Иранец с евреем — братья навек

24 января 2003
A A A


России следует содействовать союзу Израиля и Ирана Шариф ШУКУРОВ, Рустам ШУКУРОВ Придет время, и случится то, что ныне кажется невозможным, — Иран с Израилем свяжут тесные политические отношения, они войдут в коалицию. Наш прогноз базируется на основаниях исторической связанности судьбы иранцев и евреев. В библейские времена именно иранцы способствовали возвращению евреев из вавилонского плена. Второй Иерусалимский храм построен благодаря персидским царям — Киру и двум Дариям. Эти события не забыли и исламизированные иранцы. Впрочем, история изгнаний сложна и прихотлива: в современном Израиле проживает немало богатых и весьма влиятельных выходцев из Ирана и иранских (таджикских) районов бывшего СССР. Если же обратиться к более широким горизонтам, то надо отдавать себе отчет в простом обстоятельстве: современный мир сформирован расширившимся (и в конце концов колонизовавшим его) Средиземноморьем, приведенным к мировому господству счастливым сочетанием индоевропейского и семитского начал. Опыт эпохи иранцев и евреев в период Второго храма — первая серьезная попытка их соединения; за ней последовали другие — христианская, мусульманская. Между иранским и романо-германо-славянским отношением к еврейству существует огромное различие. Иранскому интеллекту чужд антисемитизм. Даже официальная антисемитская демагогия современного Ирана не привела — и никогда не приведет — к «освенциму». Это знают и иранцы, и евреи. Можем ли мы, исходя из знания внутренних связей между иудаизмом и иранизмом, иудаизмом и исламом, представить себе невероятную сейчас, но, на наш взгляд, вполне допустимую геополитическую конфигурацию будущего: политическое единство Израиля и исламских стран? Думается, такая связь мыслима в силу прочных и вполне осознаваемых внутренних связей семитов — этнических, культурных, лингвистических, ментальных, географических, наконец. Ведь существуют же сейчас партнерские отношения между Израилем и Турцией. Следовательно, к чему-то подобному можно и нужно быть готовым и в отношении Израиля и арабских стран. Допустим, что существующий иранский режим когда-нибудь изменится. Тогда изменится все. Впрочем, уже сейчас видны подвижки. Говорят, например, что «США для Ирана враг № 1». Да, последние 25 лет было так, но ведь сейчас в США учится неизмеримо больше иранских студентов, чем, скажем, в России. Ислам, иранизм и иудаизм связывает так много, что им не разойтись навсегда. Но если в прошлом их связывали политико-культурные интересы, то в будущем это будет экономически-военное, стратегическое сотрудничество. Ближний Восток избавится от третейского вмешательства американцев и других держав и будет решать свои проблемы себе на благо. Здесь уместно вспомнить Шпенглера и его пророчества о Великом закате Европы и Америки. Это будет закат экономического и военного превосходства новоевропейского мира. Индоевропейское и семитское Средиземноморье вместе со своими дальними форпостами — Индией и Пакистаном — столкнется с Дальним Востоком. Семито-индоевропейцы будут противостоять Китаю, Японии, Корее, Вьетнаму. Это будет схватка двух типов цивилизаций. Глубинный, пока еще не вызревший водораздел проходит не по линии «север — юг», как стало привычным думать, а «Средиземноморье» и «не-Средиземноморье». Китайский мир — последняя в этом мире самодостаточная культура, изрядно потрепанная, но не сломленная Средиземноморьем. Итог схватки гигантов предрешить трудно. Однако ясно, что в этом случае воля Средиземноморья может опереться на материнскую, еще не разъеденную поздними комплексами семито-индоевропейскую ось Иран — Израиль. И хочется думать, что сила Средиземноморья возобладает над желтой расой. Во власти и у власти нужны люди, хорошо знающие историю. У дореволюционной России экспертами властей служили ученые. Сейчас же к решениям подталкивают либо телохранители, либо политтехнологи. И те, и другие очень похожи: они способны охранять и предупреждать, но они неспособны предвидеть. Быть может, пришла пора подумать о российской составляющей в выстраивании возможного ирано-израильского партнерства и дружить вовсе не с теми, с кем Россия водится сейчас. Тем более что среди национально мыслящих российских интеллектуалов симпатии к Ирану и к Израилю (а то, парадоксальным образом, и к обоим вместе) достаточно распространены. Это открывает отдаленную, но реальную перспективу сближения между национальными элитами трех стран. История учит нас, что подобные связи рано или поздно оказываются значимым фактором реальной политики. Источник: Консерватор от 24.01.2003
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.