Перспективы развития района Аславие и месторождения Южный Парс

05 февраля 2003
A A A


(по материалам газеты «Иран») Если спросить даже не простого человека, а специалиста о том, где формируется второй промышленный центр страны, можно услышать разные ответы, но только не тот, который соответствует действительности. Если сказать этому специалисту, что подобный центр формируется в небольшом поселке с населением в 8 тыс. человек на юге страны, он очень удивится. В районе Аславие в 270 км к востоку от Бушера планируется получать 10% годового валового национального продукта страны. Чтобы было с чем сравнивать, следует отметить, что автомобилестроение, одна из крупнейших отраслей промышленности, дает 3% годового валового национального продукта. В 100 км от Аславие в акватории Персидского залива находятся крупнейшие в мире запасы природного газа. Территория месторождения составляет 9700 кв. км. Здесь сосредоточены 8% всех мировых запасов газа и 50% запасов газа в Иране. Газовое месторождение Южный Парс открывает большие возможности для налаживания производства и представляет собой огромное богатство для страны. Оно было разведано в 1975 году. На этот богатейший регион имеются, конечно, и другие претенденты. Использовать благоприятные возможности очень хорошо умеет Катар, небольшое государство в Персидском заливе с малочисленным населением. Названное месторождение находится под дном моря в районе, поделенном между Ираном и Катаром. Объем газа в месторождении составляет 13 триллионов куб. метров. По мнению специалистов, освоение этих запасов должно осуществляться в 25 этапов в течение 25 лет. Это говорит о том, какие огромные запасы энергоносителей сосредоточены в данном районе. Их стоимость оценивается в 480-500 млрд. долларов (эта сумма превышает все доходы Ирана от продажи нефти с первого дня и до настоящего времени). По некоторым оценкам, стоимость запасов газа составляет даже 1440 млрд. долларов. Упущенные возможности В Катаре пришли к мысли о разработке этого месторождения в конце 80-ых годов, и добыча газа началась с 1991 года. Только за 10 лет Катар добыл газа на сумму в 13 млрд. долларов. В Иране с начала 90-х годов обсуждались различные проекты и предпринимались шаги для начала работ в Южном Парсе. С приходом к власти правительства Хатами и с изменениями в руководстве нефтяной и газовой промышленности была продемонстрирована готовность принять меры для компенсации упущенных возможностей. Согласно сделанным оценкам, каждый день отсрочки в добыче газа на этом богатейшем месторождении обходится стране в 4-6 млн. долларов. Иран пока откладывает разработку месторождения, а Катар безостановочно в течение 11 лет продолжает добывать газ. Если оценивать неполученные от добычи газа доходы в 3 млн. долларов в день, годовые потери Ирана составят 1,1 млрд. долларов, потери за 11 лет превысят 12 млрд. долларов. Если же принять во внимание слова исполнительного директора нефтяной и газовой компании «Парс» Салехи Форуза о том, что Иран достигнет уровня Катара в добыче газа к 2007 году, то эта сумма может составить 20 млрд. долларов. Южный сосед увеличивает темпы добычи Инженеры, которые работают в Южном Парсе, говорят, что они давно знают все газодобывающие платформы в территориальных водах Катара. В последнее время, по словам этих инженеров, работа на катарских платформах в значительной мере активизировалась. В этой связи следует упомянуть оцениваемый в 4 млрд. долларов договор между Катаром и Японией об увеличении добычи газа в Южном Парсе. По мнению некоторых специалистов, когда стало ясно, что Иран ускорил темпы своих работ, Катар начал осуществлять даже экономически невыгодные проекты. Это объясняется тем, что как предполагают катарские специалисты, если Иран с его широкими инженерно-техническими возможностями станет уделять серьезное внимание проектам по добыче газа в Южном Парсе, он сумеет в течение десяти лет компенсировать свое отставание, а в условиях, когда две страны должны использовать общее месторождение, запасы которого небезграничны, окажется в выигрыше тот, кто сможет за меньшее время добыть больше газа. Масштабы работ на суше Если обозревать окрестности Аславие из самолета или вертолета, обращает на себя внимание то, что десятки гектаров превратились в строительную площадку, где производится монтаж сотен тонн оборудования, и осваиваемая территория становится промышленным центром. При этом большая часть работ еще не начиналась. Министр нефти Ирана Бижан Зенгене считает, что Аславие станет одним из пяти крупнейших экономических центров Ирана. При этом он подчеркивает, что «ни один район страны не получил столько инвестиций в иностранной валюте». Сейчас Аславие становится центром сосредоточения усилий крупнейших мировых компаний в области нефти и строительства. Среди этих промышленных объединений можно назвать «Тотал», «Хюндай», «Идру», «Самсунг», «Газпром». Между Аславие и селением Бидхун на многие километры протянутся газоочистительные комплексы, которые предполагается строить в 12 этапов параллельно с расширением добычи газа в Южном Парсе. На этих комплексах будет осуществляться переработка газа, доставленного на сушу с морских месторождений, и отсюда газ будет отправляться по всей стране, в том числе и на экспорт. Если говорить об объеме строительных работ, то только на первом этапе осуществления проекта (первая фаза проекта «Южный Парс») предполагается использовать 75 тыс. куб. м раствора для бетонных работ, 6600 тонн металлоконструкций, произвести сварочные работы на трубопроводе (общая длина сварного шва около 600 тыс. дюймов), проложить кабели общей длиной в 1130 км. Трудно даже представить, какое влияние может оказать такой объем работ на экономику региона и всей страны. Конец ожиданиям Февраль и март этого года могут быть названы временем «конца ожиданий» в деле реализации этого масштабного проекта. К этому периоду должны быть завершены 2 и 3 фазы в строительстве газоочистительных комплексов Южного Парса. Соответствующий договор был подписан в октябре 1997 года, и работы ведутся компаниями «Тотал», «Газпром» и «Петропарс». По последним данным, 15 февраля состоится открытие объектов, в котором примет участие президент Хатами. Первая очередь 1 фазы близится к завершению (победителем тендера была компания «Петропарс»), и ее эксплуатация должна начаться в марте. Вторая и последняя очередь будет завершена в мае-июне этого года. Эксплуатация объектов этих двух фаз может принести Ирану и его зарубежным партнерам доходы в размере 3,4 млрд. долларов. Таким образом, наступает время, когда Иран займет подобающее место в качестве второго совладельца одного из крупнейших месторождений газа в мире. К сожалению, в настоящее время Иран, располагая 16% мировых запасов газа, добывает только 2% из всего производимого газа, а экспортирует близкое к нулю количество газа. Влияние проекта «Южный Парс» на промышленность Ирана Один из высокопоставленных руководителей комитета развития и реконструкции промышленности (в ведении этого комитета находится и крупнейшая отрасль – тяжелая промышленность страны) назвал каждый подписанный договор в рамках проекта «Южный Парс» «вливанием крови» в промышленность Ирана, которая несмотря на значительные возможности и ресурсы, работает не на полную мощность из-за отсутствия необходимого количества заказов. Активное участие иранских подрядчиков в осуществлении масштабных проектов началось еще в 90-ые годы, когда в стране получило развитие строительство. Тем не менее количество иранских компаний среди победителей тендеров в рамках многомиллиардных проектов оказалось беспрецедентным. Это привело к тому, что, с одной стороны, увеличились возможности страны в руководстве крупными проектами и с другой – возросли объемы внутреннего производства. Сотни промышленных предприятий и машиностроительных гигантов вышли из относительного застоя. Среди таких предприятий можно назвать «Азераб», машиностроительный комбинат «Арак», машиностроительный комбинат «Луристан» и др. Иранские компании принимают участие в работах, которые ведутся на суше в рамках проекта «Южный Парс». По словам специалистов, непосредственно в проекте занято около 20 тыс. человек, и сотни тысяч человек косвенно связаны с ним. С точки зрения создания рабочих мест этот проект сопоставим с двумя крупными автомобильными заводами или с 10 металлургическими предприятиями. Те, о ком нельзя забывать Три поселка Аскавие, Нахлтаги и Бидхун (Аскавие недавно стал уездным центром) находятся в районе Канган. Население этих поселков составляют 8 тыс. человек. Названный район относится к числу наиболее отсталых районов (Бушер и его окрестности также относится к отсталым городам Ирана). Аскавие считается самым жарким местом в данном районе. Летом температура здесь держится около 45º в тени. В самое холодное время температура очень редко опускается ниже 8º. Живут в этих местах в основном потомки выходцев из Саудовской Аравии, которые поселились здесь около 5 веков назад. До настоящего времени они, как правило, занимались торговлей, сельским хозяйством, простым физическим трудом и рыбной ловлей. Из каждых 10 жителей Аскавие и Нахлтаги 7 человек относятся к суннитами и 3 – к шиитам. Говорят они на арабском языке, однако знают и персидский. По некоторым сведениям, здесь проживает 5 тыс. человек, однако согласно официальным данным, численность населения составляет 15 тыс. человек, в основном молодежь. До недавнего времени местные жители были лишены самых элементарных условий жизни обычного города, и вдруг неожиданно, начиная с 1995 года, они стали свидетелями широкомасштабной деятельности многочисленных компаний и увидели тысячи большегрузных автомобилей и бульдозеров, другой техники. За 3 года с помощью этих машин была расчищена территория и построены дороги. В 1997 году было начато строительство морского причала, и в 2000 году работы уже завершились. В 1997-2000 годах в Аславие был построен международный аэропорт. Все, что было сделано до сих пор, отвечало интересам местных жителей. Однако последующие события могут вызвать у них определенную обеспокоенность. Они считают, что их могут принести в жертву ради осуществления проекта. Обеспокоенность у местных жителей вызывают разговоры о возможном их переселении в другие места (достоверность подобных сведений, конечно, сомнительна). Если бы не было нефти, южные районы страны, без всякого сомнения, оставались бы самыми отсталыми в стране. Провинция Хузистан оказалась в благоприятном положении, конечно, из-за многочисленных предприятий нефтяной промышленности. В провинции Хормозган с нищетой было отчасти покончено благодаря нескольким крупным предприятиям и порту Бендер-Аббас. Однако Бушер относится к наиболее отсталым районам страны. С осуществлением проекта «Южный Парс» у Аславие появляется шанс положить конец отсталости. 15 млрд. долларов капиталовложений в данный регион полностью изменят его облик. По имеющимся сведениям, некоторая часть средств уже использована компаниями для оказания помощи местному населению, в частности в области образования и дорожного строительства, однако проделанная работа еще очень далека от того, что следует сделать. Если преодолеть 270-километровый путь от Аславие до Бушера на автомобиле, то станет понятным, до какой степени территории, протянувшиеся вдоль побережья Персидского залива, являются отсталыми, хотя менее чем за 40 минут можно добраться до богатых южных городов. Не так далеко находятся и промышленные центры севера и северо-запада страны. Иран.Ру
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.