Тегеран как яблоко раздора между Обамой и Конгрессом

02 августа 2013
A A A


МОСКВА — Палата представителей США 1 августа проголосовала за введение новых экономических санкций против Ирана в связи с разработкой Тегераном ядерного оружия, причем 400 конгрессменов высказались за них, и 20 – против. Теперь документ, предписывающий дополнительное сокращение экспортных поставок нефти из Ирана на 1 миллион баррелей ежедневно в течение года, должен пройти через Сенат и получить подпись президента Барака Обамы.

Голосование в нижней палате американского парламента прошло незадолго до вступления в должность избранного президента Ирана Хасана Роухани, которое состоится 4 августа. США подозревают Иран в намерении создать ядерное оружие, Тегеран это отрицает и заявляет, что его ядерная программа преследует мирные цели. Наряду с санкциями ООН и других международных организаций, США ввели и собственные санкции против Ирана с целью заставить страну отказаться от ядерной программы.

Несмотря на то, что Конгресс принял новый законопроект достаточно легко, в американском обществе новые санкции против Ирана были встречены неоднозначно. Так, Национальный совет американцев иранского происхождения заявил, что новые санкции контрпродуктивны, поскольку подрывают возможности для возобновления дипломатических усилий в отношении Ирана. Тем не менее, в Конгрессе возобладала жесткая линия: несмотря на то что более 130 депутатов присоединились ранее к призыву провести новые переговоры с Ираном, почти все они проголосовали за новые санкции.

Что происходит

Ранее – за день до принятия решения о новых санкциях – об опасности разработки ядерного оружия Тегераном сообщил в своем докладе Институт науки и международной безопасности (ИНМБ). Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на ведомство, Иран будет обладать запасами урана, достаточными для создания ядерного оружия, уже к середине 2014 года. По мнению ученых, Тегеран сможет добиться этого, выполнив планы по установке тысяч центрифуг для обогащения урана на ядерных объектах «Натанз» и «Фордо».

Для предотвращения получения Тегераном ядерных объектов специалисты ИНМБ в своем докладе посоветовали МАГАТЭ проводить инспекции иранских объектов с центрифугами по меньшей мере два раза в неделю.

«Бездействие или излишняя осторожность МАГАТЭ могут не позволить международному сообществу отреагировать до того, как Иран произведет достаточно урана», – считают они.

Напомним, ранее Иран уже был подвергнут жестким экономическим санкциям со стороны ЕС, который принял решение о нефтяном эмбарго против Тегерана, вступившем в силу 1 июля. Пакет документов, подтверждающий это решение, был принят в начале 2012 года, когда ЕС одобрил запрет на импорт, приобретение и транспортировку иранской нефти, а также на относящиеся к ним финансовые и страховые операции. Поводом для санкций стал доклад МАГАТЭ, где утверждалось, что Иран до 2003 года вел работы по созданию ядерного оружия, которые могут продолжаться до сих пор.

Российская реакция

В 2012 году Россия выступила против введения нефтяного эмбарго, предложенного ЕС, аргументировав свою позицию тем, что Ирану нужно остановить обогащение урана до 20%, а странам Запада стать на путь отмены санкций. Сейчас сообщение о возможности новых ограничительных мер против Тегерана, на этот раз со стороны США, вызвало у российских властей резко отрицательную реакцию.

Любые дополнительные санкции международного сообщества по отношению к Ирану будут направлены на «экономическое удушение» этой страны, заявил по этому поводу в комментарии РИА «Новости» заместитель министра иностранных дел России Геннадий Гатилов. По мнению чиновника, в отношении Тегерана было принято уже достаточное количество ограничительных мер.

«Мы исходим из того, что Совет Безопасности уже принял несколько резолюций с санкционной составляющей в отношении Ирана, и то, что было сделано, является вполне адекватным и достаточным в плане обеспечения нераспространения оружия, – добавил Гатилов. – И любые дополнительные санкции уже, в принципе, направлены на экономическое удушение Ирана».

Алексей Арбатов: решение Конгресса нелепо

Решение Конгресса США по Ирану вызвало отрицательную реакцию не только у МИДа РФ. Эксперт Московского центра Карнеги Алексей Арбатов в комментарии «Голосу Америки» также признался, что считает инициативу американского ведомства «просто абсолютно нелепой».

«В Иране сменилась власть, пришел новый президент, умеренный деятель, который в прошлом вел успешные переговоры по ограничению ядерной программы в 2003-2004 годах, – пояснил он. – Надо было бы подождать и посмотреть, что он будет предлагать, потому что санкции против Ирана уже приняты достаточно жесткие санкции, особенно со стороны ЕС, которые привели к тяжелейшим экономическим последствиям и повлияли на исход выборов».

По словам эксперта, уже сейчас значительная часть населения Ирана не хочет больше жить в «стране-изгое», что тоже не прибавляет Тегерану «желания идти на поводу у американского Конгресса».

Алексей Арбатов убежден в том, что нефтяные санкции – это крайние меры воздействия.

«Эти санкции надо было держать про запас, чтобы Роухани знал, что от него требуются не просто какие-то косметические поправки и новые комбинации, а серьезный прорыв на переговорах, – рассказал он. – Иначе будут введены санкции и, в конечном итоге, даже применена сила».

Но использовать, по мнению эксперта, эту карту сейчас – совершенно бессмысленно.

С этим солидарен ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников. По его словам, санкции против Ирана могут закончиться крайне тяжелыми последствиями.

«Я могу судить на основе личного опыта: иранцы действительно очень неуступчивы, и чем больше их загоняют в угол, тем больше они ожесточаются, – заявил он в беседе с корреспондентом «Голоса Америки». – Нужно понимать, что, если иранцы создают ядерное оружие, то они от этого не отойдут, хотя у них есть фетва, запрет, гласящий, что истинно мусульманской стране иметь ядерное оружие – грех».

Конфронтация, по мнению специалиста, приведет к нарастанию конфликтности и к тому, что «иранцы просто перестанут с кем-либо разговаривать, они замкнутся и будут еще ожесточеннее делать свое дело».

При этом Владимир Сотников, по его собственным словам, убежден в возможности переговоров с новым иранским руководством.

«Сейчас, на втором сроке, у Обамы есть шанс начать с Ираном диалог, может быть, не напрямую, а через третьи страны, – сказал он. – Москва могла бы предложить свое посредничество, как и какие-то другие страны».

Возможность прямой встречи Хасана Роухани с Обамой, по мнению эксперта, на данный момент не кажется реальной, однако у Госдепартамента «есть дипломатические каналы для того, чтобы в третьих странах наладить такой диалог».

«Подковерные» интриги

Отвечая на вопрос корреспондента «Голоса Америки», Алексей Арбатов заявил, что у проблемы новых санкций против Ирана есть и еще одна сторона: они могут быть дополнительной «палкой» в отношениях между Конгрессом и администрацией Обамы.

«Я рассматриваю эту акцию Конгресса как очередной выпад против администрации Обамы, – пояснил он. – Как будто нарочно принимается решение, которое затруднит Обаме переговоры с новым президентом Хасаном Роухани, которые могли бы принести успех».

Эксперту не кажется невозможной «злонамеренность» Конгресса, так как Республиканская партия в Конгрессе действует по принципу «чем хуже – тем лучше».

«Они хотят даже сорвать переговоры с Ираном и помешать мирному решению этого вопроса, лишь бы президент Обама не записал в свой послужной список еще один внешнеполитический успех», – констатировал политолог.  
Евгения Кузнецова
Источник: Голос Америки

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.