героическое величие его борьбы. «В гостях хорошо, а дома лучше» - на черном фоне этой картины – огненные оранжево-красные харфы, выведенные куфийским почерком. Пламя войны и угольно-черный пепел, борьба и скорбь, любовь к Родине и изгнание из дома – все воплотилось в этой работе. «Если я болен, Он исцелит меня», - белым по черному, в округлых очертаниях надписи воплотилась вера, надежда, упование на Всемилостивого. И, наконец, шахада, написанная куфийским почерком черным по белому: традиционность данной темы никогда не перечеркнет ее красоты и величественности. А вот работы тунисца Нджмы Махдауи также насыщены национальным колоритом, однако их настроение, цветовая гамма и смысловой подтекст – принципиально иной. Картины Махдауи имеют ярко выраженный магрибинский, средиземноморский, в чем-то даже бедуинский колорит. На трех картинах – традиционная длиннополая галабея кочевника, на которой начертаны харфы. Самобытность этих произведений, их глубинная связь с формами североафриканского бытования Ислама… …Когда подходило время покинуть выставку, я поймала себя на мысли, что уходить совсем не хочется. Настолько притягивают к себе причудливые буквы, открывающие дверь в мир потаенных смыслов, который кажется почти безграничным. Эстетика умело обставленного зала не отпускает от себя, и к каждой картине хочется вернуться вновь и вновь, чтобы наслаждаться ее красотой и размышлять об ее смыслах. Наверное, в этом и есть сила настоящего искусства.
Источник: ИСЛАМ.ру

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.