В Москве состоялся вечер памяти современного иранского поэта Ферейдуна Мошири

Ферейдун Мошири

17 декабря 2006
A A A


Москва, 16 декабря 2006 года -- В пятницу, 15 декабря, в Москве в Центральной городской библиотеке имени Некрасова состоялся вечер памяти выдающегося современного иранского поэта Ферейдуна Мошири. Как сообщил корреспондени ИРНА, вечер «Со слов любви» был проведен в рамках цикла «Поэтические беседы Ирана и России», организованного Российской региональной общественной организацией развития культурных связей с Ираном «Персия». В рамках поэтического вечера также состоялся концерт классической иранской музыки. Ферейдун Мошири (1927-2000) заслуженно является одним из наиболее известных и любимых поэтов современного Ирана. Его стихотворение «Улица», написанное в 1961 году, смело можно назвать «визитной карточкой» не только поэта, но и персидской поэзии 50-70 годов в целом. Удивительным образом это стихотворение остается столь же популярным и в наши дни. Его знает наизусть почти каждый иранец (как старшего, так и нового поколения!). Свой творческий путь Ферейдун Мошири начинал в 1950-х годах. В это время в Иране уже творила целая плеяда признанных поэтов, таких как: Надер Надерпур, Ахмад Шамлу, Махди Ахаван Салес. С приходом в литературные круги Ирана начала века Нима Юшиджа – основоположника «шер-е ноу» (новой поэзии), поэзия стала отходить от традиционных, веками сложившихся, застывших классических форм. Это было своего рода вызовом. Изменилась не только форма стиха, но и его содержание. Пристальное внимание поэтов стали привлекать темы философско-политического характера: бытие и одиночество человека, смысл жизни, судьба и рок, судьба страны. Но наряду с этим актуальной оставалась и традиционная тема любви. Появление «шер-е ноу» сразу же разделило общество на сторонников и на противников нового стиля. Заслуга Мошири заключается в том, что, имея широкий литературный кругозор, он выбрал для себя нечто среднее: он не стал пленником традиций, равно как не стал и сторонником новторов-экстремистов, хотя его взгляды на поэзию совпадают со взглядами основоположников «шер-е ноу» в том смысле, что он также принял новую поэзию как с точки зрения ее формы, так и с точки зрения содержания, с той лишь разницей, что Мошири нашел свой неповторимый стиль, позволивший ему не отказаться от классики, а искусно вплести в ожерелья новой поэзии жемчужины классических образов, причем так, чтоб они заиграли новыми красками. Вклад Мошири в современную поэзию Ирана ценен еще и тем, что именно благодаря выбору «золотой середины» в творчестве (в тот же ряд можно поставить и Надера Надерпура, Хошанг Эбтехадж (Сайе)), росток новой поэзии в Иране разросся пышным цветом в цветнике персидской литературы. Именно благодаря таким поэтам как Мошири и Надерпур вчерашние противники новой поэзии сегодня стали ее сторонниками. С этого времени новая поэзия заняла свое достойное место и в сердцах людей и, утвердившись как стиль, пополнила сокровищницу литературы такими именами, как Сохраб Сепехри, Форуг Фаррохзад, Симин Бахбахани, Ферейдун Таваллоли и др. И если Нима называют «отцом» новой поэзии, то Мошири, Надерпура можно назвать ее заботливыми сыновьями. Иначе говоря, поэзия Мошири – ожерелье, удивительно сочетающее строгую классику белого жемчуга и броскую дерзость черного, удивительно оттеняющих достоинства друг друга. Поэзия Мошири многранна. Но все же больше это поэт философско-лирического склада. Им создан целый мир символики и образов, с помощью которых он умело передал свое ощущение жизни, свое отношение к ней. Ощущения и настроения поэта отразились прежде всего в любовной лирике. Культ любовной страсти как единственного прибежища человека, в котором он может быть счастлив и свободен, становится лейтмотивом многих сборников поэта. Чистая и естественная страсть, венчающая собой красоту и совершенство мира, знаменующая полное отрешение от внешнего мира – идеал поэта. Любовь, в его понимании, это единственное, чем обладают люди. Она – весь мир, в ней сосредоточен смысл жизни, именно поэтому в стихах, посвященных любви читатель ощущает полноту жизни. Любовная лирика Мошири пленяет своей мелодикой, изящностью и неординарностью образов. Однако, осознавая невозможность пребывания в замкнутом кругу личных чувств, поэт не ограничивается только любовными переживаниями, он не менее искусно размышляет о времени и о себе, о жизни и смерти. Мошири стремится широко охватить доступный его поэтическому зрению мир и запечатлеть его в поэтических образах, отличительной чертой которых являются емкость и многозначность. Вся поэзия Мошири покоряет не только и не столько неординарностью, сколько общим узором, рожденным в результате необыкновенного переплетения классики и новизны. Мошири принадлежит к тем немногим поэтам, которые создают поэзию понятную и в литературных кругах, кругах искусства, и в народной среде, простому читателю. В этом отношении его можно сравнить с Хайямом - поэтом-классиком, также отличающимся талантом выражать очень глубокие мысли просто, кратко, и в то же время пленительно-чарующе. Поэзия Мошири свидетельствует о том, что автор является подлинным почитателем красоты, любви, добра и человеколюбия. Стихи поэта переведены на английский, немецкий, французский, русский языки.
Источник: ИРНА

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.